Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать степень развития крестьянских (фермерских) хозяйств Беларуси, оценить уровень государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и выявить перспективы их развития. Объектом анализа выступает Республика Беларусь. Предмет исследования – крестьянские (фермерские) хозяйства.
.

Работа содержит 1 файл

1 глава.docx

— 166.06 Кб (Скачать)

    ж) Важным направлением эффективного развития фермерских хозяйств должно стать развитие межфермерской кооперации, интеграции их с сельскохозяйственными, перерабатывающими, торговыми и иными организациями. Данное направление является одним  определяющих в контексте развития крестьянских (фермерских) хозяйств Государственной  программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 гг. [8, с. 57].

    Однако, в современных условиях недостаточно усовершенствован и отработан механизм кооперативно-интеграционных отношений  и связей фермерских хозяйств с сельскохозяйственными  и иными организациями. В практической деятельности эти отношения имеют  единичные случаи и различные  формы взаимного сотрудничества. Причинами недостаточного развития кооперативно-интеграционных связей в  АПК целом и фермерском секторе  в частности является отсутствие единого законодательного акта, определяющего  особенности и формы функционирования взаимного сотрудничества субъектов  хозяйствования на принципах кооперации. В этой связи в настоящее время  возникла объективная необходимость  разработки и принятия Закона Республики Беларусь «О сельскохозяйственной кооперации».

    Механизмом  развития межфермерской кооперации может выступать совместная деятельность на принципах простого товарищества (договор о совместной деятельности) в производстве и сбыте сельскохозяйственной продукции, а также создания коммерческих организаций по переработке, хранению, транспортировке и реализации продукции, производственному, агросервисному и иному обслуживанию.

    Вертикальная  интеграция фермерских хозяйств с сельскохозяйственными, перерабатывающими, торговыми и  иными организациями может быть разной и в каждом конкретном случае определяться условиями хозяйствования. Формами интеграции фермерских хозяйств являются, как правило, договорные отношения, такие как поставка сельскохозяйственной продукции для государственных  нужд, контрактация, совместная деятельность на принципах простого товарищества и т.д. [12, c. 63].

    Таким образом, комплексная реализация мероприятий, направленных на эффективное функционирование фермерских хозяйств, в системе развития рыночных отношений и государственного регулирования будет способствовать стабилизации и увеличению объемов  производства товарной продукции сельского  хозяйства, повышению доходности, окупаемости  производственных ресурсов, мотивации  труда в фермерском секторе. 
 

    2.4. Проблемы в сфере  государственной  поддержки крестьянских (фермерских) хоозяйств в Республике  Беларусь 

    Сегодня ни у кого не вызывает сомнение необходимость  присутствия государственного регулирования  в аграрной сфере. В силу высокого органического строения капитала в  сельском хозяйстве субъекты предпринимательской  деятельности получают более низкий доход и не могут конкурировать  на рынке с производителями других отраслей. Кроме того, зависимость  урожая, а, следовательно, и доходов  сельскохозяйственных товаропроизводителей от климатических условий ведет  к нестабильности их положения. Государство, принимая во внимание то, что продукты питания как товар имеют малоэластичный спрос и предложение, а также удовлетворяют потребности населения базового порядка, берет на себя функции регулирования отношений, складывающихся на продовольственном рынке.

     Несмотря  на достаточну сильную поддержку  крестьянских (фермерских) хозяйств существуют и проблемы в данной сфере. Очень  часто направляемые бюджетные средства используется недостаточно эффективно, так как большая их часть используется не на создание инновационной инфраструктуры, а на решение текущих задач: обслуживание кредитов, удешевление сельскохозяйственной техники, компенсации роста цен  на основные материальные ресурсы (нефтепродукты, удобрения, средства защиты), а также  на приобретение материальных ресурсов, которые безвозмездно или по сниженным  ценам передаются сельхозорганизациям. На прямые инвестиции направляется не более четверти выделяемых средств.

     Сегодня определенная часть руководителей  и специалистов в материальном и  финансовом обеспечении надеются на государство, игнорируя меры по повышению  эффективности собственного производства. Поэтому приоритетное использование  консолидированного бюджетного фонда  поддержки сельхозпроизводителей  – финансирование крупных окупаемых  объектов на основе бизнес-планов, прошедших  строгую государственную экспертизу.

