Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности работы по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков и выявить наиболее действующие методы.
Объект исследования - девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – особенности девиантного поведения подростков и особенности работы специалистов с «трудными» детьми.
Задачи курсовой работы :
Раскрыть сущность понятия «девиантное поведение».
Изучить основные причины девиантного поведения подростков.
Обозначить основные методы и способы профилактики коррекции девиантного поведения.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 67.26 Кб (Скачать)

С наступлением некоторого улучшения воли дальнейшая ее коррекция ведется разнообразным  физическим трудом (и в мастерской, и при самообслуживании и т. п.) с постепенным присоединением умственной работы. Такая последовательность обусловливается  тем фактором, что физический труд возбуждает организм, ускоряет дыхание  и кровообращение, улучшает пищеварение  и общий обмен веществ и  тем самым ставит мозг в лучшие жизненные условия, а все это, в свою очередь, является очень хорошей  предварительной подготовкой к  школьным занятиям, к самостоятельному чтению книги и вообще ко всякому  интеллектуальному усилию. Весьма хорошо помогает здесь коллективный детский труд, который создает желание работать и повышает стремление довести до конца начатую работу. Воспитание должно вселять в ребенка и юношу уверенность, что он может понять, может сделать то или иное дело, и научить его радоваться всякому сделанному им усилию. Оздоровление нервной системы проводится наряду со всеми указанными методами и чисто лечебными мероприятиями: электротерапией, гидротерапией и аэротерапией, а также медикаментозным лечением.( Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков»).

Коррекция неуспеваемости. Устранение пробелов в знаниях осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Оно может проявляться в даче посильных индивидуальных занятий, подборе дополнительного материала, в конкретизации учебных заданий, в указании способов работы, предупреждающих ошибки, в совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. Первое, что необходимо сделать – это создать ситуации желания получения знаний на этапах восприятия нового материала. Это могут быть ситуации, эмоционально благоприятные для восприятия знаний; ситуации, связанные с практической и познавательной значимости изучаемого материала; ситуации, способствующие сознанию недостаточности своих знаний и умений, необходимости приобретения новых. Не менее важным является систематичность и последовательность в отработке каждого умения, т.е. нельзя не переходить к новому, не усвоив предыдущую операцию. (Гонеев А.Д. И др. «Основы коррекционной педагогики»).

Метод игнорирования. Исключительным по характеру детям никоим образом нельзя показывать, что в них видят исключительность. Все они, кроме истерических детей, совершенно не могут выносить того, чтобы быть центром внимания. Лишь кажущееся невнимание к их резким дефектам характера ведет к тому, что они постепенно подавляют некоторые свои психопатические проявления. Еще менее того должны они знать, что их считают ненормальными, так как это неизбежно ведет к тому, что одни из них преувеличивают свои психические аномалии, другие же совсем не желают быть ответственными за свои поступки. В коррекции недостатков характера истеричных детей метод игнорирования дает особенно хорошие результаты— их рисовка, театральность, болезненное стремление всячески обратить на себя внимание при дружном проведении всем персоналом этого метода очень быстро поддаются сначала смягчению, а в дальнейшем и исчезновению, что в свою очередь, совоспитывает, сокорригирует и другие недочеты характера.

Коррекция навязчивых мыслей и  действий. При коррективном воспитании детей с этим недостатком характера необходима тактика твердого, уверенного и в то же время бережного отношения. Вследствие того, что речь идет о неустойчивых и чрезмерно впечатлительных детях (при этом с нормальным или более высоким интеллектом), то приходится считаться с сильным недоверием, большим критическим отношением ребенка к педагогу, врачу и тем более к родителям. Ребенок должен прежде всего почувствовать, что его понимают, что в его странностях видят невозможность поступить иначе, что он не может не думать о том, что так насильственно лезет в голову. Многолетний опыт подсказывает, что эти дети и подростки нуждаются в систематическом отвлечении от навязчивых мыслей путем участия в работах и занятиях, построенных индивидуально для каждого из них в соответствии с нормальными, здоровыми интересами; если эти последние находятся в зачаточном состоянии, их надо углубить или расширить; при пассивности интересов — активизировать их. Вольные игры на свежем воздухе, не требующие обдумывания и дающие моторный разряд внутреннему напряжению, уменьшают гнет тяжелого настроения и вызывают чувство радости. Также полезно физическое воспитание и спорт. Существенным дополнением к ним являются сильные обтирания жесткой щеткой и ванны с переменной температурой. Однако все указанные приемы надо применять с большой постепенностью в силу того, что энергичная коррекция навязчивости может лишь повысить страхи ребенка и тем самым усилить данный дефект. По этим же соображениям весьма осторожно надо относиться к предложениям недостаточно опытных врачей поместить ребенка в специальное учреждение.(Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков»).

Метод профессора П.Г. Бельского.  Бельский сконструировал весьма интересный метод индивидуального воздействия на трудного ребенка. Меры такого воздействия сформулированы им следующим образом:

1. Дружественная  эмоциональная связь воспитателя  с ребенком позволяет в начале  работы над собой подчиниться  требуемому режиму ради близкого, любимого, чтобы доставить ему  радость и тем самым и себе.

2. Катарсис—очищение  психики от предшествовавших, травматизировавших  его переживаний путем «эмоциональных»  бесед педагога или товарища—друга  с попутным указанием на неправильную  целевую установку поведения,  а также избрание ребенком  новых форм социально полезных  установок, другими словами, сознательный  отказ от прежнего поведения.

3. Постепенный  перевод эмоциональной энергии,  освободившейся после катарсиса,  на новые социально полезные  цели на основе закона трансформации  эмоций:

а) перевод эмоции на смежную с ней, близкую по природе  эмоцию, например эмоции азарта в спорт; физического мазохизма в психический, т. е. поэзию грусти; нарциссизма (самовыставления, самолюбования) в драматическую работу, исполнение красивых героических ролей в спектакле и т. п.

б) изменение  целевой установки данных эмоций (например, целесообразен перевод  хаотической стихийной агрессивности  в агрессивность по отношению  к объективным социально враждебным феноменам), поручение ответственных  должностей в самоуправлении в целях  борьбы за лучшие формы общежития  данного коллектива и т. п.;

в) обращение  эмоции в ее противоположность: агрессивность, садизм по отношению к людям, животным может превратиться под влиянием детского коллектива, воздействия педагогов, социальных оценок в нежную любовь, в уход за больными, слабыми товарищами, младшими детьми, животными;

г) раскупорка интровертировавшихся эмоций (обращенных на самого себя) путем широкого социально радостного общения с окружающим коллективом, причем в тяжелых случаях вначале через общение с близким другом (взрослым или ребенком), а также с небольшой группой избранных, наиболее чутких товарищей. Это особенно важно в случаях упорного онанизма на почве автоэротизма, самовлюбленности, являющейся следствием разрыва с теми, на кого была направлена в детстве любовь (мать, отец, другие близкие).

4. Постепенный отрыв ребенка от индивидуальной связи с педагогом и полное направление психической (любовной) энергии на коллектив. Этот отрыв, к сожалению, с трудом проводится даже лучшими педагогами вследствие субъективных переживаний (трудно отдалиться от любимого). Необходимость этого отрыва ясна, ибо тесная связь с любимым препятствует направлению всей энергии на цели коллектива. Кроме того, при жизненной неудаче возможна фиксация на образе воспитателя: поиск в лице близкого спокойного убежища и отказ от борьбы. В случае невыполнения этого возможен уход в болезнь, в невроз как защитное средство от неприятных раздражителей среды (болен, не должен уже работать, нести тяготы жизни, все ухаживают, оказывают помощь, снова его «я» в центре внимания).

Далее П. Г. Бельский добавляет, что все индивидуальные меры должны проводиться в коллективе и с коллективом воспитанников, без правильной организации которого работа не представляется возможной.

Коррекция бродяжничества. Проблема бродяжничества и его коррекции должна интересовать педагога-дефектолога хотя бы потому, что этот дефект характера весьма распространен не только у нас, но и за рубежом. Весьма продуктивных методов воспитания характера у нормальных детей—это самовоспитание. Исключительного в том или другом смысле ребенка следует приучать сознавать и понимать свои недостатки и слабости с тем, чтобы он знал и умел применять средства борьбы с ними. Эти дети нуждаются в том, чтобы у них было создано сознательное стремление к усилению своих хороших черт и к устранению ненормальных свойств характера. Очень уместно время от времени говорить ребенку: «Недостатки, которые вкоренились в тебя, будут еще долго мучить тебя и после того, как ты уже освободишься от них, — они могут проявиться в твоих детях, и тебе еще раз придется побороть их воспитанием». В учреждениях, изредка даже в семьях, можно поставить дело воспитания так, что дети будут заинтересованы самостоятельно бороться со своими дефектами. Вы беседуете с ребенком, убеждаете или внушаете ему, что если он будет стараться выздороветь, то он уже находится на полпути к выздоровлению. Такая тактика, согласованно проводимая всеми лицами, окружающими ребенка, может ускорить и улучшить медико-педагогическую коррекцию. (Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков»).

Коррекция половых отклонений. В детском и юношеском возрасте чаще всего встречаются такие половые отклонения, как: ипсация, преждевременное, не соответствующее возрасту развитие полового инстинкта, эксгибиционизм (выставление напоказ половых органов), садизм и мазохизм (активное и пассивное половое истязание), слишком интенсивная половая жизнь юноши и девушки. При медико-педагогической коррекции указанных сексуальных недостатков прежде всего необходимо, во-первых, оздоровить социальную среду, дурно влияющую и несомненно способствующую росту и укреплению их (сделать это не так просто и легко, однако в большей части возможно), и, во-вторых, всемерно глубоко и длительно культивировать различные нормальные интересы путем культуры отвлекать их от ненормальных половых проявлений. Чем глубже и чем более захватить ребёнка общественной работой, тем лучше для него, тем больше у него будет благородных инстинктов, тем больше будут низменные инстинкты ущемляться, задерживаться, принижаться и не будут развиваться. Со многими уродливыми наростами в жизни детей, в том числе и с половыми, можно успешно вести борьбу методом рациональной организации их коллектива и в нем насаждать высокоэтичную и вполне гигиеничную идею полового воздержания до брака. Воспитывая известные этические принципы, одновременно развивая самоконтроль, самообладание и волю, мы укрепляем в подростке или юноше его характер, вслед за чем возможно уже самовоспитание и самокоррекция, когда он в состоянии осознавать значение социального использования пробуждающегося сексуального инстинкта. В задачу полового воспитания входит ознакомление детей в доступной для них форме с сексуальной проблемой. Подобное половое просвещение может осуществляться на протяжении всей учебной работы по многим школьным предметам и особенно по обществоведению и обществознанию, а также в виде специальных коллективных и персональных бесед. Ясно, что половое просвещение уже по своему существу не может ограничиваться рамками детства, а должно распространяться на родителей и вообще на трудящуюся массу. (Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков»).

Итак, в теоретической  части мы выделили самые распространённые и действенные методы борьбы и  коррекции девиантного поведения. В следующей части курсовой работы будет выяснено как данные методы действуют на практике.

Глава 2. Практическое изучение профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков.

     2.1. Организация педагогами профилактики  и коррекции девиантного поведения  детей и подростоков.

Нами было проведено  исследование на базе МОУ СОШ № 10, где были выяснены основные способы  коррекции девиантного поведения, система организации коррекции. Педагогами была предоставлена необходимая  документация, используемая в работе с девиантами. На основе данной документации, был проведён анализ, с помощью  которого, мы выяснили как организовывается профилактика и коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков.

В средней школе  № 10 создана определённая система сопровождения детей с девиантным поведением. Создана комплексная группа сопровождения, в которую входят классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог и школьная медицинская сестра. Специалистами проводится диагностика, коррекция и консультирование по наиболее важным проблемам развития ребёнка. Они выступаю в роли независимых экспертов, консультантов и защитников ребёнка. У каждого специалиста есть своя задача, например задачами классного руководителя является:

•сделать первичный  запрос другим специалистам и дать всю необходимую информацию о  ребёнке и его семье;

•организовать и координировать комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного  поведения школьников.

Задачи соц.педагога:

• Изучить жизнедеятельность ребёнка вне школы;

• Организовать профилактическую и коррекционную  работу в школе;

•Поддерживать детей, попавших в экстремальные  ситуации;

• Взаимодействовать  с центрами психологической поддержки  и реабилитации детей с девиантным поведением;

Задачи школьной мед. сестры:

• Исследовать  физическое и психическое здоровье учащегося;

•Организовать помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем;

• Разрабатывать  рекомендации педагогам по организации  работы с детьми, имеющим заболевания;

Информация о работе Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков