Элементы метода бухгалтерского учета при выявлении и расследовании экономических преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:49, контрольная работа

Описание работы

Разнообразие хозяйственных операций требует составления различных по своему содержанию и назначению документов, так как по каждой хозяйственной операции составляется свой документ. Правильному составлению и использованию документов в бухгалтерском учете способствует их классификация. Бухгалтерский документ – это письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности.

Содержание

Введение 4
1. Характеристика элементов метода бухгалтерского учета 5
2. Понятие и правовая классификация документов 9
3. Понятие, виды и основные этапы проведения инвентаризации 16
4. Особенности организации и проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов 20
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Судебная бухгалтерия.doc

— 144.50 Кб (Скачать)
 

     Классификация по полноте охвата:

     - Полная инвентаризация охватывает  все имущество и финансовые  обязательства предприятия, она  является весьма трудоемкой работой  и поэтому проводится, как правило,  один раз в год, обычно перед составлением годового отчета.

     - Частичная инвентаризация охватывает  какой-либо один вид средств  предприятия, например, только денежные  средства в кассе. 

     - Выборочные инвентаризации являются  разновидностью частичных и проводятся, как правило, по товарам, уценённым и переведённым в пониженные сорта, оказавшимся без ярлыков, морально устаревшим и испорченным, а также в случаях, когда полная инвентаризация по товарам не целесообразна.

     - Сплошные инвентаризации проводят  одновременно на всех предприятиях, расположенных в одном населённом пункте или в потребительском обществе.

     Классификация по роли в хозяйственном процессе:

     - Плановые инвентаризации проводят  периодически согласно плану  (графику) в заранее намеченные  сроки. 

     - Внеплановые инвентаризации проводятся внезапно по распоряжению руководителей предприятий или вышестоящих организаций, следственных и других контролирующих органов в случаях особой необходимости.

     - Повторная инвентаризация проводится  в случае, когда возникли сомнения  в качестве инвентаризации или в том, что материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.

     - Необходимая инвентаризация проводится  в ряде случаев, предусмотренными  нормативно-правовыми актами.

     - Контрольно-перепроверочная инвентаризация проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей.

     Формы инвентаризационных описей и актов  инвентаризации утверждены Постановлением Госкомстата России N 88 (табл. 2). 

 

      Таблица 2 – Документы, отражающие результаты инвентаризации

    Наименование  документа Номер

    формы

    Инвентаризационная  опись основных средств  ИНВ-1
    Инвентаризационная  опись нематериальных активов  ИНВ-1а
    Инвентаризационная  опись товарно-материальных ценностей ИНВ-3
    Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей 

    отгруженных

    ИНВ-4
    Инвентаризационная  опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение ИНВ-5
    Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей,

    находящихся в пути

    ИНВ-6
    Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них  ИНВ-8
    Инвентаризационная  опись драгоценных металлов,

    содержащихся  в деталях, полуфабрикатах сборочных  единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях

    ИНВ-8а
    Акт инвентаризации драгоценных камней природных алмазов и изделий из них ИНВ-9
    Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных

    средств

    ИНВ-10
    Акт инвентаризации расходов будущих периодов ИНВ-11
    Акт инвентаризации наличных денежных средств  ИНВ-15
    Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков

    документов строгой  отчетности

    ИНВ-16
    Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами  ИНВ-17
 

     Указанные инвентаризационные описи и акты инвентаризации, составленные по соответствующим типовым унифицированным формам, являются первичными учетными документами.

     Инвентаризационные  описи передаются в бухгалтерию, где производится сравнение данных учета и данных инвентаризации и  составляется сличительная ведомость. 

 

     
  1. Особенности организации и проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов
 

     Внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся неожиданно для материально-ответственного лица, чтобы установить наличие товарно-материальных ценностей. Они могут проводиться как по решению руководителя организации, так и по требованию следственных и контрольных органов.

     Судебно-экономическая  экспертиза назначается, как правило, после проведения ревизии финансовой деятельности, которая выявила нарушение  действующего законодательства. Вместе с тем, ревизия может так же проводиться по решению правоохранительных органов, если ранее проведенная ревизия собрала недостаточное количество материалов для выдачи заключения.

     Ревизия, включающая проведение инвентаризации, в стадии предварительного следствия может назначаться как органом дознания, так и следователем. Однако после возбуждения дела органы дознания обязаны провести лишь неотложные следственные действия по выявлению и закреплению следов преступления, после чего передают дело следователю. Поэтому в подавляющем числе случаев судебно-экономическая экспертиза и ревизия назначаются именно следователем.

     Бухгалтерские ревизии и экспертизы обычно назначаются  в следующих случаях:

     — когда результаты проведенной ревизии  противоречат материалам расследуемого дела и для изучения противоречий и установления истины необходимо проведение экспертизы;

     — если ревизором не приняты для  отображения в учете и снижения выявленной недостачи ценностей  в подотчете у материально  ответственных лиц документы (акты на порчу товаров, расписки на отпуск товаров в долг, накладные на внутреннее перемещение товаров на предприятии по согласованию между материально подотчетными лицами без оформления через бухгалтерию и т.п.);

     — когда есть обоснованное ходатайство обвиняемого о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы;

     — в случаях наличия противоречия в выводах первичной и повторной  ревизий; при использовании ревизором  для определения материального  ущерба сомнительной методики.

     При изъятии первичных учётных документов правоохранительными органами необходимо наличие мотивирующего постановления должностного лица. Изъятие документов в обязательном порядке производится в присутствии понятых лиц и оформляется протоколом выемки, копия которого вручается под расписку руководителю или главному бухгалтеру организации. Изъятые документы перечисляются и описываются в протоколе либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования и количества изымаемых документов.

     Инвентаризация  проводится в несколько этапов.

     Первый этап — обязательный подсчет, взвешивание, обмер материальных ценностей, оформление инвентаризационных ведомостей или описей.

     Второй  этап — оценка выявленных, подсчитанных и описанных средств по первоначальной или измененной.оценке (например, при  ухудшении качества материалов).

     Третий  этап — выявление расхождений  фактического наличия с данными  бухгалтерского учета, установление причин расхождений, заполнение сличительной ведомости.

     Четвертый этап — оформление результатов инвентаризации и отражение выявленных расхождений в акте ревизии и заключении эксперта.

 

      Заключение

 

     По  результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

     Документ, как носитель информации, выступает  в качестве непременного элемента внутренней организации любого учреждения, предприятия, фирмы, обеспечивая взаимодействие их частей. Информация является основанием для принятия управленческих решений, служит доказательством их исполнения и источником для обобщений, а также материалом для справочно-поисковой работы. Кроме того, документирование во многих случаях является обязательным, предписывается законом и актами государственного управления, поэтому оно является одним из средств укрепления законности и контроля.

     Инвентаризация  на предприятиях представляет собой  сложный и ответственный участок работы. Под действием различных факторов в бухгалтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Таковыми могут являться различного рода ошибки, естественные изменения, злоупотребления материально-ответственных лиц. Чтобы выявить влияние данных факторов и проводится инвентаризация.

     Организация проведения инвентаризации строится таким  образом, чтобы ее функция по обеспечению  достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, установленная Законом «О бухгалтерском учете», была действительно исполнена, требует знания и применения всех положений и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету.

 

      Список литературы

 
  1. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете»
  2. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49
  3. Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»
  4. Андреева В.И. Делопроизводство в бухгалтерии. М.: Управление персоналом, 1994.
  5. Бабченко Т.Н., Козлова Е.П., Парашутин Н.В. Бухгалтерский учет. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  6. Безруких П.С. Бухгалтерский учет. – М.: Бухгалтерский учет, 2002.
  7. Белуха Н.Т. Судебно-бухгалтерская экспертиза. – М., 1997.
  8. Правовая бухгалтерия. Отв. ред. д.ю.н. С.Г. Чаадаев, - М., 2001
  9. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. / Под общ. ред. В.В. Мозякова. – М.: «Издательство «Экзамен XXI», 2002.
  10. Медведенко В.Г. Судебная бухгалтерия. – Киев. 1998.
  11. Опеченко Н.И. Судебно-бухгалтерская экспертиза. – Мн., 1997.
  12. Чаадаев С.Г., д.ю.н. Судебно-экономическая экспертиза // Хозяйство и право. 2001. №№ 5-8
  13. Шадрин В.В. Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы: Учебник для юридических вузов. – М.: Юрист. 2000.
  14. Шестаков А.В., Шестаков Д.А. Введение в финансово-экономическую экспертизу. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко». 2000.

Информация о работе Элементы метода бухгалтерского учета при выявлении и расследовании экономических преступлений