     С государственной точки зрения было бы целесообразным Национальному банку  Республики Беларусь дифференцировать процентные ставки по кредитополучателям, снизив их для агропромышленного  комплекса и повысив для отраслей, имеющих короткий по времени оборот капитала [9, c. 27].

     Сегодня АПК представлен разрозненными  субъектами хозяйствования, не увязанными единой идеологией в цепи производство – переработка – реализация. В большей мере в их деятельности предусматриваются узкокорпоративные цели. Взаимоотношения между партнерами чаще строятся на принципах извлечения выгоды за счет других, что наносит ущерб аграрной отрасли в целом.

     Для реального придания приоритета экономике  в АПК основным показателем следует  установить прибыль с учетом условий  хозяйствования. Он будет наиболее объективно характеризовать уровень  хозяйствования на земле и деловые  качества руководителей и специалистов.

Таким образом, крестьянские (фермерские) хозяйства  и в целом сельское хозяйство  Беларуси имеет довольно жесткое  управление и контроль со стороны  государства. При этом наблюдается  ряд проблем, которые возникли на фоне распада СССР и сохранения элементов  командно-административных методов  управления. С другой стороны сельское хозяйство в том числе и  РБ должно быть под государственным  контроль, так как это одна из наименее устойчивых отраслей любой  страны.

    направлений деятельности в сельской местности. Фермерские хозяйства при создании им соответствующих условий и  финансовой поддержки со стороны  государства могут выступить  активными участниками развития новых и нетрадиционных отраслей и направлений деятельности в  сельском хозяйстве и производстве продукции, обеспечивающей замещение  импорта. Это создаст реальные возможности  по сокращению ввоза сырья и продовольствия из-за пределов, улучшению внешнеторгового  баланса и повышения эффективности  экономики аграрного сектора  Беларуси.

    В-третьих, эффективное функционирование фермерского  сектора создает реальные экономические  условия и стимулы для развития нормальной конкуренции в аграрном бизнесе, исключает монополизацию  в сфере производства, сглаживает сезонность производства в сельском хозяйстве, обеспечивает создание рабочих  мест, повышает занятость и получение  дополнительных доходов населения.

    Достижение  прогнозных параметров производственно-хозяйственной  деятельности фермерских хозяйств обуславливает  необходимость обоснования направлений  и методов их эффективного функционирования в новых условиях экономических  отношений. Таким образом, комплексная  реализация мероприятий, направленных на эффективное функционирование фермерских хозяйств, в системе развития рыночных отношений и государственного регулирования  будет способствовать стабилизации и увеличению объемов производства товарной продукции сельского хозяйства, повышению доходности, окупаемости  производственных ресурсов, мотивации  труда в фермерском секторе [8, c. 35].

    Таким образом, оценка деятельности, обоснование  прогнозных параметров, критериев и принципов развития фермерских хозяйств в Беларуси позволила выдвинуть ряд условий для эффективного развития КФХ:

    1) В условиях развития научно-технического прогресса важнейшим фактором эффективного функционирования является система управления и уровень квалификации кадрового состава фермерских хозяйств. Таким образом, государству следует выделять средства на повышение квалификации персонала хозяйств и направлять молодых специалистов в эту отрасль.

    За  счет данного фактора, по некоторым  данным, на 70 % обеспечивается эффективность  работы предприятия. Система управления деятельностью фермерского хозяйства  должна быть направлена, прежде всего, на соблюдение производственной, технологической  и трудовой дисциплины, рациональное использование производственных ресурсов, снижение ресурсоемкости производства и эффективный сбыт конечной продукции. Вместе с тем, как показывает практика, решение данной проблемы в условиях финансовой и экономической нестабильности возможно при достаточно высокой  квалификации кадрового состава  фермерского хозяйства. Нужно направлять работников фермерских хозяйств на специальные  курсы либо в институты аграрного  направления, чтоб работники могли  правильно и эффективно использовать распоряжаться имеющимся ресурсами.

    Важно отметить, что преимущественное право  на создание и ведение фермерского  хозяйства должно принадлежать инициативным и предприимчивым гражданам, имеющим  опыт работы в сфере сельскохозяйственного  производства, способным обеспечить эффективную предпринимательскую  деятельность фермерского хозяйства  в условиях глобального экономического кризиса.

