Жестокое обращение с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Ежегодно 20 ноября отмечается День защиты прав ребенка, который утвержден в ознаменовании принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка. Этот день является напоминанием обществу о необходимости соблюдения и уважения прав подрастающего поколения.

Содержание

Введение 3-8
Глава 1. Жестокое обращение в современном обществе, как актуальная проблема 9-15
1.1. Анализ причин жестокого обращения с детьми 9-12
1.2. Классификация видов жестокого обращения с детьми 13-15
Глава 2. Опыт деятельности социальных служб по предотвращению жестокого обращения с детьми 16-38
2.1. Реабилитационные мероприятия и реабилитация детей 16-23
2.2. Профилактические мероприятия с детьми 23-38
Заключение 39-41
Список источников литературы 42-45

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

Как правило, работа с родителями заключается в организации образовательных групп для молодых семей (самая ранняя стадия семейной динамики) – это родительские клубы («Родительская академия»), открытые детско-родительские группы, где в игровой форме происходит научение ненасильственным навыкам взаимодействия. Также программы поддержки родителей должны включать обучение способам вовлечения детей в различные виды совместной деятельности (в т.ч. игровую), формирования эмоциональной близости и привязанности между детьми и родителями; обучение навыкам ухода за ребенком; развитие семейного и супружеского консультирования и др.

СМИ могут играть большую роль как в решении этих вопросов в отдельности, так и в формировании культуры уважения к правам ребенка в целом. Нужно, чтобы СМИ привлекались к образованию как детей, так и взрослых, содействовали участию детей и распространению положительного родительского опыта, пропаганде ненасильственных отношений в семье и обществе. СМИ должны брать ответственность за распространение изображений насилия и контента, потенциально оказывающего пагубное влияние на детей (этот процесс может быть также урегулирован нормативными актами).

Вторичная профилактика

Для достижения наибольшего эффекта защиты детей механизм выявления и заявления (уведомления) о факте жестокого обращения должен быть ориентирован на интересы и потребности ребенка и являться частью более широкой системы, включающей службы выявления, реагирования и оказания помощи. Основным принципом такой системы должно быть уважение к правам ребенка и возможность обеспечения для ребенка (для его семьи) необходимой защиты без лишнего промедления.

В общем плане можно выделить несколько основных этапов организации выявления случая жестокого обращения и планирования помощи пострадавшему ребенку.

Первый этап: прием информации

Информация о жестоком обращении с ребенком поступает из самых разных источников – детских садов, школ и досуговых учреждений, поликлиник, милиции, органов социальной защиты, граждан и т.д. С целью организации раннего выявления случаев жестокого обращения необходимо проведение информационной и образовательной работы с гражданами и специалистами, разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми или пренебрежения их нуждами, порядка действий в случае обнаружения таких признаков. В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Семейного кодекса РФ должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Уведомление (передача сигнала) о фактах жестокого обращения должно быть обязательным для всех специалистов, работающих с детьми, и в их интересах.

Специалисты должны нести ответственность как за сообщение, так и за несообщение. Необходимо контролировать, насколько разные учреждения выполняют свои обязательства относительно уведомления о случаях жестокого обращения, регулярно контролировать их выполнение. Информация такого рода должна доводиться в письменном виде с сохранением копий и номеров исходящих документов, поскольку в дальнейшем не исключены конфликтные ситуации, например, в случае если в силу невыполнения кем-либо своих обязанностей с ребенком произойдет несчастье. Не менее важно сохранение конфиденциальности такого рода информации, поскольку ее разглашение может неблагоприятно сказаться не только на родителях, но и на ребенке. Прием сигналов должен осуществляться централизованно уполномоченным на это органом (организацией).

Существуют различные механизмы получения первичной информации о случаях жестокого обращения:

Это создание сети служб (многоканальной) экстренной психологической помощи по телефону для детей и подростков (детский телефон доверия). Детский телефон доверия (с 2010 года в России действует единый общефедеральный номер – 8-800-2000-122) является одним из первых и важных звеньев в системе предотвращения жестокого обращения в отношении детей, так как в силу своей доступности и анонимности дает возможность получения экстренной психологической и ресурсной помощи любой категории населения. Особенно в ней нуждаются дети и подростки, которые порой не знают, куда и к кому обратиться за помощью в сложной для них ситуации. Сигналы о случаях жестокого обращения, принятые на телефоне доверия, могут быть переданы в органы опеки и попечительства или в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) местного уровня. Именно эти органы в дальнейшем планируют меры по защите ребенка, например, по их решению по указанному адресу возможно направить мобильную рабочую группу (бригаду специалистов) для проверки сигнала и определения степени риска пребывания ребенка в семье. В случае подтверждения информации это станет началом серьезной индивидуальной, продолжительной по времени работы по восстановлению семейных функций и защиты ребенка от жестокого обращения.

Информация о работе детского телефона доверия должна быть максимально доступна и интенсивна для детей и взрослых. Безусловно, правильно спланированная и реализованная информационная кампания может решить эту задачу. Также существуют и экономичные способы распространения информации, например, информационные листки о работе телефона доверия могут быть размещены в торговых точках, лечебных учреждениях, аптеках, почтовых отделениях, паспортных столах, на остановках общественного автотранспорта, в салонах маршрутных такси, распространены визитные карточки с номером ТД среди водителей маршрутных такси; даны рекламные объявления в СМИ, объявление бегущей строкой по телевидению; через почтовые ящики жителей города и киоски «Союзпечать» и т.д.

Это создание на местном уровне социальных участковых служб.

Основная цель деятельности социальных участковых служб – оперативное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи, а также информирование о выявленном случае жестокого обращения всех звеньев выявления, в которое включены специалисты учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, общественные организации и население конкретной территории. Таким образом, создание социальных участковых служб позволяет усилить деятельность по выявлению случаев жестокого обращения в отношении детей (а стало быть – в целом семейного неблагополучия): раннему выявлению семей и детей, имеющих признаки высокого риска жестокого обращения и нуждающихся в социальной защите и поддержке; своевременному, адресному и комплексному оказанию помощи семьям с детьми, направленной на преодоление трудной жизненной ситуации, формирование ответственных ненасильственных детско-родительских отношений, создание условий для развития здоровой личности; снижению психологической напряженности в семьях; увеличению охвата социальным патронажем семей с детьми.

Работа специалистов участковой службы построена по территориальному принципу, максимально приближена к месту проживания жителей.

В целях изучения социальной ситуации специалистами участковых служб проводится социальная паспортизация семей и социальное картирование ресурсов территории.

Как правило, социальный паспорт семей включает в себя количественные (число семей проживающих на территории, количество различных категорий семей в зависимости от состава семьи, материального и социального положения семьи, уровня семейного благополучия и т.д.) и качественные (типы проблем семей, частота упоминания проблем, особенности территориального распределения семей и т.п.) характеристики.

Социальное картирование ресурсов местного сообщества на территории позволяет выявить имеющиеся ресурсы помощи, необходимые для проведения работы с семьями, воспитывающими детей.

Работа на территориях строится с привлечением местного сообщества.

Специалисты участковых социальных служб осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии со специалистами выездной мобильной бригады (составление карт реабилитации семьи, привлечение узких специалистов по оказанию услуг семьям).

С целью снижения риска жестокого обращения в отношении несовершеннолетних разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, включающая комплекс мероприятий, направленных на вывод семьи из создавшейся ситуации. Разработка индивидуальных программ заключается в анализе всех ресурсов, имеющихся на территории проживания семьи, в оценивании внутреннего потенциала семьи. Программа реабилитации составляется участковым специалистом совместно с членами семьи (в необходимых случаях к разработке привлекаются специалисты учреждений социального обслуживания населения, образования, здравоохранения и т.д.).

Участковые специалисты могут использовать в своей практике хорошо зарекомендовавшие методы работы с семьей – сеть социальных контактов, интенсивная семейная терапия и работа со случаем.

Необходимо осуществлять информирование населения о деятельности участковой службы, ее функциях и формах помощи во всех учреждениях, располагающихся на данной территории: при обращениях граждан в учреждения социального обслуживания, на родительских собраниях, в медицинских учреждениях и т.д.

Еженедельный скрининг, проводимый мобильными группами, позволяет выявлять неблагополучие в семьях на самых ранних стадиях развития, оказывать им своевременную помощь, предотвращая появление более тяжелых последствий, таких как повторное помещение детей в Центры и лишение родителей родительских прав.

Это создание открытых приемных (общественных) для беспрепятственного обращения детей.

Такие общественные приемные целесообразнее всего открывать в местах максимально доступных для детей, например, в школах и других образовательных учреждениях. Кроме того, для обеспечения безопасности заявившего ребенка важно соблюдать конфиденциальность и анонимность информации, поэтому можно сделать веб-страницу приемной на сайте школы (или каком-нибудь молодежном сайте), организовать анонимную почту доверия в учебном заведении. Практика показывает, что подобный механизм выявления помогает решить многие вопросы, связанные с жестоким обращением, не только в семейной, но и школьной жизни, среди сверстников.

Это проведение анкетирования, скрининга, тестирования школьников.

Подобные мероприятия, направленные на изучение динамики семейной ситуации учащихся, касающейся их безопасности целесообразнее проводить в коллективах образовательных учреждений письменно, в дошкольных учреждениях (и младших классах школы) – в игровой форме. При проведении такой работы важно предварительно проводить образовательные курсы о недопустимости любых форм и проявлений жестокого обращения в отношении детей, способах защиты от жестокого обращения со стороны близких и чужих взрослых, сверстников с обязательным инструктажем о местных ресурсах помощи.

Это поддержка и развитие на региональном и местном уровне деятельности института уполномоченного по правам ребенка.

Второй этап: расследование сигнала о случае жестокого обращения

На этом этапе необходимо проведение предварительной оценки выявленного случая жестокого обращения, социально-психологическая диагностика ситуации семьи, проведение первичного интервью с детьми и родителями.

После получения информации (сигнала) необходимо проведение проверки, целью которой является определить: имел ли место случай жестокого обращения и безопасно ли ребенку оставаться в семье. Такую проверку могут проводить специалисты уполномоченных социальных учреждений, с представлением информации по результатам проверки в орган опеки и попечительства (или в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав). Для этого необходимо разработать и утвердить процедуру (форму) оценки состояния детей, пострадавших от жестокого обращения, которая в том числе может включать оценку способности другого родителя (лица его заменяющего), не совершавшего жестокое обращение, обеспечить безопасность и защиту ребенка в настоящее время и в дальнейшем.

В последнее время все большее признание получает создание на местном уровне межведомственной службы экстренного реагирования (мобильная бригада, мобильная рабочая группа и т.п.) совместно с отделами внутренних дел, органами здравоохранения и социальной защиты населения. Целью деятельности мобильной бригады является ранняя профилактика социального сиротства посредством оказания экстренной и плановой социальной помощи семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении и остро нуждающимся в социальной поддержке.

Задачами службы являются проверка сигналов о случаях жестокого обращения, оказание экстренной социально-психологической и правовой помощи несовершеннолетним, подвергшимся жестокому обращению. Оказание экстренной помощи детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, позволяет специалистам не только своевременно отреагировать на ситуацию, в которой оказался ребенок, но и провести первичные мероприятия помощи. К работе в мобильной бригаде могут привлекаться как представители органов внутренних дел, опеки и попечительства, КДН и ЗП, так и специалисты (психолог, нарколог, специалист по социальной работе и др.). Состав мобильной бригады при выезде формируется с учетом потребностей ситуации.

Работа специалистов выездной мобильной бригады способствует: оперативному решению проблем семей, находящихся в социально опасном положении; оказанию экстренной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке; обеспечению доступности социальных услуг для семей с детьми, проживающими в отдаленных населенных пунктах.

Специалистами выездной мобильной бригады в рамках плановых выездов проводятся профилактические мероприятия, родителям даются рекомендации по самостоятельному выходу из кризисной ситуации, оказывается содействие в укреплении социального статуса, материального положения, взаимоотношений в семье.

Третий этап: оценка безопасности ребенка

Своевременная и адекватная оценка безопасности и риска приобретает особое значение в ситуациях, когда ребенок подвергается физическому (сексуальному) насилию или находится в условиях отсутствия заботы и пренебрежения нуждами, так как при этих видах жестокого обращения ребенок может серьезно пострадать или погибнуть.

Актуальное состояние ребенка оценивается по состоянию его физического здоровья, эмоциональному состоянию, опасности ближайшего социального окружения и наличию высокого риска для его безопасности, жизни и здоровья в случае оставления без помощи.

Оценка физического состояния включает в себя оценку нанесенных повреждений и травм, степень истощения или длительное оставление без еды и питья (для маленьких детей), неоказание медицинской помощи, а также серьезные заболевания. Оценка эмоционального состояния включает в себя острые эмоциональные реакции: страх, гнев, панику и т.п. Оценка опасности среды включает в себя рассмотрение внешних условий, представляющих угрозу для ребенка (оставление без контроля или в опасном месте, нахождение с людьми, могущими нанести вред или неспособными обеспечить защиту).

Информация о работе Жестокое обращение с детьми