Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:53, реферат
"Варяжский вопрос" -- центральное ядро бесславной "норманской теории",
которая вот уже более двух с половиной веков тщится вывести русскую историю
из иноземной. Чести исторической науке это не доставило, зато привело к
беспросветному тупику.
Варяги и Норманы Схожести и различия ……………………………2
Об этническом природе Варягов………….…………………………….
социума. Но можно пойти еще дальше. В "Этимологическом словаре русского
языка" М.Фасмера дается одно весьма любопытное разъяснение слова "варяг".
Оказывается в прошлом у него был синоним -- "кълбягъ" (оно употребляется в
пространной редакции "Русской Правды", датируемой ХII веком), означавший
"варяг -- член союза [братства]". В общем-то, это совпадает с истолкованием
варягов не как этноса, а как социума.
Так, может быть, русские варяги, даже в самоназвании которых содержится
намек на древнейшие арийские корни, и есть последние гиперборейцы, хранители
традиций погибшей арктической прародины? Недаром ведь на побережье
Ледовитого океана сохранились топонимические следы былого и длительного
пребывания здесь варягов. Это -- Варангский залив (Варангер-фиорд),
омывающий с запада российский полуостров Рыбачий и норвежский полуостров
Варангер. Между прочим следующий на запад залив именуется Яр-фиордом: первая
часть искусственного слова чисто русская и, скорее всего, связана с именем
языческого Солнцебога Ярилы. Это, по всей вероятности, и есть то Заморье
(или его часть), о котором говорится в русских летописях. По существу же
Варангский = Варяжский = Гиперборейский. Так, может быть, в социальной
структуре варяжского воинского братства (ордена) отчасти сохранились и
архаичные черты древнеарийского кастового сословия. Так, может быть, в
социальной структуре варяжского воинского братства (ордена) отчасти
сохранились и архаичные черты древнеарийского кастового сословия.
Корни Руси уходят в недосягаемые глубины индоевропейского прошлого. Оно
зародилось, пережило расцвет, катастрофические потрясения и упадок на
Севере, где климат в те времена был иным, нежели теперь. Постепенно
мигрировали на юг из-за неблагоприятных условий жизни многие индоевропейские
прапредки современных этносов (индийцев, иранцев, греков, испанцев,
итальянцев, армян, осетин и др). Ближе к северным широтам обосновалась часть
славян, из которых впоследствии вычленилась и русская нация. Варяги --
последние пассионарии Севера -- промелькнувшие на евразийском небосклоне,
как сияющий болид, оставили после себя неизгладимый след в русской истории!
Постскриптум. Когда данная статья была полностью завершена, а главные
ее моменты получили отражение на страницах моей новой книги "Загадки
Русского Севера" (М., 1999) и в журнальной статье "Варяги -- русские витязи
Севера" (Мир Севера. 1999. No 3-4) [ранее этимологическая сторона освещалась
в другой моей книге -- "Тайны руссколго народа" (М., 1997)], -- вышел в свет
сборник антинорманистских работ "Русь и Варяги" (М., 1999) в серии
"Подлинная история русского народа", издаваемой Ю.Д.Петуховым. В
определенной степени он дополняет опубликованную годом раньше обширную
подборку текстов русских ученых по "варяжскому вопросу", включенных в весьма
содержательную и продуманную хрестоматию "Славяне и Русь: проблемы и идеи"
(М., 1998) (составлена и обстоятельно прокомментирована А.Г.Кузьминым).
Здесь представлены наиболее показательные отрывки из трудов выдающихся
отечественных ученых почти за два с половиной века -- от В.Н.Татищева до
Б.А.Рыбакова и О.Н.Трубачева.
В свою очередь, в новом (и надо полагать, не последнем) сборнике учтены
самые последние выступления норманистов, число коих множится, как грибы
после дождя. Не может не порадовать тот пафос и задор, с которым
разоблачаются выдаваемые за научные новации замшелые норманистские штудии в
статье Н.И.Васильевой "Русь и Варяги", давшей название всему сборнику и
составляющей две третьи его объема (по существу это целая книга) и которую
вполне можно отнести к ныне почти забытому обличительно-инвективному жанру.
На десятках скрупулезно проанализированных примерах (практически учтена вся
новейшая литература) автор убедительно доказывает, что как бы не
изощрялисьультрасовременные норманисты, все их потуги не представляют
абсолютно ничего нового, а являются прямыми перепевами давно развенчанных
гипотез "отцов норманизма", тевтонской троицы из петербургской
"Академии-де-Сиянс" Байера--Миллера--Шлецера, хотя их верные оруженосцы и
последователи почему-то стесняются ссылаться на своих духовных
вдохновителей. Не потому ли, что возникновение "норманской теории" совпало с
одной из самых мрачных и трагичных эпох в российской истории -- бироновщины,
по существу явилось ее прямым порождением и идеологическим слепком?
