Хозяйственный учет, его сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 04:45, лекция

Описание работы

Производство материальных благ является непременным условием существования и развития общества. Создание в процессе производства материальные блага распределяются, происходит их обмен и потребление. Для обеспечения контроля за хозяйственными процессами, связанными с производством, распределением и потреблением материальных благ, требуется систематическое наблюдение, измерение их в количественных показателях.

Работа содержит 1 файл

1 семестр Лекции БУ.doc

— 639.50 Кб (Скачать)

Наряду с книгой для учета кассовых операций должны вести кассовую книгу, а для учета расчетов по оплате труда должны вести лицевые счета по каждому работнику.

Книга учета хозяйственных операций является регистром аналитического и синтетического учета (комбинированным), на основании которого можно определить наличие средств и их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Книга учета хозяйственных операций может быть открыта на месяц, а может быть открыта на год, но тогда обязательно пронумеровать и прошнуровать, подпись главного бухгалтера и руководителя должны присутствовать и оттиск печати малого предприятия на последней странице.

Книга учета хозяйственных операций открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода по каждому виду средств и источников, по которым они имеются.

Затем в графу 3 записываются за месяц в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого документа все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции отражаются методом двойной записи – одновременно в дебет одного счета и кредит другого соответствующих видов средств и их источников.

По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов, которые должны быть равны итогу средств, показанному в графе 4. Затем по каждому счету выводится сальдо, на основании которого составляется баланс.

Достоинства:

         совмещение хронологической записи с систематической;

         книга наглядна, легко обозрима;

         техника ведения учетной регистрации не требует большой квалификации.

Недостатки: при большом количестве счетов становится громоздкой и неудобной в работе, применение вкладышей затрудняет запись и приводит к увеличению числа ошибок. Следовательно, число счетов не должно быть больше 20.

Малые предприятия, имеющие имущество, простой процесс производства продукции, рабочий план счетов применяют следующие учетные регистры:

         Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) (В-1);

         Ведомость учета производственных запасов и готовой продукции (В-2);

         Ведомость учета затрат на производство (В-3);

         Ведомость учета денежных средств и фондов (В-4);

         Ведомость учета расчетов и прочих операций (В-5);

         Ведомость учета реализации (В-6);

         Ведомость учета расчетов с поставщиками (В-7);

         Ведомость учета заработной платы (В-8);

         Ведомость «шахматная» (В-9).

Каждая ведомость применяется для учета по одному из используемых счетов (но Министерство финансов РФ разрешило и утвердило учетные регистры, в которых отражаются операции по нескольким счетам). На основании первичного документа хозяйственная операция записывается в 2-х регистрах одновременно: в одном по дебету счета с указанием кредитуемого счета (в графе корреспондирующий счет), в другом регистре – по кредиту счета с указанием дебетуемого счета. Обобщение итогов за отчетный период (месяц) малого предприятия производится в шахматной ведомости форма В-9.

При заполнении шахматной ведомости из каждого регистра переносят кредитовые обороты в дебет счетов (и подводятся общие дебетовые и кредитовые обороты). На основании шахматной ведомости составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам, а на ее основе – баланс. На практике на основании регистров составляется главная книга, применяющаяся при журнально-ордерной форме и затем баланс.

Таблица 14

Ведомость (шахматная) В-9

Дебет счетов

Сальдо кредита счетов

Итого по дебету

счетов

В-1

В-2

К-10

В-3

В-4

и пр.

