Автоматизация бухгалтерского учёта в банковском деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 14:24, реферат

Описание работы

В условиях усиливающейся межбанковской конкуренции успех предпринимательской деятельности будет сопутствовать тем банкирам, которые лучше овладеют современными методами управления банковскими процессами.

В соответствии с этим очевидна необходимость обладания современной автоматизированной банковской системой (в дальнейшем АБС), позволяющей эффективно обрабатывать все возрастающие информационные потоки, а также непосредственно осуществлять операции, в том числе и бухгалтерские на каждом этапе создания банковского продукта. Кроме того, именно банки обладают достаточными финансовыми возможностями для приобретения и использования самой современной техники.

Содержание

Введение. 3

1. Задачи выполняемые АБС 5

2. Критерии выбора АБС 11

3. Программное обеспечение АБС 13

4. Сравнительная харакретиристика программ АБС 22

Заключение. 23

Список использованных источников и литературы 24

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 52.51 Кб (Скачать)

Для определения  прав пользователя на возможность осуществлять операции и на доступ к объектам надо построить некую матрицу, узлами которой являются пересечения требований на доступ к объектам и операциям.

Функциональность  системы основана на базовых операциях. Предоставляя пользователю набор базовых  операций, администратор системы  определяет тем самым его доступ. Базовые объекты определяют объектно-ориентированный  взгляд на систему. Появляется возможность  управлять доступом к объектам, определяя  права на их методы, которыми являются элементарные операции. Каждая базовая  операция использует какой-либо из методов  базового объекта (т.е. какие-либо элементарные операции). Таким образом, доступ пользователя в системе складывается из его  прав на базовые операции и объекты. 

На рынке ПО имеется широкий выбор систем автоматизации банков. Банковская сфера  определяет два основных требования к Банковским системам (БС) - обеспечение  надежности и безопасности передачи коммерческой информации. Перечислим основные возможности современных  БС:

  1. Передача информации по каналам электронной почты,
    1. базы данных на основе модели «клиент-сервер»,
  2. средства межсетевого взаимодействия для организации межбанковских расчетов,
  3. службы расчетов, целиком ориентированных на Internet, или, так называемые, виртуальные банки;
  4. банковские экспертно-аналитические системы, использующие принципы искусственного интеллекта;
  5. средства удаленного доступа к сетевым ресурсам для работы с сетями банкоматов, и многое другое.
 
 
 

Присматриваясь  к своей будущей АБС, банку, наряду с предоставляемым при поставке программного продукта сервисом на единицу  денежных затрат, а также финансовым положением и репутацией компании-поставщика и разработчика, необходимо оценить  технический и технологический  уровень приобретаемого программного комплекса и перспективы его  дальнейшего развития.

В условиях стремительного развития банковских систем, односторонний («векторный») подход к классификации  не совсем оправдан, так как помимо используемых СУБД и технологических  решений есть и много других параметров, не менее важных при классификации  АБС.  
 

Такими параметрами  могут быть, например: 

1. «Базовый объект»  при построении технологий обработки  бизнес процессов: 

- проводка;

- документ;

- банковский  продукт. 

2. Уровень реализации  банковских технологий:

- с жестко  заданным набором определенных  технологий;

- с возможностью  работать с разными банковскими  технологиями (универсальная АБС).

3. Уровень защиты  информации:

- криптозащита;

- криптозащита  и трехуровневая модель обработки  данных;

- криптозащита, трехуровневая модель;

- другие средства  защиты.

4. Функциональная  полнота: 

- наличие системы  управления рисками; 

- наличие системы  консолидированного управления  финансовыми ресурсами; 

- поддержка широкого  спектра банковских продуктов; 

- включение новейших  банковских технологий («Home Banking»,  «Internet», «телефонного банка», видеоконференций  и т.д.).

5. Работа с  филиалами и удаленными площадками:

- на основе  распределенной базы данных с  off-line-репликацией; 

- на основе  единой базы данных.

6. Использование  встроенных средств разработки:

- генератора  отчетности;

- макроязыка;

- генератора  объектов;

- других CASE-средств.  

В связи с  внедрением в банке нового банковского  продукта открываются новые балансовые и внебалансовые аналитические  счета, устанавливаются правила  выполнения проводок по ним и т.п. Таким образом, разработка банковского  продукта представляет собой логически  целостный процесс, растянутый по времени  и распределенный среди многих исполнителей. Разумеется, что, пока каждая служба банка  не закончит свою часть работы по созданию банковского продукта, его нельзя предлагать на рынке.

Главный бухгалтер  банка, который отвечает за правильное отражение процесса реализации банковских услуг в отчетах, установленных  действующим законодательством, заинтересован  в том, чтобы АБС располагала  средствами, обеспечивающими однозначное  описание правил бухгалтерского учета  операций в соответствии с принятой учетной политикой банка. Одновременно АБС должна предоставлять главному бухгалтеру средства, позволяющие контролировать выполнение конкретными сотрудниками или отдельными структурными подразделениями  банка правил бухгалтерского учета  при совершении банковских операций.

Автоматизированные  банковские системы часто разрабатываются  под потребности потребителей, по индивидуальному заказу с полным сопровождением в ходе формирование “гибкой” банковской технологии.

Общие требования к АБС. 

Выделим  необходимые  компоненты Банковской Системы :

1. Многопользовательская  система реального времени. 

Одновременная работа пользователей системы на едином информационном пространстве позволяет  оперативно получать новую информацию, своевременно обновлять и удалять  устаревшую, избегать ненужного дублирования, обмениваться сообщениями. Обеспечение  удаленного доступа гарантирует  оперативность и быстрое реагирование на происходящие события. Все это  позволяет экономить средства и  время. 

2. Защита информации. 

Соответствие  системы международным требованиям  по защите информации обеспечивается следующим образом.

1. средствами  аппаратного обеспечения: использование  систем аппаратного шифрования, аппаратной идентификации и аутентификации (подлинности), электронных ключей  и т.д.;

1. средствами  операционной системы: использование  ОС с сертифицированными средствами  защиты информации и разграничения  доступа (UNIX, VMS);

1. средствами  СУБД: использование профессиональных  СУБД с сертифицированными средствами  разграничения доступа к информации  и средствами аудита и журнализации;

1. прикладным  программным обеспечением: разграничение  доступа к информации, ведение  журнала всех операций, контроль  работы активных пользователей  системы, электронная подпись  и средства криптографической  защиты данных;

1. организационными  мероприятиями: инструктаж пользователей,  технология порождения и передачи  ключевой информации.

3. Целостность  информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Критерии выбора АБС 

Итак, самой главной  задачей компьютерного департамента банка зачастую является выбор наилучшего решения из предлагаемых на рынке  вариантов БС или выбор стратегии  разработки или модернизации существующей БС. Рассмотрим критерии такого выбора.

Требования к  сложной банковской системе существенно  зависят от объема операций, проводимых банком. Целью является создание БС, которая обеспечивала бы персонал и клиентов банка необходимыми видами услуг, при условии, что расходы на создание и эксплуатацию не превышают доходов от внедрения БС.  

Итак, для выбора наиболее удачного решения необходимо учитывать:

Стоимость БС. Здесь следует обратить внимание на выбор вычислительной платформы, сетевого оборудования и ПО. Немаловажна и стоимость обслуживания и сопровождения системы. Важно учитывать стандартность платформы и число независимых поставщиков оборудования и ПО. Очевидно, что конкуренция поставщиков увеличивает шансы найти более дешевое решение.

Возможность Масштабирования. В случае роста банка стоимость модернизации при неудачном выборе резко возрастает. Необходимо, чтобы выбранная вычислительная платформа допускала бы постепенное наращивание ресурсов в тех частях системы, где это требуется.

Использование существующих ресурсов. От эффективности использования уже имеющихся компьютеров, сетей и каналов связи существенно зависят и затраты на построение БС.

Наличие системы защиты информации. Безопасность данных является одним из главных требований к БС. Должна быть предусмотрена как устойчивость работы при неправильных действиях персонала, так и специализированные системы защиты от преднамеренного взлома БС с корыстными или иными целями. На сегодняшний день безопасность БС так важна, что мы рассмотрим этот вопрос подробнее. Система защиты и безопасности информации в БС предполагает наличие:

  1. Средства физического ограничения доступа к компьютерам БС (идентификационные карточки, съемные блокирующие устройства и т.п.).
  2. Предоставление полномочий, привилегий и прав доступа к БС на уровне отдельного пользователя (сотрудника или клиента банка).
  3. Средства централизованного обнаружения несанкционированных попыток проникнуть к ресурсам БС, дающие возможность своевременно принять соответствующие меры.
  4. Защита данных при их передаче по каналам связи (особенно актуально при использовании открытых каналов связи, например сети Internet). Здесь возможно использование "цифровой электронной подписи" и других криптографических методов.
 

Надежность  системы. Отказы отдельных элементов БС не должны приводить к ее полному выходу из строя. Кроме того, необходимо обеспечить высокую устойчивость работы БС в условиях дестабилизирующих факторов (например помех в линиях связи или ошибочных действий персонала банка).

Наличие средств восстановления при сбоях. В БС должны быть предусмотрены средства для прогноза, фиксации и локализации различных нештатных ситуаций и отказов оборудования (таких как: повреждений и перегрузок каналов связи; перегрузок устройств внешней памяти; нарушения целостности БД; попыток несанкционированного доступа в систему и т.д.)

Возможность адаптации к изменениям финансового законодательства или структуры банка.

Возможность работы в режиме реального  времени. В настоящее время системы типа OLTP (On-line Transaction Processing) становятся все более распространенными при создании БС. Внедрение систем OLTP требует от банка весьма больших инвестиций, но преимущества таких систем с лихвой оправдывают все затраты. Для создания систем этого типа могут быть использованы:

  1. Мощные универсальные компьютеры и мини-ЭВМ, например, фирм IBM, DEC, NCR и др.( до 70% систем).
  2. Специализированные многопроцессорные отказоустойчивые (SFT, System fault-tolerant) системы, например, фирмы Tandem, Suquent и др. (около 10% систем). Для SFT принято включать OLTP непосредственно в ОС (например, для компьютеров типа NonStop фирмы Tandem).
 
 

Наличие дополнительных функциональных возможностей

Например, в наиболее современных БС реализован автоматизированный ввод финансовой документации на основе методов оптического распознавания образов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Программное обеспечение АБС
 

Рассмотрим автоматизацию банковской деятельности на конкретных программных продуктах. Следует сказать, что в виде готового ПО массового распространения АБС не получила. Большинство банков заказывают у сторонних разработчиков программные продукты, которые подходят именно им.

Остановимся на трёх российских компаниях, которые  работают в этой сфере: 

  1. Фирма КАНОПУС (CANOPUS Software Ltd.)

    Была основана в 1992 году. Основные направления деятельности компании: автоматизация малых и средних банков, систем денежных переводов, корпоративных казначейств, электронных платежных систем, пунктов обмена электронных валют и др. На сегодняшний день среди клиентов фирмы несколько десятков банков и финансовых компаний, зарегистрированных в различных юрисдикциях.

  1. R-Style Softlab — ведущий отечественный поставщик программного обеспечения для бизнеса.

Информация о работе Автоматизация бухгалтерского учёта в банковском деле