Анализ финансового состояния предприятия на основе бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы. Переход к рыночным отношениям укрепил статус предприятий и открыл перед ними широкие возможности самостоятельного решения многих производственных и финансовых вопросов. Успех деятельности предприятий непосредственно зависит от уровня руководства, от объективности, конкретности, оперативности и научной обоснованности принимаемых решений, которые в конечном итоге должны быть оптимальными. Принятие последних, как известно, направлено на наиболее рациональное, эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, на реализацию долгосрочного приоритета страны – экономического. Исследование результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в каком-либо периоде имеет место в процессе оценки финансового состояния предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Сущность и виды анализа финансового состояния предприятия 6
1.2. Бухгалтерская отчетность как база для проведения оценки финансового состояния предприятия 11
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «МК-БАЛТИКА»…...18
2.1. Общая характеристика предприятия 18
2.2 Оценка эффективности работы предприятия за 2009-2010 г.г. по основным показателям 20
2.3. Анализ капитала и его структуры 25
2.4. Оценка финансовой устойчивости предприятия 28
2.5. Анализ коэффициентов финансового состояния предприятия 33
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МК-БАЛТИКА»……………………………………36
3.1. Нормативное регулирование практики учета кредитов и займов на предприятии 36
3.2. Анализ практики использования счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Применимость счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в учете ООО «МК-Балтика» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.docx

— 167.84 Кб (Скачать)

Основной целью финансового  анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и  точную картину финансового состояния  предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов  и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика  и управляющего (менеджера) может  интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и  его проекция на ближайшую или  более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового  состояния.

Основным (а в ряде случаев и  единственным) источником информации о финансовой деятельности предприятия является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами-пользователями информации о деятельности предприятия.

В определенных случаях  для реализации целей финансового  анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные  группы пользователей, например руководство  и аудиторы, имеют возможность  привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового  учета). Тем не менее, чаще всего годовая  и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового  анализа.

Таким образом, финансовый анализ может  служить для оценки реального  финансового состояния предприятия, поскольку позволяет в меньшей  степени полагаться на догадки, предчувствия и интуицию, уменьшить неизбежную неопределенность, которая присутствует в любом процессе принятия решения.

По содержанию процесса управления выделяют3:

    • перспективный (прогнозный, предварительный) анализ,
    • оперативный анализ,
    • текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период.

Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статической  отчётности и позволяет оценить  работу объединений, предприятий и  их подразделений за месяц, квартал  и год нарастающим итогом.

Оперативный анализ приближён во времени  к моменту совершения хозяйственных  операций. Он основывается на данных первичного (бухгалтерского и статического) учёта. Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия.

Перспективным анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных  значений в будущем.

1.2. Бухгалтерская отчетность как база для проведения оценки финансового состояния предприятия

 

Прежде чем приступать к выполнению каких-то расчетов, нужно  составить четкое представление  об исходной информационной базе: ее составе, содержании, структуре, принципах подготовки, экономической интерпретации основных ее элементов, их взаимосвязи и т.п. В полной мере этот тезис относится  к анализу бухгалтерской отчетности, все показатели которой, во-первых, не имеют очевидной интерпретации, по крайней мере, для начинающих аналитиков и,  во-вторых,  взаимоувязаны  и  взаимообусловлены.

Отчетным формам бухгалтерской  отчетности присуща логическая информационная взаимосвязь. Сущность логической связи  состоит во взаимном дополнении отчетных форм, их разделов и статей. Отдельные  наиболее важные статьи баланса детализируются в сопутствующих формах.

Например, балансовая статья «Нематериальные активы» конкретизируется в разделе 3 «Амортизируемое имущество» приложения к балансу по форме  № 5. Статья «Основные средства»  расшифровывается в этом же разделе формы № 5. Расшифровку других показателей баланса можно найти в других разделах формы № 5, главной книге и аналитическом учете предприятия.

Логические связи дополняются  информационными данными, представленными контрольными соотношениями между отдельными показателями отчетных форм (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1 Схема  информационных взаимосвязей форм бухгалтерской  отчетности

 

Знание этих контрольных  соотношений поможет лучше разобраться в структуре отчетности, проверить правильность ее составления.

Кратко рассмотрим взаимосвязи  между отчетными формами.

Связь 1.  Нераспределенная (чистая) прибыль приводится в бухгалтерском  балансе (раздел III), отчете о прибылях и убытках и отчете об изменениях капитала (раздел I). Кроме того, в  форме № 2 показываются факторы, в  результате которых сложился данный финансовый результат.

Связь 2. Незавершенное  строительство и долгосрочные финансовые вложения приводятся общей суммой на начало и конец отчетного периода  бухгалтерского баланса (раздел I) и  по их видам в форме № 5 (раздел 4).

Связь 3. Долгосрочные и  краткосрочные финансовые вложения по отдельным направлениям использования  средств показываются в бухгалтерском  балансе (разделы I и II) и в форме  № 5 (раздел 5). В справочном разделе  формы № 5 акции и облигации  отражаются по рыночной стоимости.

Связь  4.  Дебиторская  задолженность по ее отдельным статьям  на начало, и конец отчетного периода  отражается в бухгалтерском балансе (раздел II), а подробная расшифровка  ее статей дается в форме № 5 (раздел 2). В этой форме приводится просроченная дебиторская задолженность длительностью  свыше трех месяцев, а также перечень организаций-дебиторов, имеющих наибольшую задолженность.

Связь 5. Кредиторская задолженность  по ее отдельным элементам на начало, и конец отчетного периода  приводится в бухгалтерском балансе (раздел V), а подробная расшифровка  ее статей отражается в форме № 5 (раздел 2). В данной форме показывается кредиторская задолженность со сроками  погашения более трех месяцев, а  также перечень организаций-кредиторов, имеющих наибольшую задолженность  перед предприятием.

Связь 6. Капитал и резервы  по их видам находят отражение  в бухгалтерском балансе (раздел III), а их движение за отчетный период – в Отчете об изменениях  капитала (форма № 3, раздел I). В этом отчете (раздел IV) показывается увеличение капитала за счет:

  • переоценки активов;
  • дополнительного выпуска акций;
  • реорганизации юридического лица (слияние, присоединение);
  • прироста имущества;
  • доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся непосредственно на увеличение капитала (например, эмиссионный доход).

Факторы, понижающие капитал, следующие:

  • снижение номинальной стоимости акций;
  • уменьшение количества акций, находящихся в обращении, если такая возможность предусмотрена уставом общества;
  • реорганизация общества (разделение, выделение);
  • расходы,  которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета непосредственно относятся на увеличение капитала (непокрытые убытки прошлых лет и отчетного года).

Решение о снижении уставного  капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций  или путем приобретения части  акций в целях сокращения их общего количества и о внесении соответствующих  изменений в его устав принимается  общим собранием акционеров. Минимальный  уставный капитал открытого акционерного общества должен составлять не менее  тысячекратной суммы минимального месячного размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, а закрытого общества – не менее стократной суммы минимального месячного размера оплаты труда.

Не позднее 30 дней с даты принятия решения о понижении уставного капитала общество в письменной форме уведомляет об этом своих кредиторов, которые вправе потребовать от общества прекращения или досрочного исполнения его обязательств и возмещения, связанных с этим убытков.

Связь  7.  Долгосрочные и краткосрочные обязательства  на начало, и конец отчетного периода  показываются общей суммой в бухгалтерском  балансе (разделы IV-V), а их расшифровка  дается в форме № 5 (раздел I).

Связь 8. Согласно нормативным документам по бухгалтерскому учету нераспределенная прибыль отчетного года в течение года, следующего за отчетным, присоединяется к нераспределенной прибыли прошлых лет. Такая операция устанавливает информационную связь между отчетностью двух смежных периодов: сумма в разделе I формы № 3 отчетного года совпадает с суммой раздела III пассива баланса предыдущего года.

На практике существуют и другие взаимосвязи между показателями форм бухгалтерской отчетности, имеющие  более частный характер.

Зная содержание и взаимосвязи  между показателями отчетности, можно  переходить к ее углубленному финансовому  анализу.

Формы  бухгалтерской  отчетности4:

  • Бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Бухгалтерский баланс

Значение баланса как  основной отчетной формы исключительно  велико, поскольку этот документ позволяет получить достаточно наглядное непредвзятое представление об имущественном и финансовом положении предприятия. В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах:

а)  по составу (виду);

б) по источникам формирования.

Иными словами, одна и та же сумма средств, которые находятся в распоряжении предприятия, представлена двояко, что дает возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса). В нашей стране баланс традиционно представлялся в виде двусторонней таблицы, в левой части которой размещаются активы предприятия,  а в  правой  – его пассивы; в этом случае общие итоги по активу и пассиву баланса совпадают. (В российской учетно-аналитической практике принято итог баланса называть валютой баланса.)

Поскольку одно из предназначений баланса состоит в характеристике изменений в финансовом состоянии  предприятия за отчетный период, он содержит две колонки показателей – на начало года и конец периода (например, квартала, полугодия, года).

Структура  баланса,  подразумевающая  выделение  тех или иных разделов и статей, может быть различной. В  настоящее время она имеет  следующий вид (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1 Статическое  представление бухгалтерского баланса

Актив

Пассив

Внеоборотные активы

Капитал и резервы

 

Оборотные активы

 

Долгосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства


 

Отчет о прибылях и убытках

В отличие от баланса, представляющего  собой свод моментных данных об имущественном  и финансовом положении предприятия, Отчет о прибылях и убытках  предназначен для характеристики финансовых результатов его деятельности за отчетный период. При этом данные в  отчете приводятся нарастающим итогом, например, форма, составляемая по итогам второго квартала, включает данные о выручке, доходах и расходах за первые два квартала.

В Отчете о прибылях и  убытках доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и чрезвычайные:

- Обычными являются доходы, получаемые от регулярной предусмотренной уставом деятельности предприятия.

-     Чрезвычайными  доходами считаются   поступления, возникающие как последствия непредвиденных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Отчет об изменении капитала

Отчет содержит показатели о состоянии и движении собственного капитала хозяйствующих товариществ и обществ, целевых финансирования и поступлений, резервов предстоящих расходов и платежей и оценочных резервов. Движение каждого вида капитала или резерва построено по принципу следующего балансового уравнения:

 

                                                                            (1.1)

где ОСН – остаток средств различных видов капитала, резервов и фондов на начало отчетного периода;

ПО – увеличение капитала (поступило в отчетном году);

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия на основе бухгалтерской отчетности