Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать степень развития крестьянских (фермерских) хозяйств Беларуси, оценить уровень государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и выявить перспективы их развития. Объектом анализа выступает Республика Беларусь. Предмет исследования – крестьянские (фермерские) хозяйства.
.

Работа содержит 1 файл

1 глава.docx

— 166.06 Кб (Скачать)

    Таблица 2.8 – Централизованное субсидирование фермерских хозяйств на приобретение техники отечественного производства в 2009 г.

Область Выделено средств Освоено средств Численность

хозяйств-ссудополучателей

Размер ссуды  в среднем

на хозяйство

млн. р. млн. р. в % к выделенным всего % к численности  на 1.01.2009 г. млн. р.
Брестская 550 550,0 100,0 20 4,1 27,5
Витебская   640 457,4   71,5 22 5,2 20,8
Гомельская   720 719,1 100,0 23 8,2 31,3
Гродненская   550   550,0 100,0 20 6,2 27,5
Минская   560   558,4 100,0 20 4,1 27,9
Могилевская   680   680,0 100,0 26 8,3 26,2
ИТОГО 3700 3515,9   95,0 131 5,7 26,8
 

    В современных условиях материальная поддержка фермерских хозяйств, как  и иных организаций-производителей сельскохозяйственной продукции, в  этом направлении осуществляется в  форме долгосрочной аренды (лизинга) и кредитования на 7 лет под льготный процент (лизинговую ставку) в размере 2 % годовых. Так, в 2009 г. такими условиями  кредитования воспользовалось 106 фермерских хозяйств, которым предоставлено 7 млрд. р. кредитных ресурсов или 66,6 млн. р. в расчете на хозяйство (см. таблица 2.9).

    Таблица 2.9 - Льготное кредитование фермерских хозяйств на приобретение техники отечественного производства, 2009 г

Область Количество  хозяйств-кредитополучателей Сумма предоставленных

кредитных ресурсов, млн. р.

всего в % к численности  на 1.01.2009 г. всего в среднем

на хозяйство

Брестская 34 7,6 2475,5   72,8
Витебская   9 2,4   394,5   43,8
Гомельская   7 2,9   202,5   28,9
Гродненская 18 6,2   656,4   36,5
Минская 11 2,4 1265,0 115,0
Могилевская 27 9,3 2061,7   76,4
Итого 106 5,0 7055,6   66,6
 

    Начиная с 2009 г, централизованные ресурсы из целевых средств (параграф 095 – «Крестьянские (фермерские) хозяйства») предоставляются  только на безвозвратной основе на проведение работ по первичному обустройству: строительство дорог, линий радио- и электропередачи, объектов водоснабжения, газоснабжения, телефонной связи, мелиорация земель. В начале 2009 г. на эти цели было направлено 1580,2 млн. р., которыми воспользовались 83 фермерские хозяйства. В середине 2009 г. на первичное обустройство фермерских хозяйств предполагается направить 2182 млн. р. или почти в 1,4 раза больше, чем в предыдущем году.

    Также было замечено, что в процессе аграрных преобразований и сокращения численности  фермерских хозяйств в республике прослеживается тенденция повышения обеспеченности основными фондами и укрепления материально - технической базы. Так, в 1991 г. на одно фермерское хозяйство приходилось 0,5 трактора и 0,1 автомобиля, то в 1995 г. эти показатели составили 1,0 и 0,32 единицы, в 2004 г – 1,27 и 0,5, в 2006 г. – 1,3 и 0,55 единицы соответственно.

    Вместе  с тем обеспеченность фермерских хозяйств техникой была и остается актуальной проблемой. На начало 2009 г. не имели тракторов 36,1 % фермерских хозяйств, а грузовых автомобилей  – 63,6 % (см. рисунок  2.1). 

    

    Рисунок 2.8 – Обеспеченность техникой фермерских хозяйств, 2009 г 

    Опыт  показывает, что источником и резервом укрепления материально-технической  базы фермерских хозяйств могут стать  неиспользуемые основные средства и  имущество организаций государственной  и негосударственной формы собственности. Так, по данным управления по делам  инвестиций и строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в регионах республики не используется около 1 тыс. животноводческих помещений и молочно-товарных ферм с мощностью около 200 тысяч скотомест, 2/3 из которых имеют удовлетворительное состояние. То есть после соответствующей реконструкции эти объекты могут быть включены в хозяйственный оборот. В тоже время в процессе выполнения комплексных мероприятий по развитию фермерских хозяйств в 2005г. им было передано 4 коровника, 8 свинарников и 5 телятников, а в 2006 г. соответственно – 8, 9 и 3, а также продано 112 тракторов, 39 автомобилей, 16 зерноуборочных комбайнов и 46 единиц другой техники.