С самого момента своего появления на небосклоне отечественной науки
норманизм отмечен печатью самого беспросветного мракобесия. Подавление
любого свободомыслия, костоломные приемы в борьбе с оппонентами, аргументы
"дыбы и плахи" -- главные отличительные черты бироновщины во всех сферах
тогдашней жизни. Всесильный временщик лично поддерживал и поощрял
деятельность академика Готлиба Зигфрида Байера (1694--1738) -- автора
первого "норманистского манифеста", опубликованного в 1735 году, то есть в
самый разгар бироновского беспредела. Потому-то норманизм -- и в прошлом, и
в настоящем, и в обозримом будущем -- по истокам своим, природе, подлинной
сути и методам расправы с инакомыслящими остается тем, чем он был с самого
начала -- духовной бироновщиной. Курляндский герцог -- зловещий ненавистник
всего русского -- давно исчез из российского бытия, но дело его живо:
разбросанные повсюду семена чертополоха по-прежнему дают обильные всходы.
Но вернемся к содержанию сборника "Русь и Варяги". Помимо упомянутой
работы Н.И.Васильевой, здесь помещены еще статьи четырех авторов, в числе
которых И.В.Ташкинов, Н.А.Морозов и Ю.Д.Петухов. Отрадное впечатление
оставляет статья А.Елисеева "Древние русы: народ и каста", где
сформулировано положение о наличии у древних славян кастово-сословных
признаков, восходящих к общеарийской эпохе; при этом автор считает, что к
особой воинской прослойке -- прототипу будущего казачества -- следует
отнести проторусский этнос в целом, включая, видимо, и варягов, о которых в
данной конкретной связи почему-то ничего не говорится. В целом авторы
сборника отстаивают славяно-балтийскую и славяно-черноморскую версии
происхождения варягов. Такой подход нуждается в некотором уточнении. Да, к
моменту своего "призвания" в Великий Новгород русские варяги (или
варяги-русь, что одно и то же) жили на обширных балтийских территориях. Но,
во-первых, сказанное не означает, что варяги обитали здесь всегда, и картина
конца 1-го тысячелетия совсем не обязана совпадать с картиной его начала, не
говоря уже о более ранних временах. Во-вторых, народная память сохранила
сведения не о балтийской, а о приднепровской родословной Рюрика. Факт
русского происхождения его имени опирается на северные предания, согласно
которым подлинное имя Рюрика было Юрик и явился он в Новгород из
Приднепровья. Новгородцы "залюбили" его за ум-разум и согласились, чтобы он
стал "хозяином" в Новограде. (Р)Юрик наложил на каждого новгородца поначалу
небольшую дань, но затем стал постепенно ее увеличивать, пока не сделал ее
невыносимой (что впоследствии усугублялось с каждым новым правителем). Эту
удивительную и важнейшую для понимания русской истории легенду записал и
опубликовал в конце 70-х годов ХIХ века известный собиратель северного
фольклора Елпидифор Васильевич Барсов (1836--1917).
Достаточно симптоматично и то, что пресловутая "варяжская проблема" в
очередной раз выдвигается на передний план научных и околонаучных дискуссий,
а ее метастазы глубоко проникли в энциклопедии, справочники, школьные
учебники и даже детские комиксы. Ибо норманизм -- никакая не наука в
подлинном смысле данного слова, а идеология чистейшей воды. Она, как мутная
пена, каждый раз всплывает на поверхность в наиболее трудные для России
времена. Нынешняя ситуация в стране, где в очередной раз дали "зеленый свет"
норманистам и мондалистам -- лишнее тому подтверждение. Не менее
показательно и другое. Приверженцы "норманннской теории" за последние
десятилетия не смогли привести ни одного убедительного аргумента или факта в
пользу своей от начала до конца высосанной из пальца "теории". С другой
стороны, доводы Ломоносова (а также других отечественных корифеев) и по сей
день не утратили своей убийственной силы. Как впрочем, и вся методология или
хронология русской истории, начало которой положили В.Н.Татищев,
М.В.Ломоносов и В.К.Тредиаковский.
В.Н.ДЕМИН, доктор философских наук
[Статья опубликована в No3-4 номере журнала "Мир Севера" за 1999 г]ельты, в том числе их последняя славянизированнаяВаряжский вопрос, то есть вопрос о принципиальности происхождения варягов, никогда в действительности не стоял перед Россией. Это блестящий пример того, как идеологические козни могут подмять историографию государства. И по сей день со страниц учебников нам внушают факт скандинавской экспансии. Спор идет только о степеннее влияния на русскую историю. Однако давайте разберемся.