    Повышение квалификации кадрового состава  фермерских хозяйств республики предусматривает  проведение ежегодных курсов в зимне-весенний период для руководителей фермерских хозяйств, касающихся вопросов правового  обеспечения, технологии производства сельскохозяйственной продукции, организации  и ведения аграрного бизнеса  и т.д.

    2) Основой эффективного функционирования фермерских хозяйств является состояние материально-технической базы и обеспеченность производственными ресурсами. В этой связи в современных условиях укрепление материально-технической базы и повышение уровня ресурсообеспеченности фермерских хозяйств должно осуществляться не посредственно с помощью государства.

    Во-первых, источником укрепления материально-технической  базы должны выступить средства республиканского бюджета, направляемые на первичное  обустройство фермерских хозяйств на безвозвратной основе. Причем в условиях совершенствования государственного финансирования аграрного сектора  существует объективная необходимость  увеличения размеров финансирования в  данном направлении. В соответствии с требованиями ВТО поддержка  фермерских хозяйств относится к  мерам «зеленой» корзины и  соответствует двум критериям, содержащимся в Соглашении по сельскому хозяйству  стран-членов ВТО, которые позволяют  не принимать обязательств по сокращению их бюджетного финансирования. Следует  отметить, что поддержка, направляемая на первичное обустройство этих хозяйств (строительство дорог, линий радио- и электропередачи, объектов водоснабжения, газоснабжения, телефонной связи и  т.д.) оказывается в форме бюджетных  расходов, не связанных с производством. Кроме того, централизованное финансирование определяется статусом товаропроизводителя  и представляет собой ассигнования государства на структурную перестройку  сельского хозяйства, так как  в настоящее время преобладающий  удельный вес в общем объеме производства занимают крупные организации.

    Во-вторых, важным направлением повышения фондооснащенности фермерских хозяйств является привлечение кредитных ресурсов на льготных условиях. В данном случае необходимо расширить возможность предоставления платежеспособным фермерским хозяйствам кредитов на льготных условиях на создание (приобретение) долгосрочных активов: технических средств, сельскохозяйственных машин и оборудования, строительство (реконструкцию) зданий и сооружений, создание базы хранения сельскохозяйственной продукции.

    Следует отметить, что в условиях финансовой и экономической нестабильности наряду с банковским кредитованием  дополнительным источником финансового  обеспечения фермерских хозяйств может  стать создание обществ (кооперативов) взаимного кредитования. В соответствии Положением об обществах взаимного  кредитования субъектов малого предпринимательства, утвержденного соответствующим  постановлением Совета Министров Республики от 21 декабря 1999 г. № 1972, участниками их могут выступать индивидуальные предприниматели и юридические лица (в том числе фермерские хозяйства), отнесенные к субъектам малого предпринимательства законодательными актами Республики Беларусь.

    Таким образом, в целях создания и развития обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства  необходимо активизировать работу со стороны органов государственного управления и обеспечить консультационное обслуживание субъектов малого предпринимательства в вопросах организации и деятельности обществ.

    В-третьих, резервом укрепления материально-технической  базы фермерских хозяйств может выступать  неиспользуемое имущество государственной  и негосударственной собственности. В этой связи в современных  условиях хозяйствования возникает  необходимость вовлечения в хозяйственный  оборот неиспользуемого имущества  сельскохозяйственных производственных кооперативов (колхозов) на условиях, предусмотренных  законодательными актами для организаций  государственной собственности. Следовательно, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов должно осуществляться на условиях конкурса или аукциона.

    3) Неотъемлемым условием эффективного функционирования фермерских хозяйств является совершенствование условий хозяйствования и придание равноправного статуса фермерским хозяйствам наряду с другими субъектами хозяйствования аграрного сектора.

      В данном случае речь идет  о том, что фермерские хозяйства  должны стать полноправными участниками  реализации государственных целевых  программ, поставщиками сельскохозяйственной  продукции для государственных  нужд, бюджетного финансирования  и инвестиционной деятельности. Последние направления особенно  актуальными являются для фермерских  хозяйств, осваивающих новые направления  деятельности в сельском хозяйстве,  занятых производством дефицитных  видов продукции, обеспечивающей  замещение импорта сырья и  продовольствия из-за пределов  страны, а также фермерских хозяйств, ставших правопреемниками реформированных  сельскохозяйственных организаций. 

Информация о работе Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь