Экономическая курсовая

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является система управления организацией.
Целью курсовой работы является исследование и анализ структуры системы управления ЗАО "Мебель, стройматериалы" и формирование предложений по совершенствованию организационной структуры предприятия.
При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный.
В процессе работы проведено исследование и анализ структуры системы управления на примере конкретного предприятия и разработаны пути совершенствования организационной структуры предприятия.
Областью возможного практического применения являются организации розничной и оптовой торговли.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Современные организационные формы и структуры управления.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа: 41 с., 3 рис., 1 табл., 27 источников, 5 приложений.

     ОРГАНИЗАЦИЯ, СТРУКТУРА, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ, СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ, УРОВЕНЬ, СВЯЗИ, ПОЛНОМОЧИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ, РУКОВОДИТЕЛЬ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, ПРЕДПРИЯТИЕ.

     Объектом  исследования является ЗАО "Мебель, стройматериалы" (магазин №7 "Мебель").

     Предметом исследования является система управления организацией.

     Целью курсовой работы является исследование и анализ структуры системы управления ЗАО "Мебель, стройматериалы" и формирование предложений по совершенствованию организационной структуры предприятия.

     При проведении исследования настоящей  темы использовались методы анализа  и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный.

     В процессе работы проведено исследование и анализ структуры системы управления на примере конкретного предприятия и разработаны пути совершенствования организационной структуры предприятия.

     Областью  возможного практического применения являются организации розничной  и оптовой торговли.

     Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 

                                                                                   ________________

                                                                          Подпись 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...5

1 Теоретические основы структурного построения организации……………..7

1.1 Сущность  основных типов и видов структур управления организациями…………………………………………………………………….7

1.2 Организационные формы управления……………………………………...18

2 Исследование  структуры системы управления  предприятия на примере ЗАО «Мебель, стройматериалы», магазин №7 «Мебель»…………………….21

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ЗАО «Мебель, стройматериалы»………………………………………………………………...21

2.2 Анализ структуры системы управления ЗАО «Мебель, стройматериалы»………………………………………………………………...23

3 Совершенствование структуры системы управления на ЗАО «Мебель, стройматериалы»………………………………………………………………...29

Список  использованных источников…………………………………………...35

Приложения……………………………………………………………………...37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Важной  функцией управления является функция  организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы.

     Фундаментом эффективного менеджмента и успешного развития бизнеса многие менеджеры считают организационную структуру фирмы, которая является ее основой. Однако в большинстве белорусских компаний существующая организационная структура сложилась стихийно, а система управления основана на предыдущем опыте и мировоззрении руководителя и не является оптимальной. К тому же, до последнего времени методы построения системы управления характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Сами исходные факторы формирования структур зачастую получали слишком узкую трактовку: численность персонала вместо целей организаций; постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях.

     Актуальность  выбранной темы исследования обусловлена  также рядом противоречий: несоответствием  системы управления и организационных  структур большинства отечественных фирм современным условиям развития рынка, с одной стороны; необходимостью использования эффективных, научно обоснованных методов проектирования структур управления фирмой для совершенствования управления в целях повышения эффективности деятельности фирмы в целом, с другой стороны; а также накоплением определенного теоретического и практического опыта в области проектирования организационных структур и недостаточным вниманием к этим методам в практике фирм.

     Объектом  исследования является ЗАО «Мебель, стройматериалы» (магазин №7 "Мебель").

     Предметом исследования является система управления организацией.

     Целью курсовой работы является исследование и анализ структуры системы управления ЗАО "Мебель, стройматериалы" и формирование предложений по совершенствованию организационной структуры предприятия.

     Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

     - рассмотреть сущность основных типов и видов структур управления организациями;

     - выявить основные организационные формы управления;

     - проанализировать деятельность ЗАО «Мебель, стройматериалы»;

     - провести анализ структуры системы управления ЗАО «Мебель, стройматериалы»;

     - сформировать предложения по изменению структуры системы управления ЗАО «Мебель, стройматериалы» с целью повышения эффективности деятельности предприятия.

     Структура настоящей курсовой работы определена поставленными задачами и включает в себя реферат, введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.

     При проведении исследования настоящей  темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы - анализа и синтеза, логический, системно-структурный.

     В ходе работы изучены труды отечественных  и зарубежных авторов по рассматриваемому вопросу, в частности таких как Акимова Т.А., Лукичева Л.И., Дафта Р., Шапкина И.Н., Одинцова А.А. и ряда других, а также изучена нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы, рассматриваемые в данной работе.

     Кроме этого, при проведении исследования использовались фактические материалы рассматриваемой организации, содержащие необходимую информацию для освещения поставленных вопросов: уставные документы, плановые задания по объемам реализации, бухгалтерская и управленческая отчетность предприятия и ряд других документов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  СТРУКТУРНОГО ПОСТРОЕНИЯ  ОРГАНИЗАЦИИ 

1.1 Сущность основных  типов и видов структур управления организациями 

     Организация (организовывание) - это общая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д.

     Организовывать - это, значит, разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. [5, с. 57]

     В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется стадия организовывания, т. е. создания реальных условий для достижения запланированных целей. Нередко это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. Для многих организаций эта задача является новой, так как в прежних условиях хозяйствования использовались типовые структуры управления, разрабатываемые централизованно для различных отраслей.

     В настоящее время организации  формируют структуру управления в соответствии с собственными потребностями. Анализ изменений показывает, что многие организации отходят от функционального принципа построения структур, сокращают так называемую вертикаль (иерархию) управления, делегируют полномочия сверху вниз. В структуру вводятся новые звенья, в том числе связанные с необходимостью изучения рынка и разработкой стратегии развития организации.

     Вторая, не менее важная задача функции организовывания - создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Здесь главное - работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпринимательского склада, склонных к творчеству, к нововведениям, которые не боятся рисковать и брать на себя ответственность за решение проблем предприятия.

     Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. [20, с. 112]

     Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структурой управления:

     - в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

     - исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации. [20, с. 115]

     Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

     При двухуровневой структуре создаются  верхние звенья управления (руководство  организацией в целом) и низовые  звенья (менеджеры, непосредственно  руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в организационной структуре управления формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

     В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые - суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Информация о работе Экономическая курсовая