Анализ прибыли и рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 02:14, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в экономике России расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности, существенно изменились отношения предприятий с государством и другими субъектами рынка. Экономическая свобода, как условие и следствие рыночных отношений, предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия.
Конечным, положительным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) является прибыль. Она представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль - основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой - она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство. Прирост прибыли может быть достигнут не только благодаря увеличению трудового вклада коллектива предприятия, но и за счет других факторов. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ формирования прибыли. Этот анализ имеет важное значение и для внешних субъектов (государственных органов, банков и др.).
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных, хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительными, так и с отрицательными знаками.
Результат деятельности фирмы оценивается системой показателей, основным из которых является рентабельность. Он позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
Объём реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Работа содержит 1 файл

Курсовая отредактированная2.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

     Рентабельность  оборотного капитала вычисляется по формуле:

     (Операционная  прибыль) / ((Оборотные средства на начало периода + оборотные средства на конец периода)/2) (1.16)

     Данный  показатель сообщается с показателем  оборотности оборотных активов, ровным отношению дохода к средней  величине оборотных средств за период времени и показателем прибыльности продаж, который в этом случае основан на отношении величины операционной прибыли (то есть прибыли до выплаты процентов и налога на прибыль, который не включает прибыль от не основной деятельности).

     Рентабельность  активов оценивается путем сопоставления чистой прибыли с общей суммой активов по балансу. Этот показатель является одним наиболее из важных для характеристики рентабельности предприятия. Для его обозначения используется специальная англоязычная аббревиатура ROA от английского названия «Return on Assets». Данный показатель наиболее целесообразно рассчитывать по формуле:

     (2-(Чистая  прибыль + Процентные платежи*(1-налоговая  ставка))) / (Всего активов на начало  года + Всего активов на конец  года) (1.17)

     Рентабельность  собственного капитала характеризует эффективность использования только собственных источников финансирования предприятия. Данный показатель имеет общепринятую аббревиатуру ROE от английского «Return on Equity». При расчете этого показателя используется чистая прибыль предприятия вместе с величиной собственного капитала предприятия. Рассчитывается по формуле:

     Чистая  прибыль / (Собственный капитал на начало года + Собственный капитал  на конец года) (1.18)

     Рентабельность  использованного капитала (или рентабельность чистых активов) рассчитывается путем сопоставления чистой прибыли предприятия, откорректированного на величину процентных платежей по долгосрочным задолженностям, со средней величиной капитала компании на протяжении года. Содержание этого показателя заключается в анализе эффективности использования капитала компании. Под капиталом здесь понимается отмеченная в балансе сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств. То же может быть получено путем вычета из суммы активов величины краткосрочных задолженностей. Для расчета данного показателя используется формула:

     (2*(Чистая  прибыль+процентные платежи*(1-Налоговая  ставка))) / (Чистые активы на начало  года+Чистые активы на конец  года) (1.19) 

где расчет чистых активов проводится с помощью  выражения: 

     Чистые  активы=((Активы всего нач.года)+(Активы всего кон.года)- ((Текущ.обязат-ва нач.года)+(Текущ.Обяз-ва кон.года))) / 2 (1.20)

     Стоит подчеркнуть, что отмеченные в данной формуле процентные платежи имеют  отношение только к долгосрочным обязательствам. 

     2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «МОДУЛЬ» ГОСТИНИЦА «ПАНОРАМА» 

2.1. Характеристика финансово-хозяйственной  деятельности ООО  «Модуль» гостиница  «Панорама» 

     Гостиница открыла свои двери для жителей и гостей областного центра 3 сентября 2007 года. Находится в удобном месте в центре города. Расположена в девятиэтажном здании, построенном по индивидуальному проекту, на территории торгового центра “Панорама”. Гостиница относится к эконом классу, но при этом располагает уютными, комфортными и просторными номерами, а также великолепным панорамным видом на западную (на Камышовый хребет) и восточную (на Сусунайский хребет) стороны города Южно-Сахалинска, а также дополнительными услугами и отличным сервисом.

     Номера  гостиницы расположены с 4 по 8 этаж.

     В гостиницах имеются различные категории  номеров, отличающиеся площадью, меблировкой, оборудованием, оснащением и т.д. Однако независимо от категории каждый гостиничный  номер имеет следующую мебель и оборудование: кровать; стул или кресло в расчете на одно место; ночной столик или тумбочку в расчете на одну кровать; шкаф для одежды; общее освещение; мусорную корзину.

     В каждом номере есть информация о гостинице и план эвакуации на случай пожара.

     Услуги  по предоставлению гостям питания состоят из комбинации следующих процессов:

     ♦ производственный (приготовление блюд на кухне);

     ♦ торговый (продажа готовых к употреблению продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков);

     ♦ сервисный (обслуживание гостей официантами в ресторане, баре, кафе, гостиничных номерах).

     Оставаясь основной, услуга размещения воспринимается гостями как само собой разумеющееся, а повышенный интерес вызывают именно дополнительные услуги, выделяющие данную гостиницу из ряда других.

     Основной  целью деятельности Общества является получение прибыли.

     Для получения прибыли Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том  числе:

  • Услуги размещения.
  • Услуги питания.
  • Сервисно-бытовые услуги.
  • Автоперевозки пассажиров и грузов.

     Мы  видим, что в основе организационной  структуры предприятия заложен  принцип разделения функциональных обязанностей при условии вертикальной подчиненности (директор).

      Таблица 1. Организационно-производственная структура управления

     2.2. Анализ динамики  прибыли и рентабельности предприятия 

     Целью анализа является оценка прошлой  деятельности и положения предприятия  на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия. 

     Таблица 1

     Анализ  состава, динамики и выполнения плана  балансовой прибыли гостиницы «Панорама» за 2010г. (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показа  тели 2009 г. 2010 г. Изменения по сравнению
Сумма Уд. вес  в бал. приб.

План

Факт. С планом С 2009 г.
сумма структура, % сумма структура, % В сумме По уровню, % В сумме По уровню, %
Балансовая прибыль 3217 100 5784 100 7390 100 1606 27,77 4173 129.82
Прибыль от реализации услуг 3496 108,6 6648 114,9 8184 110,7 1536 -4,2 4688 -6,32
Прибыль от внереализационных операций -279 -8,6 -864 -14,9 -794 -10,7 -38 0,05 -439 2,07
 

     В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию источников прибыли, для чего фактические данные по источникам образования прибыли сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому источнику прибыли.

     В гостинице «Панорама» основным источником прибыли является прибыль от реализации услуг.

     Как показывают данные таблицы 1, план по балансовой прибыли перевыполнен на 27,77%. Темп ее прироста к прошлому году составил 129,72%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации услуг (110,7%). Из-за того, что от внереализационных операций получен убыток (-10,7%), балансовая прибыль меньше прибыли от реализации.

     Из  таблицы 1 видно, что фактическая прибыль от реализации услуг в 2010г. превышает плановые показатели на 1536 т.р., поэтому, несмотря на фактический убыток от внереализационных операций, балансовая прибыль также оказалась выше планируемой на 1606 т.р.

     Если  сравнивать 2010г. с 2009г., то можно также  выделить, что прибыль от реализации услуг выросла на 4688 т.р., и хотя от внереализационных операций в 2010г. убыток по сравнению с 2009г., балансовая прибыль увеличилась на 4173 т.р.

     Анализ  прибыли от реализации услуг.

     В гостинице «Панорама» основным источником прибыли является прибыль от реализации услуг. Анализ прибыли производится фирмой каждый год. Анализ осуществляется в увязке с факторами, влияющими на прибыль – это валовой доход и издержки обращения.

     Материалами для анализа прибыли является годовой бухгалтерский баланс, отчет по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках (Приложение А). 

     Таблица 2

Анализ  прибыли от реализации услуг гостиницы «Панорама» (тыс. руб.)

Показатели План факт % выполнения отклонение (+;-)
на 2010 г. за 2010 г.
1. Объем реализации услуг 181300 182842 100,85 1542
2. Валовой  доход        
2.1. в  сумме 22528 24070 106,84 1420
2.2. в  % к обороту 12,43 13,16 105,87 0,73
3. Издержки  обращения        
3.1. в  сумме 15880 15886 100,04 6
3.2. в  % к обороту 8,76 8,69 - -0,07
4. Прибыль  от реализации услуг 6648 8184 133,63 1536
5. Рентабельность по прибыли от реализации услуг, % 3,67 4,48 122,07 0,81

     Для анализа прибыли необходимо провести расчет влияния факторов на прибыль  фирмы. Для этого необходимо определить, за счет чего произошло отклонение от плана.

  1. За счет перевыполнения плана объема реализации услуг.

     (1542 х 4,48%): 100% = 69,1 т.р.

  1. За счет изменения валового дохода.

     (182842 х 0,73%): 100% = 1334,7 т.р.

  1. За счет экономии издержек обращения.

     (182842 х 0,07%): 100% = 127,2 т.р.

     Совокупное  влияние факторов равно сумме  отклонения.

     69,1 + 1334,7 + 127,2 = 1536 т.р.

     Анализ  прибыли осуществляется в следующей  последовательности:

     1. Определяют выполнение плана  по прибыли. Определяется как  разность между фактической суммой прибыли за 2010 г. и плановой суммой прибыли.

     8184 – 6648 = 1536 т.р.

     2. Определяют проценты выполнения плана по прибыли фирмы, как отношение фактической суммы прибыли за 2010 г. к плановой.

     (8184 : 6648) х 100% = 133,63 %

     3. Прирост прибыли в сумме в  2010 г. по сравнению с 2009 г., как  их разность.

     8184 – 3496 = 4688 т.р.

     4. Динамика прибыли, т.е. темп роста, определяют отношением фактической суммы прибыли 2010 г. к фактической сумме прибыли 2009 г.

     (8184 : 3496) х 100 = 234,09%

     5. Фактический уровень рентабельности  за 2010 г., как отношение фактической  прибыли к сумме товарооборота.

     (8184 : 182842) х 100% = 4,48%

     6. Плановый уровень рентабельности  на 2010 год, как отношение плановой  прибыли к товарообороту.

     (6648 : 181300) х 100% = 3,67%

     По  сравнению с планом произошло  повышение фактического уровня рентабельности:

     0,81% (4,48 – 3,67)

     7. Определить изменение уровня  рентабельности в отчетном периоде  по сравнению с прошлым. Определяют как разность между уровнем рентабельности отчетного периода и уровнем рентабельности прошлого периода.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности