Насилие над детьми,причины и последствия жестокого обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель моей работы - выяснить причины насилия над детьми; определить, что собственно является насилием; почему в наше время эта проблема стоит наиболее остро, нежели 50-100 лет назат; выяснить - какие меры принимаются для выхода из этой проблемы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3
Исторические аспекты проблемы насилия и жестокого обращения………………………………………………………………..4-7
Определение общих понятий……………………………………….7-11
Причины и источники насилия над детьми……………………..11-18
Факторы риска насилия и жестокого обращения с детьми……19-24
Общие последствия пережитого насилия………………………..24-29
Принимаемые меры для помощи и защиты детей ……………..30-31
Заключение………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Курсовая насилие2.docx

— 66.46 Кб (Скачать)

     Как правило, развитая и целостная система защиты детей позволяет нивелировать многие из этих негативных эффектов.

     Напротив, слабость этой системы, отсутствие тех  или иных ее элементов могут не только не способствовать защите детей, но и выступать своеобразным фактором насилия по отношения к ним. 
 

     Так, например, рост количества учреждений закрытого типа для детей (куда можно  отнести и интернатные учреждения, и приюты, колонии для несовершеннолетних преступников и правонарушителей, и  даже специализированные закрытые школы, лицеи) по себе не гарантирует максимально  благоприятных условий для развития детей, попавших в трудную или  особую жизненную ситуацию Принудительная социальная изоляция, характеризующая  различными правоограничениями, ограничениями  свободы выбора и действия, вызывает у детей переживания различной  глубины и силы, накладывая отпечаток  на развитие системы отношений к  самому себе, миру, другим людям. Культ  насилия является доминирующей тенденцией в отношениях детей друг с другом и в отношениях между детьми и  взрослыми в закрытых учреждениях. Ведущей детерминантой нормального  развития ребенка в этих условиях выступает конструктивное взаимодействие (прежде всего, со взрослыми), ориентированное  на преодоление последствий социальной депривации.

     Среди источников насилия одним из наиболее влиятельных являются средства массовой информации. В классической серии  экспериментов А.Бандура и его  сотрудники убедительно показали, что  сцены насилия на телевидении  и киноэкране увеличивают количество проявлений агрессивного поведения  и в отношении детей, и у  самих детей.(7) Это касается не только фильмов. Особенно разрушительным эффектом обладают передачи реалистичного содержания, такие, как прямые трансляции поединков агрессивных видов спорта (например, профессионального бокса, боев без правил) и различные криминальные хроники.

     Основным  механизмом как насильственного  поведения в этом случае, так и  поведения жертвы выступает механизм подражания: чем младше ребенок, тем  легче он усваивает модель жертвенного  и/или насильственного поведения. Кроме того, просмотр телевизионных  передач, содержащих сцены насилия, не только ведет к росту агрессивности  человека, но и вызывает своеобразное онемение чувств у людей, сталкивающихся с насилием, так что возникает  известный в психотерапии эффект "усталости от сочувствия", "сенсорной  перегрузки". 

     Вторая  группа причин насилия над детьми связана с особенностями семьи  и характером семейных отношений, в  которых воспитывается ребенок.

     Современная наука по-разному относится к  тем изменениям, которые сегодня  претерпевает семья как социальный институт. Существуют две противоположные  точки зрения на глубину и направленность семейных изменений (открытая система  формирования брака, эмансипация женщин, эмансипация детей и родителей, рост личной свободы, смещение отношений  на супружество). Представители одной  точки зрения рассматривают семейные изменения как выражение глобального  кризиса семейного образа жизни, упадка семьи как социального  института, выражение ценностного  кризиса в обществе в целом. Авторы этой кризисной парадигмы считают, что все больше современных людей  хотят удовлетворять свои потребности  не внутри семьи, а вне ее. Удовлетворение потребности личности в самоактуализации как наиболее полной реализации своего потенциала все больше концентрируется  на внесемейной деятельности, семья  и родительство становятся неконкурентоспособными по сравнению с такими ценностями, как повышение социального статуса, уровня образования, квалификации, материального  благополучия. Согласно другой точке  зрения, изменения в институте  семьи являются в целом позитивным процессом демократизации в семейной сфере, отражающим общемировые тенденции. Несмотря на трансформацию института  семьи, ее приспособление к новым  условиям, обострившееся противоречие между семейными и вне семейными  ценностями, общечеловеческая значимость семьи, безусловно, сохраняется. Отношения "муж-жена", "мать-ребенок", "брат-сестра" и т.д. естественны и жизненно необходимы для каждого человека. Семья и ее ценности уникальны  и не могут быть заменены ничем  другим.

