Этническое происхождение Варягов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:53, реферат

Описание работы

"Варяжский вопрос" -- центральное ядро бесславной "норманской теории",
которая вот уже более двух с половиной веков тщится вывести русскую историю
из иноземной. Чести исторической науке это не доставило, зато привело к
беспросветному тупику.

Содержание

Варяги и Норманы Схожести и различия ……………………………2
Об этническом природе Варягов………….…………………………….

Работа содержит 1 файл

Об этнической природе варягов.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

 

С этой датой, а точнее сказать, с тем, что происходило на новгородской земле в ту пору, связана одна из бурных и долголетних научных дискуссий. Эта дискуссия вышла за рамки научных споров и приобрела четко выраженный идеологический и политический характер. Пытаясь поставить под сомнение возможность самостоятельного развития нашего общества, наиболее "солидные" оппоненты, начинают именно с древних времен. С исторического обоснования. Дескать, славяне не в состоянии были даже сами создать свое государство. Потребовались норманы (германцы), чтобы навести на землях восточных славян порядок.

 

Действительно, согласно русским летописям, варяг Рюрик вместе со своими братьями Синеусом и Трувором был приглашен на княжение в новгородскую землю.

 

В XVIII веке историки Г.Ф.Миллер, Г.З.Байер, А.Л.Шлецер, работавшие в Петербургской академии наук, выдвинули версию, согласно которой Рюрик и его дружина были шведского (норманского) происхождения. Так возникла норманская теория в различных вариантах, сохранившаяся и до наших дней. Причем ее влияние оказалось настолько сильным, что даже многие известные историки-антинорманисты (Х.Ловмяньский, В.Т.Пашуто и др.) согласны были с тем, что на русском троне находились скандинавская династия. Различие между приверженцами и противниками норманской теории состоит главным образом в определении роли пришлых элементов в создании Русского государства. Первые считают приход варягов-норманов решающим фактором в объединении восточнославянских и угро-финских племен, другие это место отводят внутренним процессам экономического и социально-политического развития.

 

Но есть и принципиально иная точка зрения. Выдающаяся заслуга в ее возрождении принадлежит покойному В.А.Чивилихину. Среди оригинальных идей и интереснейших фактов в его романе "Память" есть страницы, посвященные призванию варягов. Владимир Чивилихин считает и убедительно доказывает, что Рюрик и его братья были славянами.

 

Обратимся к "Повести временных лет". Там говорится: "И пошли за море, к варягам, к руси, ибо так звались те варяги - русь, как другие зовутся шведы, иные же норманы, англы, другие готы, эти же так". Скажите, пожалуйста, где же здесь хоть малейший намек на то, что приглашенные варяги - это шведы или норманы? Наоборот, здесь подчеркивается их различие. Речь идет о руси, но ни один источник Х-Х1У веков не смешивает русь ни со шведами, ни с иным германским племенем. В летописях, нет и намека на иноязычие варягов. Более того, прямо говорится: ''А славянский язык и русский - один и тот же".

 

Не подтверждается норманская теория и скандинавскими сагами. В них ничего не сообщается о событиях ранее княжения Владимира (978-1015 годы). Другим распространенным доводом норманистов является якобы скандинавское происхождение имен многих послов и купцов, подписавших вместе с Игорем, сыном Рюрика, договор в Константинополе в 945 году. Между тем эти имена имеют кельтическое, фризское или собственно славянское происхождение.

 

Кстати, и клянутся эти послы чисто славянскими, а не скандинавскими богами.

 

Эти и другие аргументы приводит профессор Аполлон Григорьевич Кузьмин* в своих примечаниях и комментариях к многочисленным первоисточникам о происхождении нашего государства, опубликованными в двухтомнике "Молодой гвардии" под названием "Откуда есть пошла русская земля" (1986)....

 

За окном машины пелена дождя. Где-то мы проскочили нужный поворот и сейчас пытаемся сориентироваться по карте. Луч фонарика выхватывает названия сел и маленьких городков: Белов, Бобин, Бурое, Вицин, Волков, Глазов, Грибов, Туров, Карпов, Лисов, Луков, Русов, Северин, Шлепков... Барков, Врунов, Брюсов, Валов, Густов, Древелов, Клинков, Лицов, Малин, Маньков, Медов, Панков, Тарцов... Нам нужен Старгород. Точнее место, где еще тысячу лет назад процветала столица варягов. Он был недалеко отсюда. Старгород...-Новгород... Старый центр варяжский и новый их город, как его называют летописи.

 

Любопытнейшая вещь топонимика. Прошли тысячи лет, сменились многие поколения и. народы, а память людская хранит названия мест давно минувших времен. Не надо быть специалистом-лингвистом, чтобы с первого взгляда признать приведенные выше названия не просто славянскими, а чисто русскими. Не польскими, чешскими или даже белорусскими и украинскими. Один к одному - русскими. Где же эти места? В Швеции, куда фантазия норманистов водворила родину варягов? Или на новгородско-псковской земле? Да, там подобных названий тоже немало. Но мы находимся сейчас на севере Германии, на территории бывшей ГДР, а еще ранее - герцогства Мекленбург. Здесь на рубеже Х века жили многочисленные славянские племена ободритов, венедов, ругов и другие. Одно из этих племен называлось варины или вэринги, в русском языке это звучало как варяги. Близкое им славянское племя по языку и культуре было руги, руяне или русы, проживавшее на острове Рюген. Причем этот остров занимал совершенно особое положение в мире славян. Многие авторы, в частности Саксон Грамматик, Подчеркивали, что находящийся на острове храм почитала "вся славянская земля". Интересно, что в письме к рюгенским князьям в 1304 году папа Бенедикт IX обращается как к "возлюбленным сынам, знаменитым мужам, князьям русских". Даже город Любек по документам 1373 и 1388 годов помещался в Руссии. А разве случайно, что последняя жительница острова Рюген, говорившая по-славянски и умершая в 1402 году, носила фамилию Голицына? С другой стороны, как сообщает В.А.Чивилихин, многие знатные роды России - Воронцовы, Вельяминовы, Морозовы, Левашовы, Кутузовы, Толстые, Пушкины и другие - числили своих предков из бывших славянских земель Южной Прибалтики. Кем же был Рюрик?

 

Договариваясь предварительно по телефону о встрече в государственном архиве города Шверина, я предупредил, что интересуюсь историей России. Доктор Раков, заведующий отделом, приготовил несколько интересных документов, включая подлинники писем Петра I. Кстати, фамилии типа Раков, Кленов, Дубов и другие очень распространены на севере Германии. Для меня особенно важной была книга о генеалогии мекленбургских герцогов, изданная в 1717 году в связи с браком Карла - Леопольда, .герцога Мекленбургского, князя венедов, графа Шверина, и дочери русского царя Ивана Алексеевича - Екатерины.

 

Мекленбургские герцоги ведут свою родословную от славянских королей венедов и ободритов. Согласно ей, Рюрик, Трувор, Синеус были сыновьями короля Годлайба (Годлава, Годослава), погибшего в 808 году в войне с датчанами. В силу их малолетства престол перешел, к братьям Годлава Трасику и Славомиру (дядям малолетних братьев), а затем к преемникам Славомира - Годомыслу и Табемыслу. На последнем эта ветвь династии пресекается. Трон переходит к потомку родного брата деда Год-лава Белингуса I - Мечиславу III. Рюрик, Синеус и Трувор вынуждены были искать счастье за морем. Такой поворот дел не был чем-то необычным для жителей королевства вэрингов, ободритов, венедов и ругов. Тесные связи соединяли их с жителями Восточной Прибалтики. С полной .уверенностью можно говорить о существовании там обширных колоний полабских славян. Бесспорно, что варяги - русь попадали практически в родную языковую и культурную среду. Были обширные династические связи. Например, дед Рюрика Витислав, князь Мечислава I и король Мечислав II были женаты на русских княжнах.

 

Да и сам Годлав имел жену - дочь - новгородского князя Гостомысла Умилу. А.Г.Кузьмин собрал много и других убедительных доказательств. Скажем, по всему северу Руси распространена специфическая фельдбергерская керамика, характерная для балтийских славян VIII - Х веков. В Пскове, например, - она в соответствующих слоях составляет более 80% всей находимой керамики. Много ее и в Новгороде и в других городах, где по летописям жили варяги. Обнаружено, что ранние средневековые новгородцы, ярославцы, костромичи имели антропологические характеристики, аналогичные черепам из славянских могильников Нижней Вислы и Одера. Изборские постройки VIII - Х веков аналогичны городищам балтийского Поморья и славянского Мекленбурга.

 

Во времена ГДР Дом советской науки и культуры в Берлине провел коллоквиум с участием ведущих ученых, занимающихся историей, языком, культурой славянских народов. Обсуждался доклад об образовании первого Русского государства. После оживленной дискуссии участники согласились со следующим. Связи полабских славян с восточными славянами в VII - ХI веках были значительно теснее и интенсивнее, нежели связь последних со Скандинавией. Однако в исторической науке до последнего времени это направление практически не разрабатывалось. Данных в поддержку норманской теории практически нет.

 

Более того, те аргументы, которые выдвигали ее основоположники в свете современных методов исследования выглядят совсем по-другому.

 

Справедливости ради нужно сказать, что норманистам был дан жестокий бой нашими русскими учеными еще в XVIII веке. 24 сентября 1752 года на защите диссертации Миллера "О начале русского народа" с резкой критикой ее положений выступили Ломоносов, Крашенинников, Попов. В итоге было признано необходимым диссертацию уничтожить.

 

Существуют установленные факты, подтверждающие "мекленбургскую." родословную. Например, Чивилихиным было установлено, что в 30-е годы прошлого века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в Северной Германии была .записана древняя легенда о Рюрике и его братьях. В ней говорится, что дети короля ободритов Годлава - Рюрик, Сивар, Трувар отправились на восток, где совершили много подвигов. Благодарный народ упросил их не уходить. Рюрик получил Новгородское княжество, Сивар - Псковское, Трувар - Белозерское. Младшие братья скоро умерли, не оставив детей. Рюрик присоединил их княжества к своему и стал главой династии, которая царствовала до 1598 года. Мало вероятно, чтобы сведения из русской летописи фигурировали за две тысячи верст в другой стране в виде народной легенды. Трудно заподозрить в предвзятости и австрийского дипломата Сигизмунда фон Герберштайна, который, будучи посланником императора в Московском княжестве в XVI веке, оставил подробные описания его истории, быта, нравов и т.п. Рюрика и его братьев он тоже считал славянами.

 

Ряд источников позволяет предполагать, что язык, культура, обычаи полабских славян были ближе к восточным славянам или даже почти идентичны, чем к западным полякам, чехам. К сожалению, язык полабских славян нам известен плохо. Они не выдержали германской экспансии, Ослабленные междоусобицами, они частично были истреблены, частично ушли в другие земли, преимущественно славянские. Большая же часть подверглась онемечиванию. Причем славянский язык сохранился в отдельных местах еще до XVII века.