    В процессе развития фермерского сектора  Беларуси заметно изменился не только количественный, но и качественный состав руководящего звена. Вместе с  тем, удельный вес фермеров, занятых  до создания хозяйства несельскохозяйственной деятельностью, составлял 41,4 %, а 16 % вообще не имели стажа работы в сельском хозяйстве. В 2007 г. 35,8 % глав фермерских хозяйств имели высшее образование, среднее специальное – 43,8 %, среднее – 19 % и неполное среднее – 1,4 % .

    Что касается производственной деятельности фермерских хозяйств, то в последние  годы наметилась тенденция сокращения размеров землепользования и объемов  производства животноводческой продукции. Это объясняется, главным образом, процессами прекращения деятельности и сокращения масштабов производства в фермерских хозяйствах, организованных на базе реформированных сельскохозяйственных организаций. Так, за период с 2005 по 2010 гг. общая площадь землепользования фермерских хозяйств сократилась на 47,6 тыс. га или в 1,4 раза, а средний размер земельного участка – на 12,6 га или в 1,2 раза (приложение К).

    В 2009 г. в фермерском секторе было произведено 92,7 тыс. т зерна, 18,2 тыс. т молока и  реализовано в живом весе 5,3 тыс. т скота и птицы, что составило  соответственно 78,3 %, 55,8 и 79,1 % к уровню 2005 г. (приложения Ж и К).

    В то же время производство растениеводческой  продукции стабилизировалось и  даже возросло. В последние годы фермерские хозяйства Беларуси ориентируются  преимущественно на развитии трудоемких и высокодоходных отраслей (овощеводство, картофелеводство и т.д.). Так, за период с 2001 по 2010 гг. доля фермерских хозяйств в производстве картофеля в целом  по стране возросла с 0,4 до 1,3 %, овощей –  с 0,1 до 3,7 %. В структуре организаций-производителей сельскохозяйственной продукции этот показатель с каждым годом динамично  возрастает и составил по картофелю  – 12,6 %, а овощам – 20,6 %. К тому же, фермерские хозяйства выступают  активными участниками развития новых отраслей в аграрной сфере (плодоводство, выращивание декоративных растений, разведение и выращивание  свиней, мелкого рогатого скота, пушных зверей и т.д.) и направлений деятельности (агроэкотуризм, торговля, сервисное обслуживание и др.).

    Таким образом, можно полагать, что к  концу реализации Государственной  программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 гг. фермерские хозяйства  будут выступать одной из признанных форм хозяйствования и занимать определенное место в экономике аграрного  сектора Беларуси [10, c.22]. 

    2.4.Перспективы  развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике  Беларусь 

    В ближайшей перспективе фермерские хозяйства должны развиваться как  равноправная организационно-правовая форма хозяйствования в агропромышленном комплексе страны. К тому же, сложившаяся  структура аграрного производства и направления аграрной политики Беларуси, ориентированные преимущественно  на укрепление и эффективное функционирование организаций товарного производства в сельском хозяйстве, должны способствовать развитию эффективных форм хозяйствования в фермерском секторе. Это имеет актуальное социально-экономическое значение в обеспечении устойчивого функционирования экономики аграрного сектора и развитии сельских территорий Беларуси.

    Инновационные разработки должны соответствовать  приоритетным направлениям развития Республики Беларусь. Для сельского хозяйства  приоритетные направления определяются Государственной программой возрождения  и развития села на 2005 - 2010 гг.

    Мероприятия по развитию социальной сферы села:

    - повышение привлекательности труда  и жизненного уровня сельского  населения; 

    - совершенствование инфраструктуры  сельских населенных пунктов; 

    - развитие жилищного строительства  и коммунального обустройства  сельской местности;

    - модернизация автомобильных дорог  и развитие транспортного сообщения  в сельской местности;

    - повышение качества образования  в сельской местности;

    - улучшение медицинского обслуживания  сельского населения;

    - развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности, сохранение и развитие традиционной культуры регионов;

    - развитие физической культуры, спорта  и туризма на селе;

    - улучшение бытового и торгового  обслуживания сельского населения.

    Мероприятия по развитию производственной сферы  села:

    - совершенствование специализации  сельскохозяйственного производства;

    - повышение плодородия почв и  продуктивности мелиорированных  земель;

    - развитие растениеводства и животноводства, крупнотоварных форм организации производства;

    - развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;

    - развитие перерабатывающей промышленности;

    - расширение внешнеторговой деятельности  АПК; 

    - совершенствование организационно-экономической  структуры агропромышленного комплекса;

    - совершенствование государственной  поддержки АПК;

    - техническое переоснащение сельскохозяйственного  производства;

    - совершенствование системы научного  и кадрового обеспечения АПК.

    Эти мероприятия приведут к улучшению  как производственной, так и социальной сферы села. Будут способствовать совершенствованию частного предпринимательства  в АПК [2, c. 12].

Информация о работе Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь