Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности работы по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков и выявить наиболее действующие методы.
Объект исследования - девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – особенности девиантного поведения подростков и особенности работы специалистов с «трудными» детьми.
Задачи курсовой работы :
Раскрыть сущность понятия «девиантное поведение».
Изучить основные причины девиантного поведения подростков.
Обозначить основные методы и способы профилактики коррекции девиантного поведения.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 67.26 Кб (Скачать)

                                                 Введение

Актуальность  темы. Современный подросток живёт в очень сложном по своему содержанию мире. Напряжённая обстановка, связанная с экономическими, политическими, социальными и экологическими   проблемами в нашем государстве способствует развитию различных отклонений в поведении детей и подростков. Это происходит, потому что молодые люди больше других возрастных групп страдают от нестабильности в обществе. В поведении подростков преобладают агрессия, отчуждённость, духовная опустошённость, жестокость. В период перехода ребёнка из детства во взрослую жизнь этот процесс проявляется наиболее остро. Подростковый возраст является наиболее сложным в онтогенезе человека. В этот период подросток нуждается в повышенном внимании со стороны родителей, учителей, друзей и государства,   т. к. в этот период происходит перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, формируются нравственные представления и отношение к миру в целом. Но на сегодняшний день прослеживается серьёзный недостаток позитивного воздействия на детей и подростков. Во многих семьях дети лишены родительского внимания, они предоставлены сами себе, т.к родители полностью погружены в развитие своей карьеры, улучшение материального положения и т.д. Педагоги и психологи глубоко обеспокоены данной проблемой. Для её решения и оказания подросткам психологической помощи производится ряд мероприятий, которые отражены в данной курсовой работе.

Цель  работы – изучить особенности работы по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков и выявить наиболее действующие методы.  

Объект  исследования  - девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.

Предмет исследования –  особенности девиантного поведения подростков и особенности работы специалистов с «трудными» детьми.

Задачи  курсовой работы :

  1. Раскрыть сущность понятия «девиантное поведение».
  2. Изучить основные причины девиантного поведения подростков.
  3. Обозначить основные методы и способы профилактики коррекции девиантного поведения.

Методы  исследования –  Для реализации поставленных задач применялись такие методы, как теоретически и логический анализ, сравнительный анализ, внешнее и включённое наблюдение и беседа.

База  исследования –  ученики и учащиеся МОУ СОШ № 10. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Основы профилактики и педагогической коррекции девиантного поведения подростков.  

         1.1.Понятие и виды девиантного поведения. Трудные подростки, девианты.  

Девиантное поведение  — совершение поступков, которые  противоречат нормам социального поведения  в том или ином сообществе. К  основным видам девиантного поведения  относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также  самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума  ослаблении нормативного контроля.  Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. К девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями.

К «трудным» относят обычно тех детей, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. «Трудные» дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать, агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Словосочетание «трудный ребёнок» стало педагогическим понятием. «Трудный» ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. «Трудный» ребенок — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Все «трудные» дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины. На фоне нравственной инфантильности детей легко образовались и другие асоциальные «наросты» — грубость, пропуски занятий, хулиганство и т. д. Трудно самому ребенку. Это его неудовлетворенная потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, еще больше отдаляет их от других людей. Традиционно главным критерием причисления ребенка к «трудным» является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребенка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учебы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребенка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, к самому себе. Таким образом, то, что должно быть первостепенным для учителя — внутренний мир, эмоциональные состояния, переживания ребенка, — зачастую оказывается вне сферы его педагогического действия. Отсюда и формальное зачисление ребенка в категорию «трудных», а на самом деле — непознанных. Большую обеспокоенность вызывает тенденция роста «трудных» среди девочек. Хотя они менее чем мальчики, склонны к насилию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но им зачастую (так же как и мальчикам) свойственны аморальные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость. Некоторые девочки обнаруживают склонность к хищениям мелких вещей, употреблению алкогольных напитков, курению. Эти девочки требуют, естественно, особо внимательного подхода, такта, доброжелательной мягкости.

Профессор И.П. Подласый выделяет следующие типы трудных детей.(Курс лекций по коррекционной педагогике. М.,2003) :

Дети  с органическими  повреждениями (так называемые органики) — это больные, страдающие от разнообразных повреждений мозга и отягощенной наследственности. Их отклоняющееся поведение — следствие болезни. Таких детей лечат, обучают и воспитывают в специальных учреждениях, но спецшколы и специальные профессиональные училища уже не могут обеспечить потребности России в их воспитании. С легкой, иногда даже средней формой органических нарушений дети воспитываются в обычных школах, и тут их отклонения в развитии и уже заранее и жестко запрограммированы.

Вторая, самая  многочисленная группа учеников с отклоняющимся  поведением — это здоровые, не имеющие  органических повреждений, но испорченные дети, которые уже приобрели плохие привычки, и их поведение «выпадает» из рамок нормы. К сожалению, неорганические причины отклоняющегося поведения более опасны, так как усвоенные ими в детстве привычки негативного поведения являются причиной искалеченных судеб.

    1.2. Причины девиантного поведения.

Проблемам развития ребёнка, эмоциональным нарушениям, нарушениям поведения посвящено  множество специальных исследований отечественных и зарубежных учёных, собран огромный фактический материал (А.И. Захаров, М. Раттер, А.Е. Личко, Г.М. Бреслав, и др.), позволяющий понять механизмы и причины нарушений. Бесспорными являются следующие  факты. (Гонеев А.Д. и др. «Основы коррекционной педагогики»)

Причины социально-педагогического  характера:

Неблагоприятные события в семье ребёнка. Нарушения в развитии ребёнка прежде всего связаны с семейными конфликтами, недостатком эмоционального тепла, любви, отзывчивости, отношений привязанности. Дефицит общения, нарушение, деформация значимых отношений личности, образующих целостную систему, обусловливают развитие личности по невротическому типу. (В.Н. Мясищев). Потребность в эмоциональном признании окружающими, эмоциональных контактах с родителями особенно актуальна в детстве. К 4-5 годам эмоциональное развитие ребёнка достигает своего максимума. Нарушение эмоциональных контактов с родителями, прежде всего с матерью, вызывает значительные психологические проблемы в развитии. Недостаток искренних, доверительно-тёплых и непосредственно-эмоциональных отношений родителей с детьми становится основой возникновения невроза. Острая потребность в признании – это одновременно и потребность в самоутверждении. Ребёнок нуждается в раскрытии своего Я, поддержке и любящем отношении. Недостаточность любви и признания может компенсироваться страхами, капризами. У детей формируется замкнутость, недоверие к окружающим.

Издержки учебно-воспитательного процесса. Недостаток внимания со стороны учителей к ребёнку, безразличие к его интересам и потребностям со стороны школы также влияют на развитие ребёнка. Отсюда появляется неуспеваемость, отвращение к школе, вражда к учителю, отсутствие всякого интереса к школьной работе, влечение к неорганизованному досугу, интерес к ярким впечатлениям улицы.

Скудность, монотонность, ограниченность окружающей среды. По данным специалистов, данный фактор может приводить к глубоким задержам психического развития ребёнка, тормозить его интеллектуальное развитие и вызвать нарушения поведения.

Причины психофизиологического  и психобиологического  характера:

Неравномерное развитие костно-мышечной системы. Исследователи показывают, что 12-летние подростки, имея рост 143-158 см, а массу тела 33-48 кг, через три-четыре года вырастают до 159-175 см, к 15 годам имеют массу тела 47-64 кг. Как видно из приведённых данных, для детей одного и того же возраста рост и вес имеют довольно существенные различия. В связи с неравномерностью роста и развития у подростков наступают временная дисгармония в координации движений, определённая неуклюжесть, угловатость, которые со временем проходят. Но резкие изменения параметров тела вызывают у них определённый психологический дискомфорт, который подростки пытаются скрыть, замыкаясь в себе, комплексуя или, наоборот, пытаясь вести себя развязно, вызывающе, не всегда адекватно той ситуации, в которой они оказываются.

Несоответствия в развитии сердечно-сосудистой системы, сопровождаемые усиленным ростом сердца и отставанием развития кровеносных сосудов, также ведут к нарушению психического и физического самочувствия ребёнка. Этот процесс сопровождается повышенным кровяным давлением, головокружениями, неприятными ощущениями в области сердца. Не понимая своё состояние, стыдясь своего самочуствия, подростки пытаются избавиться от неприятных ощущений повышением активности в движениях, резкой смены поведения.

Половое созревание. Пубертатный период важен в жизни подростка и в физическом, и в социальном плане. Наряду с внутренними изменениями организма, развитием желез внутренней секреции происходят и внешние изменения в конституции тела, появляются вторичные половые признаки, в связи с этим повышается интерес к самому себе, к противоположному полу. Процесс полового созревания, по утверждению специалистов (медиков, психологов, педагогов), сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы, чрезмерной обидчивостью, раздражительностью, вспыльчивостью, резкостью.

Все вышеперечисленные  причины отклонения подросткового  возраста тесно связаны друг с другом. На одних детей эти особенности влияют в меньшей степени, на других в большей. Это зависит от самого подростка, но во многом, конечно же, от родителей, учителей, воспитателей. Как они относятся к воспитаннику, понимают его, как реагируют на не вполне адекватные его поступки. Всё это в  значительной степени определяет поведение ребёнка, его отношение к взрослым, сверстникам, нравственным нормам и ценностям.

           1.3 Основные методы и способы коррекции девиантного поведения подростков.

Школа в жизни  ребёнка занимает довольно важное место. Большую часть времени учащийся проводит в её стенах, здесь в ходе учебного процесса он познаёт мир, учится писать и читать, изучает нормы и правила человеческого общежития. Учебная деятельность в школьные годы остаётся ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков. Поэтому учителя, педагоги-психологи и социальные педагоги одними из первых выявляют отклонения в поведении ребёнка и используют различные методы по их устранению. Итак, рассмотрим самые распространённые методы борьбы с девиантным поведением подростков.                      

        Коррекция активно-волевых дефектов. Воспитателю исключительных в отношении характера детей следует иметь в виду положение, установленное в самое последнее время европейскими и американскими исследователями, что для воспитания воли важно не развитие воли, например, чтобы перенести трудные минуты или чтобы достигнуть поставленной себе цели, но выработка мотивов, обусловливающих наши действия. Среда с самыми широкими и разнообразными своими раздражителями должна быть организована таким образом, чтобы создавать и вырабатывать в ребенке мотивы ожидаемых от него поступков.

Врачебно-педагогическая коррекция недостатков воли у детей состоит в следующем:

Укрепление слабой, больной воли должно проводиться  систематически. Для этого прежде всего необходимо, чтобы у кого-нибудь из окружающих была твердая воля; воспитатель  ребенка со слабой волей должен служить  источником воли, из которого он черпает подкрепление, так как воля индуцируется, передается от одного человека к другому. Люди с неустойчивой волей не могут воспитать крепкую волю. Все дети подражательны и внушаемы. Если слабовольный ребенок будет видеть вокруг себя людей настойчивых в своих требованиях, решительных, строгих к своим словам, обещаниям и т. п., то невольно он сам постепенно усвоит подобные же черты характера. Коррекцию слабоволия, развитие и укрепление воли весьма разумно начинать с физического воспитания: с так называемых естественных движений (бег, коньки, лыжи, плавание, гребля, кислородные экскурсии и т. п.), вольных игр, организованных подвижных игр. В борьбе с детским слабоволием эти виды физического воспитания оказывают большую услугу и притом двойную, так как они физически оздоровляют и одновременно способствуют исправлению слабости характера. Физическое воспитание вырабатывает в слабовольном ребенке отсутствующие черты характера: социальные эмоции, выносливость, выдержку, смелость, решительность, мужество и т. п. Физическое/воспитание должно осуществляться живо, забавно, весело и интересно.

Информация о работе Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков