Насилие над детьми,причины и последствия жестокого обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель моей работы - выяснить причины насилия над детьми; определить, что собственно является насилием; почему в наше время эта проблема стоит наиболее остро, нежели 50-100 лет назат; выяснить - какие меры принимаются для выхода из этой проблемы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3
Исторические аспекты проблемы насилия и жестокого обращения………………………………………………………………..4-7
Определение общих понятий……………………………………….7-11
Причины и источники насилия над детьми……………………..11-18
Факторы риска насилия и жестокого обращения с детьми……19-24
Общие последствия пережитого насилия………………………..24-29
Принимаемые меры для помощи и защиты детей ……………..30-31
Заключение………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Курсовая насилие2.docx

— 66.46 Кб (Скачать)

     В современной зарубежной и отечественной  литературе жестокое обращение рассматривается  как одна из ведущих причин асоциального детства. Как определенные последствия  различных видов насилия изучаются  особенности детей, которые остаются вне семьи, беспризорных и безнадзорных детей, детей имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, детей с девиантным и делинквентным  поведением.

     В настоящее время мировое сообщество признает проблему насилия, жестокого  обращения и пренебрежения нуждами  детей как одну из самых острых и актуальных проблем современного мира. Всемирная организация здравоохранения  и Международное общество по предупреждению насилия над детьми и пренебрежения  их нуждами объединяют усилия специалистов для безопастности создания действенной  системы защиты детей. 
 
 

Определение общих понятий.

      Говоря  о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми и жестокое обращение с детьми. Эти термины применяются в Х Международной классификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.

      В Белоруси нет ни единого подхода  к определению понятий «насилие»  и «жестокое обращение», более  того, существует большое количество других понятий, используемых при описании  одной и той же проблемы. Например, злоупотребление, принуждение, эксплуатация, синдром опасного обращения с детьми, управление и манипуляция их поведением.Имеется много ошибочных представлений, когда  люди испытывают насилие и не считают это насилием, потому что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, т.е попадают под действие уголовного кодекса.(1)

      В самом общем виде под насилием понимают форму принуждения со стороны  одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или  сохранения определенных выгод и  привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого  господства.(3) «Насилие, - отмечает один из исследователей этого понятия Г.Н. Киреев, - особый тип отношений между людьми сложившийся на базе противоположного отношения к природным, объективным условиям их существования, и, несмотря на то, что субъективный фактор опосредован и определен материальными отношениями, насилие существует там, тогда и постольку, где, когда и поскольку имеет место присвоение, подавление, подчинение воли субъекта, господство над ней».(4)

      Формы насилия многообразны, условно их можно подразделить на экономические, социальные, политические, идеологические, физические и др.

Насилие может иметь вид физического , эмоционального и вербального, психического и сексуального. Эти виды насилия включают широкий диапазон разлияных действий.

      Физическое  насилие – это нанесение физических повреждений ребенку или риск таких повреждений. Физическое насилие включает в себя такие действия, как удары кулаком, избиение, удары ногой, трясение, кусание, поджигание, удушение, погружение в горячую воду, вызывающие внешние (синяки, переломы костей, шрамы, ожоги, кровоизлияния сетчатки) или внутренние повреждения.

      Психологическое насилие – это постоянно повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвергание опасности) ребенка.Часто психологическое насилие обозначают как эмоциональное насилие (по направленности на эмоциональную сферу психического) и вербальное насилие (по способу нанесения травмы). Эмоциональное и вербальное насилие характеризуется присвоением кличек, оскорблением, угрозой физической расправы или ущерба, криком и проявлением гнева, отказом во взаимоотношениях (эмоциональная и вербальная изоляция), давлением или принуждением выполнять то, что человек выполнять не хочет.

      Сексуальное насилие – это сексуальное поведение взрослого, вовлекающего в сексуальные действия ребенка, или сексуальная эксплуатация ребенка. Сексуальное насильственное поведение может включать другие действия, кроме изнасилования. Его диапазон широк и включает нежелательные сексуальные комментарии и взгляды; словесные оскорбления и скабрезные замечания; эксгибиционизи (демонстрация половых органов); нежелательные прикосновения и ощупывания частей тела; вуйеризм (систематическое подглядывание); обман (особенно в отношение детей и подростков) и запугивание, шантаж и принуждение к близости через физический вред или угрозу вреда семье, друзьям; настойчивое давление и принуждение к проституции; сообщение информации, несоответствующей возрасту, инцест; демонстрация порно и развратные действия, а так же непристойные телефонные звонки. Крайней степенью сексуального насилия является изнасилование.

      Сексуальное насилие в отношении детей  включает большое количество действий и дополняется такими из них как  принуждение или поощрениеребенка совершать сексуально окрашенные прикосновения  к телу взрослого или ребенка, принуждение к обнажению, вовлеченте в оргии и ритуалы, сопровождаемые сексуальными действиями.Отметим, что  не все сексуальные насильственные действия включают раздевание и прикосновения. Принципиально важным при определении  сексуального насилия является тот факт, что при сексуальном насилии вовлечение ребенка в ситуацию производится взрослым человеком или кем-то значительностаршим по возрасту и положению, находящимся в позиции власти и доверия. Ребенок не способен осознанно дать согласие на какие-либо сексуальные отношения со взрослыми и часто не воспринимает ситуацию сексуального насилия как насильственную. Более того, многие взрослые люди, например, считают, что если нет физического ущерба ребенку и если ребенок сам согласился на сексуальрые действия со взрослыми, то такие случаи не относятся к сексуальному насилию.

      Пренебрежение нуждами детей – это неисполнение родителем или лицом его заменяющим, обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных потребностей ребенка, наносящее значительный вред нормальному развитию ребенка или создающее серьезный риск этого. Различают пренебрежение физическими потребностями, пренебрежение медицинскими нуждами, пренебрежение потребностью в образовании и психологическое пренебрежение. Психологическое пренебрежение – это постоянное невыполнение родителем или лицом его заменяющим, минимальной потребности ребенка в поддержке, внимании и любви.

      Насилие – это также пренебрежение  родителей своими обязанностями, невнимание, эмоциональная холодность, грубость по отношению к детям, унижение человеческого  достоинства и любое нарушение  внутренней границы личностных переживаний.

      Зарубежные  специалисты пришли к заключению, что понятие насилие по отношению  к человеку очень широко и кроме  преступлений так же включает действия:

- принуждение  или поощрение совершать действия  или поступки, которые человек  совершать не хочет; вовлечение  человека в деятельность с  помощью обмана, шантажа, манипуляций,  угрозы физической расправы или  материального ущерба и т.д.;

-препятствие  выполнению того, что человек  выполнять хочет

- злоупотребление  властью. Причем власть рассматривается  широко: как власть возраста, власть  силы, власть популярности, власть  принадлежности к полу. Использование  власти с целью доминирования  над другими нарушает права  человека.

      Насилие и жестокое обращение следует  отличать от агрессии, хотя, безусловно, эти феномены имеют много общего.

     Агрессию  можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования  людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

     Жестокое  обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей, лиц заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению развития, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

     Насилие чаще всего трактуется как физическое, психическое, социальное воздеуствие на человека со стороны другого человека, семьи, группы и государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.(1) 
 
 

Причины и источники насилия  над детьми.

Несмотря  на то что насилие сопровождает почти  всю историю человечества, было бы ошибочным утверждать, что насилие  иманентно присуще любому человеческому  сообществу и группе. Распространенность случаев насилия над детьми, по результатам исследований разных авторов, составляет от 3 до 30% от общего количества детского населения, и данная статистика заставляет считать эту проблему весьма актуальной как для современного мира в целом, так и для современной Белоруссии в частности.

      Большинство теоретических объяснений причин и  источников насилия над детьми позволяет  выделить две основные группы факторов, приводящих к насилию.

      К первой группе относят особенности  общества, в котором проявляется  насилие: характер социально-экономической  формации, уровень безработицы, бедность, наличие гражданских войн и локальных  военных действий, уровень преступности, слабость законов, отсутствие целостной  и действенной системы защиты детей, а так же особенности установок  общества с точки зрения терпимости к насилию по отношению к детям и убеждение, что физические наказания являются эффективным способом воспитания.

      Отличительной особенностью менталитета славянских народов, по мнению специалистов, является терпимое отношение к насилию  и жестокому обращению. К.А.Абульханова, рассматривая исторические и современные  особенности менталитета славянских народов, отмечает, что именно христианское принятие страдания, терпение являются ключевыми для характера русского народа. Жертвенность признается одной  из ведущихсоциальных установок  в обществе. Более того, проявление насилия часто понимается как  знак внимания. В силу этого существует известное сопротивление признанию  проблемы насилия над детьми на уровне как широких социальных установок, так и на уровне установок среди  специалистов; общество в целом и  многие специалисты помогающих профессий  в России не считают насилие и  жестокое обращение с ребенком проблемами, требующими безотлогательного решения, и, следовательно, не стремятся прилагать  большие усилия для их преодоления. Отрицание того, что жестокое обращение с детьми случается слишком часто в нашем обществе, или отрицание того, что эта проблема является серьезной, приводит к тяжелым последствиям. Это означает, что предотвращение, вмешательство и терапевтическая помощь имеют в совем распоряжении слишком мало средств и поддержки для противостояния насилию. Это, в свою очередь, означает, что жестокое обращение с его многочисленными жертвами и правонарушителями может продолжаться еще целые поколения без разоблачения и вмешательства.(5)

     Известно, что смена социально-экономической  формации, приходя к разного рода социальным потрясениям, наиболее остро  отражается на положении детей. Иллюстрацией этого положения может служить  ситация в странах Восточноей Европы, включая Россию, где с  начала1990-х годов отмечается устойчивая тенденция ухудшения положения  детей.

     За 1995-2005 годы детско-подростковое население  нашей страны сократилось более  чем на 4 млн человек. Здоровье детского населения ухудшается: каждый пятый  ребенок рождается больным или  заболевает сразу после рождения; более 1 млн детей являются прокатически инвалидами; за время школьного обучения число физически здоровых детей  сокращается в пять раз. Лишь 14% выпускников  средней школы можно считать  действительно здоровыми.

     Не  менее красноречивы показатели "социального  здоровья" детей и подростков. Около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются (на них приходится 40% всей "несовершеннолетней" преступности). Более 2 млн детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот  превысило 650 тыс. (причем 95% из них - это  так неазываемые социальные сироты, имеющие живых родителей). 40% детей  подвергаются насилию в семьях, в  школах 16% учащихся испытывают со стороны  педагогов физическое, а 22% - психологическое  насилие. За последние 10 лет смертность от самоубийств средит детей и  подростков выросла на 100%. В 1996 году покончили с собой 2756 детей и  подростков, уже отмечаются самоубийства среди детей 5-9 лет. К 17 годам полповина  подростков составляет группу риска  по алкоголилзму в связи с частым употребелнием алкогольных напитков (причем девуек среди них на 10% больше, чем юношей). Заболеваемость сифилисом  среди детей до 14 лет за последние  три года выросла в 2,4 раза, а среди  подростоков более чем в 20 раз! Растет заболеваемость туберкулезом, СПИДом.(6)

     Уже в возрасте до трех лет 9,6% детей имеют  явную психическую патологию; среди  дошкольников лишь у 45% отсутствуют  признаки болезненных отклонений в  психике, которые продолжают расти  ежегодно на  8-12%; среди школьников распространенность нервно-психических  расстройств достигает 70-80%.

     Среди детей со школьной дезадаптацией  у 93-95% выявляются те или иные психические  нарушения. Среди детей-бродяг, ставших  в последнее время лавинообразно  нарастающей проблемой, психически здоровыми могут быть признаны не более  6%, а нужндаемость в различных  видах психотерапевтической помощи у сирот, длительно живущих в  детских домах, достигает 100%. 80% попадающих в учебно-воспитательные учреждения для девиантных детей требьуют срочной  психокоррекционной помощи. Но только 10% всех нуждающихся в психиатрической  помощи детей получают ее в государственной  системе охраны писихческого здоровья. С каждым годом уселичивается  число детей и подростков с  проблемами развития и поведения  или дезадаптацией - от 48 до 63.5 по данным разных авторов.

Информация о работе Насилие над детьми,причины и последствия жестокого обращения