     Между тем специалисты в области  психологии семьи, семейной политики, социологии отмечают специфические  особенности российской семьи конца 20 - начала 21 вв., прежде всего утрату семьей изначальных функций любви, заботы и поддержки или сведение их только к экономической модальности. Социализация детей в современной  российской семье сопровождается изменением ее структуры, стиля родительско-детских  отношений, ростом конфликтов. Многие конфликты имеют ярко выраженный насильственный характер.

     Искажение семейных отношений породили такое  распространяющееся явление, как "социально  сиротство" - утрата детьми родительской помощи и заботы при живых родителях. Для многих современных детей  родительский дом никогда и не был спасительной гаванью, поскольку жестокое обращение с детьми нередко является основной причиной, заставляющей их бежать из дома и искать спасения на улице.

     Кризис  семьи подтверждается и тем, что  в настоящее время в отделениях внутренних дел на социально-профилактическом учете состоит свыше 200 тыс. взрослых лиц, не выполняющих своих родительских обязанностей. Ежегодно выявляется более 100 тыс. детей, оставшихся без попечения  родителей. Общее число детей-сирот  на сегодня составляет 740,5 тыс. человек.

     Ребенок, явившийся жертвой жестокого  обращения, не усваивает норм социально-положительных  отношений в общении с людьми, не может в дальнейшем должным  образом приспособиться к жизни, создать семью, жестоко относится  к своим детям, легко решается на применение насилия к другим людям, доведенный до крайней степени унижения превращается из жертвы в преступника. Исследования Ю.М. Антоняна показали, что  подавляющее большинство преступников - это в прошлом подростки, отвергнутые  семьей. Уже тогда мир стал для  них враждебным и от него необходимо было защищаться. Педагогам и психологам известно, что, если дети не имели возможности  избежать насилия внутри семьи, они  развивали свои формы сопротивления, чтобы отвратить насильника от себя или от своего тела.

     Всякое  насилие приводит к чувству ожидания опасности или беспокойства. Дети и подростки, которые испытали насилие, чувствуют боль, страх, бессилие, испуг  и замешательство, смущение и стыд, они часто обвиняют себя в том, что случилось, чувствуют себя соучастниками  или виновниками.

     Многие, наоборот, чувствуют вину матери, так  как они не могли довериться ей из страха. В глубине души некоторые  дети знают, что это не их вина, но большинство все-таки считает насильственное обращение с ними обусловлено  их поведением, их характером или их положением в семье. Поэтому они  вынуждены постоянно все скрывать и молчать, что, в свою очередь, усугубляет последствия насилия.

     По  материалам НИИ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, источником насилия чаще всего выступают  следующие семьи:

1) семьи с условиями неправильного, неадекватного психофизическим или личностным возможностям ребенка стиля воспитательных и внутрисемейных отношений (эмоциональное отвержение ребенка, хронические разнонаправленные стороны родителей конфликтные отношения, гиперопека и гипоопека, сохраняющаяся вера в воспитательный потенциал физических наказаний, отсутствие прародительской семьи;

2) нестабильная (полная, неполная) семья с ситуацией развода, длительным раздельным от родителей проживанием детей;

3) асоциальная, дезорганизованная семья с систематической алкоголизацией и наркотизацией, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей и старших членов семьи, проявлением немотивированной семенной жестокости.

     В таких семьях насильниками чаще всего  выступают близкие или хорошо знакомые ребенку люди: родители, отчим/мачеха, старшие братья и сестры.

     Данные  статистики (исследование в г.Москве – 2003 г.) показывают, что насильниками являются:

• родители – в 38% случаев;

• сверстники – в 44,5%;

• учителя – в 10,5%;

• другие взрослые – в 17%.

     Факты насилия по отношению к детям, совершенные маньяками-преступниками, становятся достоянием гласности и  потрясают воображение общественности. Но такие случаи, когда насилие  совершает посторонний и незнакомый ребенку человек, составляют лишь небольшой  процент преступлений. Большая часть  насильственных действий совершается  членами семьи и близкими родственниками детей: родителями, старшими братьями или сестрами, дядями и тетями.

     Насилие со стороны близкого, в котором  ребенок всегда пытается найти опору  и поддержку, наносит больший  психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном случае нарушается основной принцип семьи – безопасное существование  любого ее члена.

       По данным научных исследований, насилие в той или иной форме  наблюдается в каждой четвертой  семье. Около 30% от общего числа  умышленных убийств совершается  в семье. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством), предшествуют длительные семейные конфликты.

     Исследования  не смогли выявить личностные особенности  родителей, склонных к жестокому  обращению с детьми. Единственный факт, который удалось установить, заключается в том, что многие взрослые, проявлявшие жестокость в  обращении с детьми, сами в детстве  подвергались подобному обращению.

     Нет однозначного объяснения, почему жестокое обращение передается из поколения  в поколение. Один из возможных механизмов этого – воспроизводство родительских ролевых моделей, с которыми ребенок  сталкивался в детстве. Другой механизм формируется при попытке родителя, в детстве страдавшего от жестокости, общаться ребенком противоположным (по отношению к собственным родителям) способом. И в этом случае родитель ориентируется не на конкретного  ребенка с его особенностями  и потребностями, а на свои представления  о том, как нужно его воспитывать, что приводит (когда ребенок не отвечает этим представлениям) к попыткам втиснуть его насильно в определенные рамки. Иногда родители, пережившие в  семье жестокость, склонны вытеснять  и подавлять нормальные негативные эмоции, могущие возникнуть во взаимодействии с детьми. Накопление таких переживаний  в определенных условиях может приводить  к малоконтролируемым вспышкам агрессии в адрес ребенка.

     Основными мотивами насилия над ребенком со стороны родителей и членов семьи  являются следующие:

• бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами;

• потребность дать выход подавленным чувствам;

• потребность обладать и иметь в своем собственном распоряжении живой объект для манипулирования;

• перенос собственного детского опыта, обусловленный потребностью идеализировать свое детство и собственных родителей посредством догматического приложения родительских воспитательных методов на своего собственного ребенка;

• реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

10% детей,  переживших насилие в подобных  семьях, погибают, у остальных развиваются  физические и психические отклонения. Основная часть детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, подвергалась в семьях  различным видам насилия.

Факторы риска насилия  и жестокого обращения  с детьми.

     В настоящее время существует много  работ обобщающего характера, раскрывающих факторы насилия и жестокого  обращения с детьми. Ниже мы приводим результаты некоторых исследований, содержащиеся в данных работах, имеющих  отношение к обсуждаемому вопросу.

     Авторы  ранних исследований «синдрома избиваемого  ребенка» пытались определить поведенческие  характеристики личностные черты родителей, избивающих своих детей. Такие родители характеризовались как импульсивные, незрелые, ригидные, родители-тираны или  хронически агрессивные, зависимые  и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности.

     Более точные данные о личностных особенностях и психопатологии родителей, избивающих своих детей, получены из наблюдений при их психиатрическом лечении  и во время взаимодействия с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при злоупотреблении  детьми. Большинство родителей, жестоко  обращающихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны  родителей в период своего детства.

     Исследователи на основании стационарного обследования 150 детей, переживших жестокое обращение, пришли к выводу, что 60% родителей  этих детей имели различные психиатрические  расстройства (депрессии, тяжелые тревожные  расстройства, острые бредовые реакции, алкоголизм и др.), социально-экономические  и связанные с ними проблемы, а  также тяжелую депривацию и насилие  в собственном детстве.

Информация о работе Насилие над детьми,причины и последствия жестокого обращения