Эволюция бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 08:42, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет является важнейшим звеном современной системы управления деятельностью хозяйствующего субъекта (организации). Он осуществляет информационное обеспечение субъекта управления о финансово-хозяйственной деятельности. По его данным определяют результаты деятельности, как самой организации, так и ее подразделений, осуществляя повседневный контроль за рациональным использованием имеющихся ресурсов, составом, структурой и способами формирования финансовых результатов. Для характеристики и изучения итогов финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период данные бухгалтерского учета обобщаются и систематизируются в отчетности

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ОТЧЕТНОСТИ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ 7
2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 14
3. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ГАРМОНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ. ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРЕХОДА РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Копия Эвол.бухг.отч-ти (Кристине-СГэА).doc

— 277.00 Кб (Скачать)

    При самостоятельной разработке организацией форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности, которые перечислены выше.

    Отчетный  период — период, за который организация  должна составлять бухгалтерскую отчетность — отчетный год с 1 января по 31 декабря включительно.

    Бухгалтерская отчетность содержит систему показателей, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность организации, благодаря укрупненной группировке объектов учета по видам, соответствующим их экономическому содержанию. Такие группы объектов учета составляют элементы бухгалтерской отчетности.

    Основными элементами, характеризующими состав имущества и источники его формирования, а также непосредственно относящиеся к измерению финансового положения предприятия, являются его активы, обязательства и собственный капитал (пассивы). К элементам, характеризующим эффективность работы организации, относятся прибыли и убытки, а к элементам, непосредственно относящимся к измерению прибыли, — доходы и расходы. При составлении отчетности указанные элементы размещаются так, чтобы полученная отчетная информация была пригодна для пользователей при принятии экономических решений. В этой связи все элементы отражаются в соответствующих формах бухгалтерской отчетности [34].

    В соответствии со ст. 13 Закона о бухгалтерском  учете, Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, бухгалтерская отчетность состоит из: бухгалтерского баланса (форма N 1); отчета о прибылях и убытках (форма N 2); отчета об изменениях капитала (форма N 3); отчета о движении денежных средств (форма N 4); приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5); отчета о целевом использовании денежных средств (форма N 6); пояснительной записки; а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности [9, c. 182].

    В настоящее время организации  представляют в обязательном порядке  промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

    Конкретный  объем бухгалтерской отчетности зависит от вида организации. Так, субъекты малого предпринимательства, которые не подлежат обязательному аудиту, могут включать в состав бухгалтерской отчетности только баланс и отчет о прибылях и убытках. Если малое предприятие подлежит обязательному аудиту, оно заполняет баланс, форму N 2, а также те формы приложений, по которым имеются соответствующие данные. Некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательской деятельности, могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы N N 3, 4 и 5, но в то же время им рекомендуется составить форму N 6 [12, c. 237].

    Если  хозяйствующий субъект принимает  решение о том, что будет представлять бухгалтерскую отчетность по формам, разработанным своими силами, то это решение должно быть отражено в приказе по учетной политике.

    Составы промежуточной (месячной и квартальной) и годовой отчетности различны. Рассмотрим их.

    Состав годовой бухгалтерской отчетности. В общем случае годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций (кроме страховых и кредитных) включает: Бухгалтерский баланс (форма N 1); Отчет о прибылях и убытках (форма N 2); Отчет об изменениях капитала (форма N 3); Отчет о движении денежных средств (форма N 4); Приложение к Бухгалтерскому балансу (форма N 5); пояснительную записку; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту(КРИТЕРИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА) или если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99, п. 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н). При этом Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к Бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительная записка являются пояснениями к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках и представляются в составе годовой бухгалтерской отчетности (п. п. 24, 28 ПБУ 4/99, пп. "в", "г" п. 30, п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности). Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности (п. 5 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности) [18].

    Состав промежуточной бухгалтерской отчетности. Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной (п. 3 ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ, п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

    Промежуточная бухгалтерская отчетность включает (п. 49 ПБУ 4/99): бухгалтерский баланс (форма N 1); отчет о прибылях и убытках (форма N 2). Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности, в тех случаях, когда это необходимо для понимания показателей бухгалтерской отчетности заинтересованными пользователями [18].

    Пояснительная записка включается в состав бухгалтерской  отчетности всех организаций, за исключением бюджетных и общественных (объединений) и их структурных подразделений, не ведущих предпринимательской деятельности и не имеющих оборотов по реализации товаров (работ, услуг), кроме выбывшего имущества. На это указано в ст. 13 Закона о бухгалтерском учете. Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности  также установлено, что пояснительную записку вправе не составлять субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности [15, c. 439].

