Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать степень развития крестьянских (фермерских) хозяйств Беларуси, оценить уровень государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и выявить перспективы их развития. Объектом анализа выступает Республика Беларусь. Предмет исследования – крестьянские (фермерские) хозяйства.
.

Работа содержит 1 файл

1 глава.docx

— 166.06 Кб (Скачать)

    4) Резервом повышения эффективности фермерских хозяйств в условиях становления и развития рыночных отношений является рациональная специализация и диверсификация производства. Как показывает опыт, наиболее эффективными являются специализированные хозяйства, рационально сочетающие главное направление деятельности сельскохозяйственного производства с развитием иных направлений, в том числе несельскохозяйственных. При этом нужно идти фермерским хозяйствам по своим направлениям, специализациям.

    В условиях насыщения потребительского рынка традиционными продуктами питания и росте доходов населения  может возрасти спрос на дефицитные виды продукции. В этой связи в  целях стимулирования развития новых  отраслей и производства востребованной на рынке продукции, на государственном  уровне важно обосновать направления  централизованного финансирования на развитие и поддержку производства новых видов продукции.

    Эффективным направлением бюджетного финансирования фермерских хозяйств может стать  отрасль плодоводства, ввиду того, что внутреннее производство плодов и ягод в стране не удовлетворяет  существующий спрос в количественном и качественном аспектах. Как показывает опыт, размеры бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий  программы «Плодоводство» для организаций  крупнотоварного сектора осваиваются на 50–60 %. В этой связи возникает необходимость увеличения посадок плодовых и ягодных культур в фермерских хозяйствах, способных увеличить объемы производства товарной продукции и удовлетворить спрос на нее на потребительском рынке. Кроме того, в растениеводстве фермерского сектора приоритетными направлениями развития и поддержки может выступить производство овощей, картофеля, а также выращивание грибов, лекарственных, декоративных растений и других видов продукции.

    В животноводстве актуальное значение имеет  развитие и поддержка таких отраслей как разведение и выращивание  крупного и мелкого рогатого скота  мясных пород, производство козьего  молока, кумыса, в птицеводстве –  мяса и яиц гусей, уток, перепелов, страусов и т.д.

    Важными направлениями диверсификации производства является несельскохозяйственная деятельность: торговля, производственное и сервисное  обслуживание, агроэкотуризм и другие направления.

    5) Важнейшим фактором эффективного функционирования фермерских хозяйств в современных условиях является ценовая политика. В условиях либерализации экономики и сокращения размеров прямых государственных преференций в сферу аграрного производства и удовлетворения потребностей внутреннего потребительского рынка важно совершенствовать механизм ценообразования, ликвидировать пределы ценовых ограничений на реализацию продукции собственного производства. Развитие эффективной ценовой политики принесёт только положительные результаты для фермерских хозяйств.

    В современных условиях хозяйствования государственное ограничение цен  на картофель и плодоовощную продукцию, производимую и реализуемую организациями-производителями  сельскохозяйственной продукции, является не совсем обоснованным решением, что  объясняется следующими причинами:

    - рынок картофеля и овощей отличается  высоким уровнем производства  и потребления на душу населения.  Так, в 2007 г. при производстве картофеля около 900 кг, овощей – 220 кг, потребление составило соответственно 188 и 141 кг на человека, что в 1,1 раза выше рекомендуемых норм потребления этих видов продукции [55, с. 57].

    - данные виды продукции отличаются  высокой трудоемкостью и затратностью производства, а ценовое ограничение сдерживает рост доходности отраслей и снижает эффективность деятельности фермерских хозяйств.

    Механизмом  стабилизации цен на потребительском  рынке на эти виды продукции должны выступать интервенционные закупки  продукции в стабилизационные фонды  по гарантированным ценам. Кроме  того, решением данной проблемы является создание современной базы хранения, строительство хранилищ на промышленной основе путем предоставления фермерским хозяйствам из республиканского бюджета  субсидий и (или) средств на финансирование капитальных вложений. Это позволит расширить временные рамки реализации сельскохозяйственной продукции, стабилизировать  конъюнктуру рынка, ограничить ввоз продукции из-за пределов страны.

    6) Эффективность функционирования фермерского хозяйства во многом определяется системой сбытовых отношений. В условиях научно-технического прогресса механизмом создания и функционирования эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции является внедрение информационных технологий, средств компьютеризации, коммуникационных устройств, рекламная деятельность в средствах массовой информации и т.д. В этой связи в контексте совершенствования государственной поддержки сельского хозяйства важным направлением должно стать выделение централизованных бюджетных ресурсов на приобретение организациями-производителями сельскохозяйственной продукции средств компьютеризации.

    По  исследованиям, из 40 опрошенных руководителей  фермерских хозяйств не пользуются услугами Интернет 18 фермеров или 45 %, очень редко  пользуются – 12 (30 %), часто – 4 (10 %) и  постоянно – 6 (15 %). Причем источником финансирования фермерских хозяйств в  данном направлении могут выступать  средства, выделяемые из республиканского бюджета на первичное обустройство фермерских хозяйств. Кроме того, организациям-производителям сельскохозяйственной продукции необходимо обеспечить компенсацию за счет средств  фонда производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки фиксированного времени работы в Интернет (до 1800 минут в месяц  или 60 минут в сутки).

    7) Важным направлением эффективного развития фермерских хозяйств должно стать развитие межфермерской кооперации, интеграции их с сельскохозяйственными, перерабатывающими, торговыми и иными организациями. Данное направление является одним определяющих в контексте развития крестьянских (фермерских) хозяйств Государственной программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 гг. [8, с. 57].

    Однако, в современных условиях недостаточно усовершенствован и отработан механизм кооперативно-интеграционных отношений  и связей фермерских хозяйств с сельскохозяйственными  и иными организациями. В практической деятельности эти отношения имеют  единичные случаи и различные  формы взаимного сотрудничества. Причинами недостаточного развития кооперативно-интеграционных связей в  АПК целом и фермерском секторе  в частности является отсутствие единого законодательного акта, определяющего  особенности и формы функционирования взаимного сотрудничества субъектов  хозяйствования на принципах кооперации. В этой связи в настоящее время  возникла объективная необходимость  разработки и принятия Закона Республики Беларусь «О сельскохозяйственной кооперации».

    Механизмом  развития межфермерской кооперации может выступать совместная деятельность на принципах простого товарищества (договор о совместной деятельности) в производстве и сбыте сельскохозяйственной продукции, а также создания коммерческих организаций по переработке, хранению, транспортировке и реализации продукции, производственному, агросервисному и иному обслуживанию.

    Вертикальная  интеграция фермерских хозяйств с сельскохозяйственными, перерабатывающими, торговыми и  иными организациями может быть разной и в каждом конкретном случае определяться условиями хозяйствования. Формами интеграции фермерских хозяйств являются, как правило, договорные отношения, такие как поставка сельскохозяйственной продукции для государственных  нужд, контрактация, совместная деятельность на принципах простого товарищества и т.д. [12, c. 63].

    Таким образом, комплексная реализация мероприятий, направленных на эффективное функционирование фермерских хозяйств, в системе развития рыночных отношений и государственного регулирования будет способствовать стабилизации и увеличению объемов  производства товарной продукции сельского  хозяйства, повышению доходности, окупаемости  производственных ресурсов, мотивации  труда в фермерском секторе. 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В современных условиях все более  актуальное значение в продовольственном  обеспечении, росте благосостояния населения Беларуси приобретает  вопрос повышения эффективности  функционирования аграрного производства. Эффективная работа субъектов хозяйствования АПК становится главным критерием  осуществления эффективной предпринимательской  деятельности и адаптации аграрного  сектора экономики республики к  требованиям рыночной экономики.

    Эффективность функционирования фермерского хозяйства  в современных условиях представляет собой довольно сложную экономическую  категорию, которая носит не только объективный, но и субъективный характер и является результатом экономических  отношений с внешней средой (поставщиками ресурсов, покупателями продукции, государственным  бюджетом) и внутренними составляющими (членами хозяйства, трудовым персоналом). Под эффективным функционированием  фермерского хозяйства следует  понимать осуществление сельскохозяйственной и иной предпринимательской деятельности, направленной на увеличение доходов, прирост  размеров собственного капитала, достижение максимальной окупаемости ресурсов, платежеспособности, мотивации труда  при оптимальных расходах и обязательствах хозяйства.

    В современных условиях развитие фермерского  сектора республики характеризуется  сокращением численности, уменьшением  объемов производства сельскохозяйственной продукции и доли фермерского  сектора в валовой продукции  сельского хозяйства. Так, в период с 1991 по 2009 гг. в Беларуси было создано 5796 хозяйств, из которых на начало 2008 г. функционировали 2016 хозяйств или 38 %, а 3780 (62 %) хозяйств прекратили свою деятельность. Фермерские хозяйства, располагая 1,4 % площади земель сельскохозяйственного назначения, производят менее 1 % валовой продукции сельского хозяйства.

    Исследованиями  установлено, что эффективность  функционирования фермерских хозяйств зависит от ряда факторов производства и условий хозяйствования, среди  которых определяющее значение имеет  направление специализации производства, опыт работы и уровень квалификации кадрового состава в вопросах технологии, организации и экономики  аграрного производства.

    Обоснование вариантных прогнозных оценок дает основание  полагать, что к концу реализации Государственной программы возрождения  и развития села на 2005 – 2010 гг. фермерские хозяйства с количественных позиций будут развиваться как одна из признанных форм коммерческих организаций.

      Отмечено, что фермерские хозяйства  не будут выступать основными  производителями сельскохозяйственной  продукции, но сохранится тенденция  в углублении овоще - картофельного  направления деятельности и увеличении  удельного веса этих видов  продукции в общем производстве. Удельный вес фермерского сектора  в валовом производстве картофеля  по стране к 2010 г. может достигнуть 1,8–2 %, организаций–производителей сельхозпродукции соответственно – 16–17 %; овощей – 34–40 %. В стоимости валовой продукции сельского хозяйства по республике удельный вес фермерских хозяйств может составить 1–1,5 %, а организаций производителей сельскохозяйственной продукции – 1,5 – 2,0 %.

    Исследованиями  установлено, что в процессе организации  фермерских хозяйств и разработки предложений  по их эффективному функционированию в новых условиях хозяйствования необходимо руководствоваться рядом  общих принципов, среди которых  определяющее значение имеют:

    - наличие первоначального стартового  капитала, то есть располагать  собственными ресурсами;

    - наличие научно обоснованной  стратегии (бизнес-плана) развития  фермерского хозяйства на перспективу;

    - самостоятельность фермерского  хозяйства в осуществлении хозяйственной  деятельности, определении направлений  специализации производства и  сбыта произведенной продукции.

 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Витун, Е.Р. Сущность, критерий и факторы экономической эффективности сельскохозяйственного производства : Лекция для студентов / Е.Р. Витун. – Гродно, 1993 – 26 с.

    2. Государственная программа возрождения  и развития села на 2005 – 2010 годы: официальное издание. –  Минск: Беларусь, 2005. – 96 с. 

    3. Государственная программа реформирования  АПК Республики Беларусь (Основные  направления) / Бел. науч.-исслед. ин-т экономики и информации АПК. – Минск, 1996. – 24 с.

    4. Гражданский кодекс Республики  Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 3 нояб. 2006 г. – Минск : Нац. центр правовой информации Республика Беларусь, 2006. – 656 с.

    5. Гудков, С.В. Развитие методик  учета, отчетности и анализа  деятельности крестьнских (фермерских) хозяйств / С.В. Гудков, Е.А. Гудкова. Минск: Право и экономика, 2006. – 160 с.

Информация о работе Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь