Жестокое обращение с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Ежегодно 20 ноября отмечается День защиты прав ребенка, который утвержден в ознаменовании принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка. Этот день является напоминанием обществу о необходимости соблюдения и уважения прав подрастающего поколения.

Содержание

Введение 3-8
Глава 1. Жестокое обращение в современном обществе, как актуальная проблема 9-15
1.1. Анализ причин жестокого обращения с детьми 9-12
1.2. Классификация видов жестокого обращения с детьми 13-15
Глава 2. Опыт деятельности социальных служб по предотвращению жестокого обращения с детьми 16-38
2.1. Реабилитационные мероприятия и реабилитация детей 16-23
2.2. Профилактические мероприятия с детьми 23-38
Заключение 39-41
Список источников литературы 42-45

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

Состоятельные родители, избивающие своих детей, пользуются услугами частных врачей. Высокое социальное положение помогает им скрыть истинную причину травм у детей. Врачи, со своей стороны, склонны доверять логическим и четким объяснениям.

Согласно распространенному мнению, неродные дети и дети одиноких родителей чаще подвергаются насилию в семье. Однако практика показывает, что это явление - болезнь всего общества.

И еще один факт. Считается, что в семье с несколькими детьми объектом насилия становится один ребенок. Иногда именно так и происходит. Однако чаще всего в многодетных семьях все дети в одинаковой степени страдают от побоев. При более близком рассмотрении, как правило, выясняется, что у других детей в разное время появились ничем необъяснимые телесные повреждения, хотя в данный момент их внешний вид не дает поводов для подозрения[6].

При всей серьезности проблемы отношение к ней в нашей стране снисходительно-терпимое. Факты насилия в семье не принято придавать огласке: считается, что это внутрисемейное дело. До сих пор не разработан федеральный закон о предотвращении насилия в семье. С 1994 г. официальные данные о детях, переживших насилие в семье, нигде не приводятся.

Оказание системы профессиональной помощи детям по предотвращению насилия в семье по отношению к детям является социально значимой для России.

Работа специализированных служб по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми в семье должна осуществляться по двум направлениям.

Первое направление предусматривает оказание помощи эмоционального, неврологического, поведенческого, общемедицинского характера.

Второе направление – решение комплекса социальных проблем ребенка и восстановление нарушенного баланса. Из-за жестокого обращения с детьми, пренебрежения их нуждами хронический характер могут приобретать безнадзорность, ухудшения состояния физического и психического здоровья. Пошатнувшийся, разрушенный статус в учебно-воспитательном учреждении, в семье, переживание своей ненужности, одиночества, заброшенности способствуют развитию всевозможных форм девиантного поведения[7].

 

2

 



1.2.  Классификация видов жестокого обращения с детьми

Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение потребностями ребенка и психологическое (эмоциональное) насилие. В свою очередь, каждая из этих категорий включает в себя ряд поведенческих проявлений[8].

В физическом насилии – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку (удары по лицу, тряска, толчки, затрещины, удушение, пинки, заключение в запертом помещении, избиении ремнем, веревками, причинение увечий тяжелыми предметами и ножом, вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дача ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки утопления.

Физическое  насилие  над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.

Чаще всего это происходит в семьях, где убеждены,  что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей; родители  (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; нарушен   эмоционально-психологический  климат  (частые  ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу); родители  находятся  в  состоянии  стресса  в  связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.; родители   предъявляют   чрезмерные   требования  к  детям,  не соответствующие их возрасту и уровню развития; дети  имеют  особенности:  недоношенность  в  анамнезе, наличии соматических    или   психических   заболеваний;   они   гиперактивны, неусидчивы.

В сексуальном насилии – использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды (половое сношение (коитус), оральный и анальный секс (включая инцест), взаимная мастурбация, другие телесные контакты с половыми органами, а также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает, во время раздевания, справления естественных нужд).

  Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где: патриархально-авторитарный уклад; плохие   взаимоотношения   ребенка  с  родителями,  особенно  с матерью; конфликтные отношения между родителями; мать ребенка чрезмерно занята на работе; ребенок долгое время жил без родного отца; вместо родного отца - отчим или сожитель матери; мать  имеет  хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; родители  (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

В пренебрежении интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психологические болезни, неопытность) и без таковых.

Причинами  неудовлетворения  основных  потребностей ребенка могут служить: отсутствие  соответствующего  возрасту  и  потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; отсутствие заботы и присмотра за ребенком; отсутствие внимания и любви к ребенку и др.

Чаще  всего  пренебрегают  основными  нуждами  детей родители или лица,  их  заменяющие:  алкоголики,  наркоманы;  лица  с  психическими расстройствами;   юные   родители,   не   имеющие   опыта   и  навыков родительства;  с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические    заболевания,   инвалидность,   умственную   отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.

В психологическом (эмоциональном) насилии – постоянное и периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижении его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман (в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям[9].

Особенности   поведения   взрослых,   совершающих   эмоциональное насилие: не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; сравнивают   с  другими  детьми  не  в  его  пользу,  постоянно сверхкритично относятся к нему; обвиняют  его  во всех своих неудачах.

2

 



Глава 2. Опыт деятельности социальных служб по предотвращению жестокого обращения

2.1. Реабилитационные мероприятия и реабилитация детей

 

Чтобы помочь ребенку справиться с психологической или эмоциональной травмой, врачам нужно провести терапию с ребенком и с семьей ребенка.

В случае если ребенок подвергался пренебрежительному отношению и унижению, то нужно создать все условия, обеспечить хороший уход за этим ребенком.

Нужно сообщать о том, что родители ребенка злоупотребляют алкоголем или принимают наркотики.

Обо всех случаях насилия над ребенком нужно сообщать в суд, где заводится дело на тех, кто это насилие совершал. Во всех случаях насилия требуется судебное разбирательство.

Оказание медицинской помощи.

Медицинское обследование является важной частью помощи ребенку и  проводится в следующих целях: выявление физических повреждений, которые требуют медицинской помощи; выявление последствий изнасилования: беременность, заболевания, передающиеся половым путем; сбор доказательств, если таковые имеются, для возможного возбуждения уголовного дела. Часто для его проведения требуется получение согласия родителей (опекунов).

Проведение медицинского обследования должно быть организовано с учетом возможной вторичной травматизации пострадавшего ребенка. Для этого необходимо организовывать сопровождение и эмоциональную поддержку пострадавшего ребенка (это могут делать специалисты-кураторы, участковые социальные специалисты, психолог, медсестры или студенты-волонтеры, которые будут психологически подготовлены к оказанию медицинской помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения). Один из распространенных способов временного решения многих проблем детей – направление ребенка в санаторий на обследование или реабилитацию, поскольку на определенное время ребенок оказывается в безопасной обстановке, получает регулярное питание, медицинскую помощь. Вместе с тем, санаторий – это также учреждение временного пребывания, что имеет свои минусы, связанные с ослаблением детско-родительских отношений, отвыканием родителей от ребенка, которые иногда начинают злоупотреблять алкоголем особенно активно. В случае помещения ребенка в санаторий важно не оставлять без внимания его семью: стимулировать родителей на регулярное посещение санатория; организовать бытовую помощь, которую трудно осуществить, когда ребенок находится дома, например, ремонт; настраивать родителей на то, чтобы они готовились к встрече ребенка из санатория и т.д.

Правовая помощь.

Организация правовой помощи пострадавшим при современном законодательстве и судебно-следственной практике представляет значительные сложности: многие пострадавшие от жестокого обращения дети (иногда и окружающие взрослые) не воспринимают жестокое обращение с ними как нетерпимое посягательство на права личности и потому сомневаются в возможности получения правовой помощи; представители органов внутренних дел, воспринимая жестокое обращение как повседневную практику воспитания детей, не принимают пресекающих мер, поскольку ребенок, пострадавший от жестокого обращения, продолжает проживать со своим «обидчиком» (чаще всего это родители и лица их заменяющие), то он испытывает давление с их стороны, страх перед еще большим наказанием в случае обращения за помощью, неуверенность в том, что правоохранительные органы могут осуществить их защиту, – все это увеличивает чувство незащищенности у пострадавшего; существенную роль играют опасения за распространение информации о жестоком обращении (особенно о сексуальном насилии) в школах, других учебных учреждениях, среди родственников и знакомых.

Все перечисленное способствует тому, что лишь незначительная часть случаев жестокого отношения с детьми пресекается правовыми способами и тем более доходит до суда.

В этой связи, вопросы планирования получения правовой помощи, а также процедуры ее получения, должны решаться, прежде всего, в интересах конкретного пострадавшего ребенка. Решение об обращении в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела должны принимать сами пострадавшие и/или их родители, уполномоченные органы. Важно только, чтобы ребенок, его родители или законные представители были достаточно проинформированы специалистом о возможных проблемах и решали вопрос о получении правовой помощи и защиты (в том числе, о возбуждении уголовного дела) осознанно.

Оказание психологической помощи.

Наиболее важной составляющей при оказании помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, является психологическая помощь. Это связано с тем, что в отличие от соматических последствий жестокости (физические травмы, при сексуальном насилии – заболевания, передающиеся половым путем, беременность), психологические последствия могут длиться достаточно долгое время и определять жизнь человека в семье, взаимоотношения с окружающими людьми, вызывать различные коммуникативные трудности. Условно можно выделить три основных компонента психологической помощи ребенку, переживающему последствия жестокого обращения:

Во-первых - работа с пострадавшим ребенком в рациональном и эмоциональном ключе по преодолению страха, отвращения, ненависти и других переживаний.

Во-вторых - психологическая работа с ребенком, не привязанная непосредственно к переживаемому событию жестокого обращения, связанная с его отношением к себе, другим людям, собственному будущему, получением позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослыми, часто противоположного тому, который они получают в семье, навыков в разрешении трудных ситуаций, в первую очередь ситуаций домашнего насилия и т.п.

В-третьих - работа с ближайшим социальным окружением ребенка (в первую очередь, родителями) по развитию навыков ненасильственного воспитания, эмоциональной поддержке и эмпатии. Сложности, которые есть у этих родителей в отношениях с детьми, супругами и партнерами, государством, как правило, связаны с серьезными психологическими проблемами, часто уходящими корнями в собственное детство родителей. Большей частью эти проблемы не осознаются, и на первый план выдвигаются материальные или ситуационные проблемы. Планирование психологической помощи должно включать помощь в преодолении проблем, связанных с употреблением алкоголя и/или наркотиков.

Несмотря на потребность в решении психологических проблем, оказывать психологическую помощь семьям (особенно родителям) с высоким риском жестокого обращения достаточно трудно. Условием успешности психологической работы является регулярность ее получения. Эффективность психологической помощи почти полностью зависит от того, насколько удастся сформировать доверительные отношения между психологом и клиентом (что позволяет обсуждать наиболее острые проблемы), и появления хоть сколько-нибудь устойчивой мотивации к сотрудничеству.

Социальная помощь.

Существуют различные формы социальной помощи – виды социальных услуг, часть которых оказывают государственные учреждения, другие – общественные некоммерческие организации. Все они, так или иначе, стремятся воздействовать на семью и отношения в ней. Так, например, помощь в оформлении пособий и/или получении других видов материальной помощи является подспорьем для решения ряда других задач помощи семье и ребенку: это хороший старт для взаимодействия родителей с социальной службой на начальных этапах работы с семьей, помогая родителям получить какие-либо материальные выплаты, специалист социальной службы имеет возможность поговорить о проблемах семьи и о детях, провести первичную диагностику ситуации; это может стать условием для участия родителей в реабилитационных программах.

Помощь детям и родителям в оформлении необходимых для жизнедеятельности документов (паспорта, свидетельства о рождении, регистрации по месту жительства, медицинских карт, свидетельств социального страхования, ИНН, справок о постановке на учет в центр занятости и т.п.), которые нередко отсутствуют в семьях с высоким риском жестокого обращения. Порой без этих документов невозможно организовать помощь ребенку, именно поэтому социальные службы помогают родителям их получать, восстанавливать и т.д.

Информация о работе Жестокое обращение с детьми