Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:53, реферат
"Варяжский вопрос" -- центральное ядро бесславной "норманской теории",
которая вот уже более двух с половиной веков тщится вывести русскую историю
из иноземной. Чести исторической науке это не доставило, зато привело к
беспросветному тупику.
Варяги и Норманы Схожести и различия ……………………………2
Об этническом природе Варягов………….…………………………….
Реферат по истории на тему
«Этническое происхождение Варягов»
Подготовил ученик
11А класса
Олейников Иван Юрьевич
Проверил Учитель
Истории и Обществознания
Свитлык Анатолий Михайлович
Содержание
Варяги и Норманы Схожести и различия ……………………………2
Об этническом природе Варягов………….…………………………….12
Варяги и НарманыСхожести и различия
"Варяжский вопрос" -- центральное ядро бесславной "норманской теории",
которая вот уже более двух с половиной веков тщится вывести русскую историю
из иноземной. Чести исторической науке это не доставило, зато привело к
беспросветному тупику. Выход в таких случаях предельно прост -- по аналогии
с гордиевым узлом: развязать его нельзя, зато можно разрубить. Ибо обе
стороны -- норманисты и антинорманисты -- оказались в плену одной и той же
схемы: самим собой разумеющимся считается, что русские варяги -- всего лишь
другое название скандинавских викингов (норманнов), которые говорили либо на
шведском, либо на норвежском языках (иногда допускается датский вариант).
Отсюда повторенный несколько раз в "Повести временных лет" пассаж "варяги =
русь" ("зваху тьи варязи русь") привел к цепочке нелепейших даже с точки
зрения здравого смысла умозаключений. Дескать, ежели варяги -- это
скандинавы, то и "русь" (племя ли, прозвище, данное соседями, или территория
-- не важно) -- ну, просто обязана иметь скандинавское происхождение. И
начались достойные детективного романа поиски этой самой полумифической
"руси" среди шведов, норвегов и финнов.
А почему, собственно? Откуда вообще следует, что варяги -- скандинавы?
Ведь в знаменитом фрагменте Начальной летописи о призвании Рюрика с братьями
утверждается только, что варяги прозывались русью в смысле этнической и
языковой принадлежности и от них пошло название Руси как государства ("от
тех варягъ прозвася Русская земля"). И ни слова о скандинавских корнях (то,
что варяги "из-за моря" или из Заморья, трактовать можно по-разному, о чем
-- далее). Зато в Несторовой летописи энергично подчеркивается: русский язык
-- славянский, а славяне-новгородцы род свой ведут от варягов ("ти суть
людье ноугородьци от рода варяжьска, прежде бо беша словени"). Исключительно
важное свидетельство, но на него историки почему-то внимания не обращают. А
зря! Здесь ведь черным по белому прописано: род варяжский изначально был
славянским и варяги вместе с новгородцами говорили на русском (славянском)
языке! Ибо в противном случае получится, что население Великого Новгорода
(оно ведь "от рода варяжского") и до призвания Рюрика, и в дальнейшем, надо
полагать, пользовалось одним из скандинавских языков (если, конечно,
придерживаться тупиковой формулы "варяги = скандинавы"). Абсурд? В самом
деле -- другого слова не подберешь!
Почему Нестор-летописец, перечисляя через запятую "потомство Иафетово":
варяги, шведы, норвеги, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы,
венецианцы и прочие, -- не объявляет варягов шведами или норвегами (хотя в
летописном перечне они названы раньше руси) и не утверждает, что варяги
говорили по-шведски или по-норвежски? Да потому, что для русского летописца,
как и для всех русских людей той эпохи, было абсолютно ясно: варяги --
никакие не шведы и не норвеги, а такие же русские, как они сами -- коль
скоро даже переводчиков для общения не требовалось. Но то, что было
самоочевидным еще в ХII веке для Нестора и его современников, впоследствии
оказалось камнем преткновения для большинства читателей и исследователей
"Повести временных лет".
Не для всех, безусловно. Еще Михайло Ломоносов в яростном споре с
немецкими норманистами-русофобами, подвязавшимися в Российской академии наук
(с них-то все и началось), указывал на отсутствие в русском языке хоть
каких-то варяжских слов. Как прикажете понимать: многовековые и теснейшие
контакты между двумя этносами, путь "из варяг в греки" через всю Россию,
варяжские князья, варяжская династия, варяжская дружина, варяжские гости
(купцы), около двух тысяч варяжских курганов-могил под Смоленском, в
Гнездово (где, наряду с вещами скандинавского происхождения, найдена самая
древняя из известных пока русских надписей, начертанная на глиняном горшке)
-- а никаких собственно варяжских слов не сохранилось. Даже хазары
лексическую память оставили (Владимир-князь в "Слове о законе и благодати"
именуется каганом), не говоря уж о татаро-монгольском нашествии. В русском
языке уйма полонизмов, заимствований из немецкого, французского,
английского, многих других языков -- и вдруг ни одного варяжского слова.
Ответ на вопрос, заданный Ломоносовым, напрашивался сам собой: никакого
собственно варяжского языка, тем более из числа скандинавских, никогда и в
помине не было. Ибо варяги -- это русь, но не в смысле принадлежности
какому-то неведомому иноземному племени (как безуспешно силились доказать
норманисты), а в смысле славяно-русского происхождения их самих и языка, на
котором они говорили. Впервые эта мысль достаточно внятно была
сформулирована страстным антинорманистом Юрием Ивановичем Венелиным
(1802--1839): "Русь или руссы, -- писал он -- как народ норманский,
скандинавский, никогда не существовал, и есть только плод жалкого
толкования, или фантастического произведения некоторых изыскателей. Не
поняли Нестора! Да еще как не поняли!" И приводил в пользу данного тезиса
неотразимые доводы.
Аргументацию Венелина в дальнейшем развил историк-антинорманист,
руководитель археологической комиссии и императорских театров, под конец
жизни -- директор Эрмитажа Степан Александрович Гедеонов (1815--1878) в
капитальном 2-томном труде "Варяги и Русь" (СПб., 1876). Здесь варяги были
однозначно отнесены не к германоязычным норманнам, а к прибалтийским
славянам-ваграм, истребленным в ходе жесточайшей экспансии крестоносцев. В
поисках истины Гедеонов был на верном пути, он правильно интепретировал
утверждение Начальной летописи о рускости варягов и славянскости их языка.
Требовалось однако понять, почему варяги сыграли столь выдающуюся роль в
мировой истории -- причем не разрушительную, а созидательную и
объединительную. Такая задача под силу только энергонесущей популяции,
сплоченному сообществу целеустремленных людей, которых Лев Гумилев, развивая
учение Вернадского о биосфере, поименовал пассионариями. Наделенные мощным
энергетическим потенциалом и повышенной активностью, они по природе своей
обречены были быть вожатыми, воодушевляя доверившиеся им народные массы на
уготовленные им подвиги и волею судеб становясь движущей силой исторического
прогресса. Такие никогда бы не позволили вырезать себя, подобно беззащитным
овцам, как это случилось с балтийскими славянами.
Конечно, можно назвать варягов и племенем, но с достаточной долей
условности. Скорее всего, они представляли собой особое воинское братство --
прообраз будущих рыцарских орденов. Жили в основном на побережье Балтийского
(Варяжского) моря, летопись однако говорит о Заморье, а таковым вполне могли
быть и арктические территории Ледовитого океана, находящиеся по отношению к
европейской России севернее Балтики и Беломорья. Были варяги хорошо
организованы, обладали богатым опытом во всех областях хозяйственной жизни,
торговли, государственного управления и особенно -- воинского искусства.
Потому-то и обратились в 862-м году новгородцы к Рюрику с братьями, как бы
сказали сейчас, за организационной помощью. И русские варяги быстро и охотно
откликнулись, а затем плодотворно поучаствовали в становлении Руси и
российской государственности.
В дальнейшем последние пассионарии Севера как-то незаметно и без
излишнего шума исчезли с горизонта отечественной истории. Ибо перешли на
службу византийским императорам, где составили костяк дворцовой гвардии.