    Следует отметить, что содержание и форма  бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений должны применяться последовательно от одного отчетного периода к другому. То есть компания обязана придерживаться принятых изначально параметров, изменение которых допускается лишь в исключительных случаях - например, если организация сменила вид деятельности. Причем компания должна подтвердить обоснованность своих действий. Информацию о произведенных существенных корректировках и о причинах, их повлекших, следует раскрыть в пояснениях к балансу и отчету о прибылях и убытках (п. 9 ПБУ 4/99).

    При формировании бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта следующая информация: об изменениях учетной политики, оказавших  или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации; об операциях в иностранной валюте; о материально-производственных запасах; об основных средствах; о доходах и расходах организации; о последствиях событий после отчетной даты; о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности; а также относительно раскрытия в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале, резервах и обязательствах организации. Данные требования можно исполнить путем включения соответствующих показателей, таблиц и расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку [10].

    В заключение данной главы можно сделать  следующие выводы:

    1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, формируемая на основе данных бухгалтерского (финансового) учета.

    2. Цель бухгалтерской отчетности состоит в полном и достоверном представлении широкому кругу пользователей информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

    3. Значение отчетности определяется тем, в каких целях используется содержащаяся в ней информация. Она представляет собой важный источник информации о результатах деятельности организации и является средством и орудием контроля и руководства деятельностью организации. Значение отчетности состоит и в том, что она является основным источником информации для анализа хозяйственной деятельности организации, базой его. С помощью отчетности анализируется деятельность организации за истекший период, определяется степень выполнения плановых показателей, выявляются причины отклонений, положительные и отрицательные стороны в работе за отчетный период, устанавливается динамика изменения показателей и дается ее оценка, а также разрабатываются мероприятия по улучшению деятельности организации. Тем самым отчетность способствует выявлению с помощью анализа и использованию внутренних резервов, имеющихся в организациях. Велико значение отчетности и в планировании деятельности организаций. Отчетность подводит итоги выполнения плана за истекший период и одновременно служит базой для технико-экономических расчетов при составлении плана на следующий период.

    4. Состав и структура российской бухгалтерской отчетности регламентируются: Законом о бухгалтерском учете, Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности.

    5. Бухгалтерская отчетность состоит из: бухгалтерского баланса (форма N 1); отчета о прибылях и убытках (форма N 2); отчета об изменениях капитала (форма N 3); отчета о движении денежных средств (форма N 4); приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5); отчета о целевом использовании денежных средств (форма N 6); пояснительной записки; а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Конкретный состав представляемой отчетности изменяется в зависимости о вида и организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта.

 

2. Этапы становления  и развития бухгалтерской  отчетности

 

    Финансовая  отчётность как информационный инструмент эволюционировала в течение нескольких веков.

    Современные исследователи классифицируют отчётность по следующим признакам:

     периодичности: годовая и промежуточная (следует отметить, что понятие промежуточной отчётности закреплено в Федеральном законе «О бухгалтерском учёте» [2]);

     охвату: индивидуальная, сводная, консолидированная (понятие индивидуальной и консолидированной отчётности закреплено в Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности РФ на среднесрочную перспективу [6]);

     назначению: внутренняя (управленческая) и внешняя (бухгалтерская, статистическая, налоговая). Данная классификация представляется достаточно спорной, поскольку можно выделить виды отчётности, удовлетворяющие как информационные потребности самого субъекта, так и внешних пользователей (бухгалтерская и статистическая отчётность). В Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности в РФ на среднесрочную перспективу отражены цели и задачи составления бухгалтерской, управленческой и налоговой отчётности [6];

     варианту представления: сокращённому, стандартному, продвинутому;

     нормативной базе: составленная на основе МСФО, ГААП, российских нормативных документов.

    Разнообразие  подходов к классификации отчётности вытекает из исторического опыта её формирования, связанного с развитием всей учётной системы.

    В современном представлении история  возникновения бухгалтерской отчётности связана с историей возникновения двойной записи. Лука Пачоли в 9 отделе своего исследования «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях» три главы посвятил балансу (трактат IX «О счетах и записях»). Тридцать вторая глава раскрывает порядок составления баланса Главной книги, приведения в соответствие различных книг и способы перенесения статей из одной книги в другую. В тридцать третьей главе изложены способы и порядок отражения счетных записей на дату составления баланса и способы выведения остатков в книгах. В тридцать четвёртой главе описываются порядок выведения остатков по всем счетам главной книги и их перенос в новую форму баланса [28]. Все эти положения трактата «О счетах и записях» нашли свое продолжение в трудах Д. Кардано (1539), И. Манцони (1549), Б. Катрульи (1573), Л. Флори (1633) и других авторов Италии; Я. Импина (1543) - в Голландии; И. Готлиба (1531) - в Швейцарии; X. Олдкастла (1543) - в Англии.

Информация о работе Эволюция бухгалтерской отчетности