Характеристика МСА 230

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

Тема международных стандартов в настоящее время актуальна для всех стран мира и, особенно для России, где стандарты аудиторской деятельности до сих пор находятся в процессе разработки и вызывают немало споров, как в профессиональной среде, так и на ypовне государственных органов.
Необходимость унификации методики аудиторских проверок признается большинством специалистов в области аудита и бухгалтер

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..…...3
Понятие стандарта аудита……………………………………………...…5
Международные стандарты аудита, их классификация и порядок разработки……………………………………………………………….....8
Характеристика МСА 230………………………………………..………14
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

Международные стандарты аудита.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

      В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В этой связи целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.

      Федеральные правила (стандарты) базируются на международных стандартах аудита.

      Правила (стандарты) аудиторской деятельности — это, как отмечается в законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации, единые требования к порядку  осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

      Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

  • федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  • внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций (фирм) и индивидуальных аудиторов.

      Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

      Различаются не только подходы к аудиту, но и  содержание аудиторских стандартов. Сравнение международных стандартов аудита и российских необходимо для:

      • понимания существенных аспектов порядка  проведения аудита и формирования профессионального  мнения аудитора о достоверности  финансовой отчетности;

      • формулирования предложений по совершенствованию действующего российского законодательства по аудиту.

      На  основе действующих международных  стандартов аудита разработан ряд отечественных  аналогов. В целом стандарты можно  подразделить на несколько групп: 1) российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди международных стандартов аудита; 2) российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от международных стандартов аудита; 3) российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе международных стандартов аудита; 4) международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита. Значительная часть российских стандартов аудита тождественна или в существенных аспектах близка к международным стандартам аудита. Имеющиеся расхождения обусловлены:

      1) различиями в подходах к аудиту;

      2) формальными различиями - стиль и  оформление документов, подробности  изложения; практические примеры  и т.п.;

      3) реформой международных стандартов  аудита.

      Тринадцать  документов из числа международных  стандартов аудита и положений о международной аудиторской практике в настоящее время не имеют российских аналогов. Это связано с тем, что российские регламентирующие документы еще находятся в стадии разработки, и подготовка всего пакета стандартов еще не завершена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Характеристика МСА 230 

     Это федеральное правило (стандарт) аудиторской  деятельности разработано с учетом международного стандарта МСА 230 «Документация в аудите». И отечественный, и международный стандарты состоят из трех разделов:

     - введение;

     -·форма и содержание рабочих документов;

     - конфиденциальность, обеспечение сохранности рабочих документов и право собственности на них.

     Федеральное правило (стандарт) устанавливает единые требования к составлению рабочей документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

     В пункте 3 комментируемого стандарта  дано следующее определение термина  «документация» – рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Речь идет о совокупности бумажных, а также фото- и электронных носителей информации, которые составляются аудиторами и другими членами группы проверяющих, сотрудниками аудируемого экономического субъекта, а также третьими лицами в соответствии с запросами аудиторской фирмы.

     В пункте 4 названы следующие направления  использования рабочих документов:

     -·применение документации на этапах планирования и проведения аудита;

     - использование документации для целей текущего планирования за ходом работы и для проверки ее результатов;

     - документальное фиксирование аудиторских доказательств, которые могут служить подтверждением того или иного мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

     Все выше обозначенные позиции нуждаются в пояснениях. Обязательными элементами рабочих бумаг аудита являются план и программа проверки, которые должны опираться на изученные и зафиксированные данные о бизнесе клиента, системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля (в том числе с обоснованием уровня доверия, оказываемого контрольной среде аудируемого лица), а также информация об особенностях используемого аудируемым лицом программного обеспечения. Обязательность процедур документирования непосредственно в процессе осуществления аудита принципиально важна, прежде всего, для борьбы с так называемым «черным аудитом» – выдачей аудиторского заключения без фактического проведения проверки. Дело в том, что крайне проблематично сфабриковать убедительный аудиторский файл, в котором были бы приведены сведения о номерах и датах изученных первичных бухгалтерских документов.

     Использование рабочих документов для целей  контроля за ходом проверки также  должно способствовать повышению общего уровня качества аудита. В практике работы солидных аудиторских фирм уже давно оформляемые в процессе проверки документы в обязательном порядке содержат не только подпись составителя, но и подпись проверившего эти рабочие бумаги.