20,

50

Х

Х

 

 

 

Х

Х

Итого по кредиту счетов

 

 

 

 

 

 

В условиях применения различных видов электронно-вычислительной техники, периферийных устройств, ориентации предприятий на совершенствование управления и развитие рыночной экономики все шире начинает внедряться автоматизированная форма бухгалтерского учета, которая основана на следующих методологических принципах:

       сохранения метода двойной записи при отражении хозяйственных операций. Одновременная запись производимой хозяйственной операции по дебету и кредиту корреспондирующих счетов способствует систематизации хозяйственных операций и обеспечивает действенный контроль за правильностью отражения их на счетах бухгалтерского учета;

       организации программной индексно-последовательной взаимосвязи бухгалтерских счетов в соответствии с кодами стандартных, ежемесячно повторяющихся хозяйственных операций. Это означает, что массивы информации, типичных хозяйственных операций, таких, как поступление материалов от поставщиков, передача материалов в производство для выработки продукции, начисление заработной платы работникам предприятия, выдача заработной платы из кассы предприятия и т. п., предварительно кодируются (например, начисление заработной платы рабочим производственных цехов - код 0301, работникам аппарата управления - 0302, работникам отдела маркетинга - 0303, удержание НДФЛ с работников предприятия - 0401 и т. д.). Корреспонденция счетов обеспечивается путем непосредственной взаимной адресации совокупности одинаковых хозяйственных операций.

Тема 7. Бухгалтерский учет как информационная система, его правовое и методическое обеспечение

1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерского учета. Существует несколько уровней регулирования.

Первый уровень включает законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие единые нормы организации и ведения бухгалтерского учета. Основные элементы системы налогового учета определены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Второй уровень – Положения (стандарты) бухгалтерского учета, раскрывающие основные принципы бухгалтерского учета. Так, приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 107н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008). Настоящее Положение устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Третий уровень составляют методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы в развитие актов первого и второго уровня. Документы этого уровня подготавливаются и утверждаются федеральными и другими органами исполнительной власти, общественным профессиональным объединением бухгалтеров. К третьему уровню относится План счетов бухгалтерского учета.

Четвертый уровень – рабочие документы организации, определяющие внутренние правила бухгалтерского учета имущества, расчетов и обязательств, базирующиеся на документах предыдущих уровней. К четвертому уровню относится Приказ руководителя о проведении обязательной ежегодной инвентаризации.

2. Учетная политика организации

Учетная политика представляет собой выбор организацией конкретных методик, формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных правил. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) устанавливает правила ведения бухгалтерского учета. Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер, а утверждает руководитель организации своим приказом или распоряжением. В учетной политике принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством многовариантно. Например, у организации есть основные средства, необходимо определить на основе какого метода будет начисляться на них амортизация. Торговые организации и организации общественного питания должны указать в учетной политике, как они будут отражать товары в учете – по покупным или по продажным ценам. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Учетная политика организации должна обеспечить:

         полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

         своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;

         большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и актов;

         отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания;

         тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

         рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Изменение учетной политики организации может производится в случаях:

         изменения законодательства РФ и(или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

         разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

         существенного изменения условий хозяйствования (реорганизация).

Изменение учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Должна раскрываться следующая информация:

         причина изменения учетной политики;

         содержание изменения учетной политики;

         порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

         суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики.

Организационно-технические аспекты учетной политики охватывают:

1)           форму бухгалтерского учета;

2)           организацию ведения бухгалтерского учета;

3)           рабочий план счетов;

4)           формы первичных учетных документов, разработанные в организации;

5)           систему внутрипроизводственного учета, контроля и отчетности;

6)           порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

7)           правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

8)           объем, сроки и адреса представления отчетности;

9)           систему взаимоотношений с аудиторскими фирмами;

10)      другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Тема 8. Международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности

1. Сущность, принципы

Международная стандартизация отражает правила подготовки и представления финансовой отчетности.

Под стандартом понимают нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм и правил в определенной области деятельности человека. Стандарты бухгалтерского учета позволяют обеспечивать основные свойства финансово-хозяйственной информации.

Идея стандартизации учетных процессов реализуется в рамках унификации учета, которую приводит комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО).

Международные стандарты учета разрабатываются и публикуются КМСФО. Они носят рекомендательный характер и касаются отдельных вопросов учета активов, обязательств, капитала, доходов, расходов и различных хозяйственных операций.

Информация о работе Хозяйственный учет, его сущность и значение