Вспомним имена германо-скандинавских богов: Один, или Вотан - глава пантеона, имя, унаследованное днем недели в английском языке (Wednesday - среда), его старший сын, громовержец Тор (Thursday - четверг), с чьим именем на устах викинги устремлялись в бой, Бальдр - бог весны, воитель Тир (Tuesday - вторник), Хеймдалль, Брагги, Год, Видар, Вали, Улль, Ньедар, Фрейер, коварный Локки, богини: Фригг и Фрея, предводительница Валькирий и сама любовь (Friday - пятница), Идун, Эйр, Йорд, Сиф, Лефн, Син, Сьефн, Вар, Фулла, Сага, Глин и Гна. Это перечисление понадобилось нам для того, чтобы понять, какими именно "своими богами" клянется Олег с варяжской дружиной в Византии, скрепляя договор 907 года: "И кляшися Оружием своим, и Перуном богом своим..." Как видим, скандинавам вообще неизвестно имя варяжского бога Перуна. Зато оно хорошо известно славянам еще с антских времен. На карте Европы первого века нашей эры, составленной Публием Корнелием Тацитом, дважды обозначено племя Varini в нижнем течении Эльбы по юго-западной оконечности Варяжского (Балтийского) моря, и значительно южнее в верховьях Вислы. Не стоит забывать, что название племени выражено по латыни, тогда как в древнегерманском языке оно звучало - "варинги", славянское же звучание стоит значительно ближе к современному. Так, вполне можно принять версию, которой придерживается издатель и журналист Владимир Штепа, считая название племени производным от общеславянского "варги", то есть волки. Это подтверждается тем, что некоторые полабские славяне, как и древние германцы, культивировали тотем волка. До сих пор в Сербии волчьим" именем Вук принято называть .последнего из родившихся детей в семьях, где первенцы до этого умирали. Считается, что таким образом Волк берет ребенка под свое покровительство, спасая от злых духов. Тот же тотем у германцев отразился в современных мужских именах: Адольф (Эдлервольф - "благородный волк"), Рудольф ("красный волк"), Рольф, Вольфганг, Майнольф, Вольдемар, Вольфдитрих. Правда у восточных славян "варг" перешел в понятие "враг", вследствие устойчивой неприязни к нему подавляющего большинства земледельческих (но не воинских) родовых общин.
Варяги действительно носили волчьи накидки на плечах с двумя хвостами, переки-нутыми на грудь. Мне, однако, ближе другая версия происхождения названия племени. В диалекте поморов и ободритов "вараками" назывались прибрежные мооские скалы. Тот же термин встречается в.новгородском эпосе "Моргунов падун" (Москва, "Детская литература"- 1974г.) Вспоминаются слова из арии варяжского гостя оперы Римского-Корсакова "Садко": "Из скал тех каменных у нас варягов кости...""
Из всех балтийских племен, вагры, передовые бойцы на суше против немцев были первыми удальцами и на море. Они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди врагов, саксов и датчан, отнимало возможность мирного, торгового судоходства. Таким образом главным занятием вагров сделалась война на море с датчанами, как на суше с немцами, а главным их промыслом морские разбои" (А.Гильфердинг История балтийских славян. Том 1 по изданию: Москва, Типография В.Готье, 1855 г.) "Дания, состоящая по большей частью из островов и окруженная водами, не легко может уберечься от нападений морских разбойников, потому что в изгибах ее берегов необыкновенно удобно скрываться славянам. Выходя тайком из засады они наносят ей внезапные удары... Пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, они вечно готовы к морским походам и наездам, надеясь на свой корабли как на единственное средство к обогащению. На нападения датчан они не обращают внимания, и даже считают особенным наслаждением с ними биться." (Там же со ссылкой на датского миссионера XII века Гельмольда.)
Думаю, что об этой части славянского мира, благодаря стараниям нашей системы народного "образования", читатель мало что знает.
Стою у карты расселения славян к 1000 г. по территории современной Германии. Это полотно висит на стене музея истории и этнографии лужитских сербов в городе Баутцене. Варги, руяне, ободриты, венеты, лютине, глиняне, лужичане... Славянская история застыла в названиях германских городов: Род Сток (Ростов), Дреждан (Дрезден), Бронибор (Бранденбург), Липсков (Лейпциг), Микель Бор (Мекленбург), Буди Сын (Баутцен) и многих других. (Утраченная Родина, чужая земля. Октябрь 1989 Варен, Мекленбург-Бауцен. Александр Белов)
Продолжая тему обратимся к материалу доктора философских наук, профессора Бронислава Лисина, опубликованному в "Литературной России" 5 февраля 1988 года. Статья вышла под названием "Откуда родом Рюрик?" В "Народной Воле" материал приводится с сокращениями.
В прошлом году исполнилось 1125 лет основания первого Русского государства. Конечно, за давностью лет такие даты часто несколько условны. Сейчас уже не вызывает сомнения, что государственные образования славян и соседних с ними племен как на севере, в районе Новгорода, так и на юге, в бассейне Днепра, существовали ранее летописной даты. Но 862 год, год призвания варягов, на который указывает "Повесть временных лет", нам все-таки дорог пусть не как исходный, но все-таки принципиально важный исторический рубеж для всех восточных славян.