Хозяйственный учет, его сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 04:45, лекция

Описание работы

Производство материальных благ является непременным условием существования и развития общества. Создание в процессе производства материальные блага распределяются, происходит их обмен и потребление. Для обеспечения контроля за хозяйственными процессами, связанными с производством, распределением и потреблением материальных благ, требуется систематическое наблюдение, измерение их в количественных показателях.

Работа содержит 1 файл

1 семестр Лекции БУ.doc

— 639.50 Кб (Скачать)
tify">         отчисления на социальное страхование и обеспечение;

         расходы на подготовку и освоение производства;

         общепроизводственные расходы;

         общехозяйственные расходы;

         потери от брака;

         прочие производственные расходы;

         расходы на продажу (коммерческие расходы).

2. Учет процесса заготовления

Объектом бухгалтерского учета являются процессы хозяйственной деятельности организации: процесс снабжения, процесс производства, процесс продажи.

Основными задачами учета процесса снабжения (заготовления) являются:

         контроль за движением материалов;

         правильный и своевременный расчет;

         фактической себестоимости приобретенных материалов.

В процессе снабжения приобретаются материалы за плату от: поставщиков, прочих кредитов, подотчетных лиц.

Понятие «материалы» является собирательным, обозначающим разные элементы производства (как правило, материалы используются в качестве предметов труда).

При осуществлении учета процесса снабжения поступление материалов оформляется унифицированными документами: доверенность, приходный ордер, акт о приеме материалов, требование-накладная.

В расчетах за приобретенные организацией материалов применяются: счет-фактура, товарно-транспортная накладная, банковские расчетно-платежные документы и др.

Согласно действующему Плану счетов для учета процесса снабжения используются бухгалтерские счета:

         10 счет «Материалы»;

         15 счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

         16 счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

         14 счет «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Не принадлежащие организации материалы, а принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» (002).

Счета 15, 16 используются в организации согласно учетной политике.

Фактические затраты по приобретению материалов учитываются по дебету счета «Материалы» (10).

Рассмотрим хозяйственные операции:

1.      По приходному ордеру поступили на склад от поставщика на сумму 50000 руб.:

Д-т счета «Материалы»  К-т счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

2.      Акцептован счет-фактура за оказанные услуги за доставку материалов 13 560 руб.:

Д-т счета «Материалы»  К-т счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

3.      На основании акта о приеме материалов оприходованы запасные части на сумму 5000 руб.:

Д-т счета «Материалы»  К-т счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Фактические затраты по приобретению материалы составили:

68560 руб. (50000+13560+5000)

Материалы используются в качестве сырья при производстве продукции (выполнении работ, услуг); применяются для управленческих нужд организации, предназначены для продажи.

Отпуск материалов со склада организации оформляются документами:

         лимитно-заборная карта;

         требование;

         требование-накладная;

         накладная на отпуск материалов на сторону.

Отпуск материалов в производство в течение месяца отражается по учетной цене. Для расчета фактической себестоимости определяется средний процент отклонений в стоимости материальных ценностей. Расчет осуществляется по формуле:

где Он – отклонение в стоимости материалов на начало месяца; Ом – отклонение в стоимости материалов за месяц; Ом – остаток материалов на начало месяца по учетной цене; Пм – поступление материалов за месяц.

Рассмотрим на примере:

1.       Остаток материалов на начало месяца:

1.1.          По учетной цене                                                                      5000 руб.

1.2.          Отклонение                                                                      1440 руб.

1.3.          Фактическая себестоимость                                          16440 руб.

2.       Поступило материалов:

2.1.          По учетной цене                                                                      55000 руб.

2.2.          Отклонение                                                                      13560 руб.

2.3.          Фактическая себестоимость                                          68560 руб.

3.       Отпущены материалы в производство:

3.1.          По учетной цене                                                                      60000 руб.

3.2.          Отклонение                                                                      ?

3.3.          Фактическая себестоимость                                          ?

Для расчета отклонения в стоимости материалов (пункт 3.2) необходимо определить процент:

Отклонение в стоимости материальных ценностей составит в сумме 1500 руб. (60000*25%).

Фактическая себестоимость расходы материала (пункт 3.3) составит 7500 руб. (60000+15000).

3. Учет процесса производства

Основными задачами учета процесса производства являются:

         контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

         правильно и своевременно определить фактическую себестоимость произведенной продукции (оказанных услуг и работ).

Процесс производства связан с определенными затратами. Состав затрат регламентирован Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов» (ПБУ 10/99):

         материальные затраты;

         затраты на оплату труда;

         отчисления на социальные нужды;

         амортизация основных фондов;

         прочие затраты.

Согласно действующему Плану счетов бухгалтерского учета (раздел 3) для учета процесса производства используется активные счета:

         Основное производство (20);

         Вспомогательные производства (23);

         Общепроизводственные расходы (25);

         Общехозяйственные расходы (26);

         Брак в производстве (28).

По дебету счета «Основное производство» (20) собираются все затраты отчетного периода. Счета «Общепроизводственные расходы» (25), Общехозяйственные расходы (26) сальдо не имеют и списываются в дебет счета «Основное производство» (20). Так же на счет «Основное производство» (20) списываются услуги вспомогательных производств и расходы будущих периодов (97).

Рассмотрим хозяйственные операции:

1.       По требованию списываются материалы на изготовление продукции:

1.1.          По учетной цене                                          60000 руб.

1.2.          Отклонения                                                        15000 руб.

Бухгалтерская запись:

Д-т 20 «Основное производство»              К-т 10 «Материалы».

2.       Начислена заработная плата рабочим основного производства 100000 руб.

Бухгалтерская запись:

Д-т 20 «Основное производство»              К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

3.       Произведены отчисления на социальное страхование и обеспечение (26%) в сумме 26000 руб.

Бухгалтерская запись:

Д-т 20 «Основное производство»              К-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

4.       Списываются услуги вспомогательных производств 600 руб.

Бухгалтерская запись:

Д-т 20 «Основное производство»              К-т 23 «Вспомогательные производства».

5.       Списываются на изготовление продукции:

5.1.          Общепроизводственные расходы                            7100 руб.

5.2.          Общехозяйственные расходы                                          4000 руб.

Бухгалтерская запись:

Д-т 20 «Основное производство»              К-т 25 «Общепроизводственные расходы»;

Д-т 20 «Основное производство»              К-т 26 «Общехозяйственные расходы».

Затраты по дебету счета 20 «Основное производство» составили: 212700 руб. (75000+100000+26000+600+7100+4000).

Согласно учетной политике организации могут быть списаны общехозяйственные расходы на счет 90 «Продажи».

В процессе производства получают готовую продукцию, предназначенную для продажи. Она представляет собой конечный результат произведенного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики, которые соответствуют условиям договора. Сдача на склад готовой продукции оформляется накладной. Учет готовой продукции осуществляется в количественных и стоимостных показателях. Для синтетического учета готовой продукции используется активный счет «Готовая продукция» (43). Счет «Выпуск продукции (работ, услуг)» (40) применяется по усмотрению организации.

Хозяйственная операция на выпуск продукции, например, в сумме 200000 руб. оформляется бухгалтерской записью:

Д-т 43 «Готовая продукция»              К-т 20 «Основное производство».

4. Учет процесса продажи

Основными задачами процесса продажи являются:

         контроль за движением готовой продукции;

         правильно и своевременно определить фактическую себестоимость проданной (реализованной) продукции;

         правильно и своевременно определить финансовый результат.

Проданной считается продукция, право собственности на которую, перешло к покупателю.

Отгрузка (отпуск) продукции покупателям производится на основании заключенных с ними договоров. На складе готовой продукции выписывают накладные. На основании накладных на отпуск готовой продукции выписывают счета-фактуры по установленной форме. В них указывается себестоимость продукции, налог на добавленную стоимость (НДС) и общая сумма по счету.

В Плане счетов по учету процесса продажи предусмотрены счета:

         43 счет «Готовая продукция»;

         44 счет «Расходы на продажу»;

         45 счет «Товары отгруженные» – по усмотрению организации;

         90 счет «Продажи».

На 44 счете «Расходы на продажу», как правило, учитываются расходы: на перевозку продукции, на оплату труда, отчисления на социальные нужды, на аренду, на рекламу, на хранение и подработке товаров и другие аналогичные по назначению расходы.

Например, отпущены материалы на упаковку продукции в сумме 10000 руб. Бухгалтерская запись: Д-т 44 «Расходы на продажу»              К-т 10 «Материалы».

Счет 90 «Продажи» – активно-пассивный, к нему открываются субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-9 «Прибыль (убыток) от продажи».

На основании ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка от продажи продукции относится к доходам от обычных видов деятельности.

При продаже готовой продукции в бухгалтерском учете должны быть произведены записи:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»              К-т 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка» на сумму проданной продукции 236000 руб.

Одновременно на величину себестоимости проданной продукции:

Д-т 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж»              К-т 43 «Готовая продукция» – 170000 руб.

Выручка от продажи продукции является объектом налогообложения. Начисление налога на добавленную стоимость (НДС) отражается записью:

Д-т 90 «Продажи» субсчет 3 «НДС»              К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» – 36000 руб.

Списание расходов на продажу отражается бухгалтерской записью:

Д-т 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж»              К-т 44 «расходы на продажу» – 10000 руб.

Записи по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4 производятся накопительно в течение отчетного года.

Финансовый результат от продаж за отчетный месяц определяется сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и кредитового оборота по субсчету 90-1.

Полученная сумма финансового результата относится на 99 счет «Прибыли и убытки».

Прибыль отражается записью: Д-т 90-9              К-т 99.

Убыток от продажи отражается записью: Д-т 99              К-т90-9.

В приведенном примере:

оборот по дебету счета 90 «Продажи» составил 216000 руб. (170000+10000+36000)

Информация о работе Хозяйственный учет, его сущность и значение