     Рабочие бумаги являются также своеобразным доказательством надлежащего проведения аудита и обоснованием адекватности выводов проверки Данное направление использования рабочей документации особенно актуально в свете установленного ст. 14 Закона об аудиторской деятельности внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Основным критерием оценки при этом служат количественные и качественные характеристики составленной в ходе аудита документации. Кроме того, доказательная сила рабочей документации может оказаться небесполезной в случае предъявления каких-либо претензий со стороны клиента. С помощью рабочей документации аудиторская фирма может аргументировано отстаивать свою точку зрения либо, убедившись в справедливости претензий аудируемого лица, установить, кто из группы проверяющих допустил промахи или является недобросовестным исполнителем.

     Пунктом 5 документа определены требования, касающиеся объема рабочих документов Документация должна быть полной и  достаточно подробной для обеспечения  общего понимания проведенного аудита. С точки зрения достаточности  рабочей документации важно обеспечение возможности сквозного прослеживания формирования отчетных данных.

     Пункты 6 и 7 кратко характеризуют сферу  вопросов, отражаемых в рабочих документах. Обращает на себя внимание положение  о том, что в рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым ему необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами. Таким образом, документация охватывает широкий круг проблем, но от аудитора не требуется задокументировать каждый рассмотренный при проверке вопрос – речь идет о важных моментах.

     Из  предыдущего положения логично  вытекает зафиксированное в п. 7 право  аудитора определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. При этом аудитору необходимо учитывать приведенные в п. 8 документа следующие факторы:

     - характер аудиторского задания,

     - требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;

     - характер и сложность деятельности аудируемого лица;

     - характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего

     контроля  аудируемого лица;

     -·необходимость давать указания работникам аудитора, контролировать и проверять порученную им работу;

     - конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.

     Пункт 9 содержит как обязательное требование о систематизации рабочих документов, так и рекомендацию о целесообразности разработки типовых форм документации. Следует заметить, что в практике многих аудиторских фирм широко используются формализованные рабочие бумаги, анкеты, бланки, единообразные по структуре папки, таблицы, вопросники, табели учета рабочего времени, а также вспомогательные бумаги. При проверке бухгалтерской информации применяются подлежащие расшифровке символы; комментарии аудитора приводятся на полях либо в отдельных рабочих документах.

     Пунктом 10 предусмотрено, что в ходе проверки допускается использование графиков, аналитической и иной документации, подготавливаемой аудируемым лицом. Но прежде аудитор должен убедиться, что  такие материалы подготовлены надлежащим образом.

     В следующем п. 11 приведена краткая  информация, касающаяся состава рабочих  документов. Обычно документация содержит:

     - информацию, касающуюся отраслевых особенностей и организационно-правовой формы аудируемого лица;

     - доказательства проведенного аудиторами планирования проверки и

     достигнутого  понимания систем формирования и  контроля учетно-финансовой информации аудируемого лица;

     - сведения о сделанных оценках элементов аудиторского риска;

     - результаты анализа ключевых экономических показателей клиента;

     - свидетельства о проведенном анализе финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

     - данные об исполнителях, результатах и существенных деталях

     выполненных аудиторских процедур;

     - копии переписки, осуществлявшейся в связи с проведением аудита с лицами внутри и за пределами аудируемого экономического субъекта;

     - выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам проверки, включая отмеченные ошибки и необычные обстоятельства;

     - копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения по ней.

     Согласно  п. 12 целесообразно подразделить файлы  рабочих документов на постоянные (включающие мало меняющуюся от года к году информацию) и текущие (имеющие отношение  преимущественно к аудиту отдельного периода). Эта методика особенно удобна при работе с постоянными клиентами.

     Пункт 13 фиксирует требование по обеспечению  конфиденциальности и сохранности  рабочих документов, которые должны храниться в архиве аудиторской  фирмы не менее 5 лет. Вопрос о содержании понятия «конфиденциальность» представляет живой интерес для руководства и бухгалтеров аудируемых экономических субъектов. Комментируемое правило (стандарт) только обозначает принцип конфиденциальности, поскольку более полная характеристика связанных с конфиденциальностью вопросов имеется в Законе об аудиторской деятельности.

     Согласно  ст. 11 и подп. 4 п. 2 ст. 5 вышеуказанного закона аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность  документов и сведений, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе разглашать их содержание или передавать указанную информацию третьим лицам без письменного согласия аудируемого лица или лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг. Исключения составляют случаи, предусмотренные федеральным законодательством (например, когда истребование информации производится в судебном порядке).

Информация о работе Характеристика МСА 230