 

В обычаях, национальной одежде, языке жителей бывшего Мекленбурга, недавних округов ГДР Шверин, Росток и Нойбранденбург имеются особенности, вызванные славянским происхождением значительной части коренных жителей... (Б. Лисин)

 

В добавление к сказанному будет небезынтересным и упоминание о торговом пути "из варяг в греки". - "Когда мы говорим о летописном пути "из варяг в греки", нам обычно представляется путь, соединяющий Скандинавию и Византию, идущий транзитом через Русь. Такое представление традиционно, но неверно. Ни византийские источники, ни скандинавские саги ничего не говорят о постоянной и регулярной торговле норманов в Царьграде. Византия не знала "норманских" товаров, как Скандинавия почти не знала византийских. На Готланде, который вел обширную торговлю, найдено около 67 000 арабских, английских, германских, польских и прочих монет VIII - X веков, и среди них только 180 византийских, то есть около 0.25% ! В роли купцов в Константинополе скандинавы никогда не выступали". - Это мнение доктора наук, профессора Владимира Васильевича Мавродина, почерпнутое из его книги "Образование древнерусского государства и формирование древне русской народности". Таким образом, путь "из варяг в греки" - чисто славянский путь, однако. Этот вывод Мавродин сделать не сумел.

 

На этом можно было бы поставить точку. И лишь одно обстоятельство не дает пока этого сделать. Изворотливость, к которой прибегают сторонники скандинавской "прописки" варягов, может превзойти любое воображение. Речь идет о коренном выводе академика Рыбакова, на который, пожалуй, не отважился бы сам Август Шлецер. Рыбаков углядел в именах Синеус и Трувор шведские слова "свой род" и "верная дружина". И хотя это вовсе не опровергает труды Иордана, Саксона Грамматика и других свидетелей варяжской истории, причисляющих варягов к славянам, но все-таки способно как-то подгадить сделанным выводам в пользу славянского происхождения. Сразу возникает недоумение - с какой стати монаху - летописцу понадобилось морочить нам голову, прибегая к шведским иносказаниям. Да и вообще, откуда он взял в своем 1113 году шведскую терминологию применительно к девятому веку?! С другой стороны, возникает вопрос:

 

"А откуда академику Рыбакову известны шведские диалекты древнегерманского языка?" А самое главное: "Почему грёки-летописцы, создатели и переписчики нашей историографии, вовсе не жаловавшие любовью язычников-варягов, манипулируя именами и понятиями, пропускают такой шанс обвинить варягов в инородстве?" Думаю, что фамилию "Рыбаков" тоже можно было бы как-то фонетически истолковать, скажем, на языке Бенгалии. И, может быть, даже из этого получилось бы что-нибудь не очень благозвучное.

волна – варяги.

Об этнической природе варягов

 

        Известная летописная легенда рассказывает, что Древнерусское государство было основано пришельцами из-за моря – «варягами», приглашенными на княжение племенами словен, кривичей, веси, мери и чуди. Летопись называет имена трех братьев, пришедших «с родом своим» на княжение (Рюрик, Синеус, Трувор), сообщает об основании ими ряда городов и распределении их между «мужами», отмечает, что новгородцы происходят «от рода варяжска» и от варягов новое государство получило название «Русь». Отделившийся от Рюрика варяжский отряд Аскольда и Дира захватил Киев. Позднее, после смерти Рюрика, Олег (по другой версии – Игорь), обманом устранив Аскольда и Дира, утвердился в Киеве, а власть варягов и имя «Русь» распространились на всю территорию, прилегавшую к пути «из варяг в греки». Пересказанная легенда противоречит другим летописным текстам и внутренне противоречива. Летопись содержит и тексты, в которых «русь» отождествляется с полянами (то есть населением Среднего Поднепровья), а варяжские князья дают славянские названия вновь построенным городам, даже если эти города возникают на неславянской территории (например, Белоозеро).

 

        Историографическая традиция, идущая от З.Байера, отождествляет варягов с германо-язычными норманнами, исходя из факта совпадения некоторых варяжских имен (а также имен русских послов и купцов из договоров Олега и Игоря с греками) со скандинавскими именами. Это отождествление является основой «норманизма». Крайние норманисты связывают с норманнами все основные черты древнерусской цивилизации, умеренные настаивают лишь на

Информация о работе Этническое происхождение Варягов