Варяжская дружина насчитывая подчас до шести тысяч стойких витязей и
отменных рубак. Благодаря им византийское войско одержало немало жизненно
важных побед. Показательно и другое: в Царьграде варягов всегда считали
русскими и только русскими. Безусловно, значились в составе
русско-варяжского войска и скандинавы, но, как нынче принято выражаться, на
контрактной основе. Кстати, европейские норманны никогда себя варягами не
называли и становились таковыми, только вступая в русскую варяжскую дружину;
когда срок контракта истекал, они вновь становились викингами. Так что
тесное взаимодействие между варягами и скандинавами, безусловно, было, но
кто на кого больше влиял -- еще вопрос. То же относится и к так называемым
скандинавским заимствованиям. Да, в одежде, оружии, культовых предметах,
утвари, украшениях, открытых археологами, много варяжской специфики. Вот
только почему обязательно ее считать скандинавской. Почему бы не рассмотреть
совершенно другой вариант -- заимствования скандинавами достижений более
развитой варяжской культуры.
Ведь когда дотошные греки спрашивали наших соотечественников, служивших
в императорской гвардии: "Откуда вы, варяги?", -- те, не задумываясь,
отвечали: "Из Тулы..." Ничего себе ответец, если вдуматься. Впрочем, под
Тулой подразумевался вовсе не город в центральной части России, а древняя
Гиперборея, по другому -- Тулe. Именно так именуется таинственная полярная
страна в знаменитой "Географии" Страбона и сочинениях других древних
авторов. Византийцы говорили об "огромном острове Тула", расположенном
посреди Ледовитого океана. Корень в его названии общий с именем русского
города, но не его одного. Например, древняя столица центральноамериканской
империи тольтеков тоже звалась Тула. Топонимы с корнем "тул" вообще имеют
чрезвычайное распространение: города Тулон и Тулуза во Франции, Тульча -- в
Румынии, Тульчин -- на Украине, Тулымский камень (хребет) -- на Северном
Урале, река в Мурманской области -- Тулома, озеро в Карелии -- Тулос.
Согласно Словарю Владимира Даля, понятие "тула" -- это "скрытое,
недоступное, потаенное место" -- "затулье", "притулье" ("тулить" --
укрывать, скрывать, прятать и т.п.). Есть и другие русские слова с этим
корнем: "туло, туловище" -- тело без учета головы, рук и ног (отсюда же --
"тулуп"); "тулo" -- колчан в виде трубки, где хранятся стрелы (отсюда --
"втулка"). Производными от той же корневой основы в русском языке являются
слова: "тыл" -- затылок и вообще -- задняя часть чего-либо, "тло" --
основание, дно (в современном языке сохранилось устойчивое словосочетание
"до тла"); "тлеть" -- гнить или чуть заметно гореть и т.д.
О значении и этимологии слова "варяг" также высказывались самые
различные предположения. В русском языке (см. опять же Словарь В.Даля)
"варяг" -- "мелкий торговец", "разносчик товара", синоним "офени" и
"коробейника" (в украинском языке слово "воряг" означает еще и "борца",
"крепкого рослого человека"). В несколько ином звучании -- "варяга" -- слово
означает: "проворный", "бойкий", "расторопный" (человек). Поэтому вовсе нет
никаких оснований настаивать на иноземном происхождении слова "варяг",
которое еще недавно означало "торгового гостя", "купца". В этом смысле
классическими былинными варягами были новгородский Садко и Соловей
Будимирович.
Но можно пойти еще дальше. В "Этимологическом словаре русского языка"
М.Фасмера дается одно весьма любопытное разъяснение слова "варяг".
Оказывается в прошлом у него был синоним -- "кълбягъ" (оно употребляется в
пространной редакции "Русской Правды", датируемой ХII веком), означавший
"варяг -- член союза [братства]". В общем-то, это совпадает с истолкованием
варягов не как этноса, а как социума. Но можно пойти еще дальше. В
"Этимологическом словаре русского языка" М.Фасмера дается одно весьма
любопытное разъяснение слова "варяг". Оказывается в прошлом у него был
синоним -- "кълбягъ" (оно употребляется в пространной редакции "Русской
Правды", датируемой ХII веком), означавший "варяг -- член союза [братства]".
В общем-то, это совпадает с истолкованием варягов не как этноса, а как