Шпаргалка по "Аудиту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Аудит".

Работа содержит 1 файл

АУДИТ.doc

— 528.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

130. (150) Аудит финансовых вложений. (ФВ)

Цель – оценка соот-я ведения БУ ФВ действующим  проверяемом периоде в соот-ии с нормат-ми док-ми РФ.  

Нормат-ная база – ГК РФ; НК РФ; ФЗ «О рынке ЦБ»; ФЗ «Об АО»; ПБУ 19/02 «Учет ФВ» и др.  

Информ-ная база – Приказ об УП; регистры 58 счета, первичные док-ты и др.

А-р должен убедиться, что: *все поступления и выбытия ФВ отражены в БУ и ФО; *ФВ оценены в соот-ии с ПБУ; *Все операции своевременно отражены; *ФВ отраженные в ФО принадлежат орг-ции (право собст-ти); *на ФВ имеются необход-е первичные док-ты.

- Определение правильности отражения ФВ на сч. 58 (по перв.док-там и дог-рам на приобретение);

- Проверка правильности отражения ст-ти в соот-ии с ПБУ (ФВ принимаются по первонач. ст-ти – НДС + затраты на приобретение (не вкл. обшехоз-е расх, кот. не связаны с приобретением ФВ); по согласованной ст-ти,  либо по текущей рыночной ст-ти);

- Особое внимание при выбытии ФВ: *если тек. рын. ст-ть определяется ,то ст-ть списания исчисляется исходя из последней оценки; *если не опред-ся, то одним из способов: 1.По средней первоначальной ст-ти; 2.По первонач-й ст-ти первых по времени приобретения ФВ (ФИФО); 3.По первонач-й ст-ти каждой ед-цы ФВ. Способ указывается в УП.

- Проверка операций, связанных с обесценением ФВ, кот признается таковой при наличие одновременных условий: 1. На отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная ст-ть существенно выше текущей ст-ти; 2. В теч. отч.года ст-ть только уменьшалась; 3. На отчетную дату нет свидетельств того, что ст-ть ФВ может вырасти; 4. отсутствие//сущ-ное снижение поступлений от ФВ в виде % и  дивид-в при высокой вероятности дальнейшего уменьшения;

- Если на конец года тек. рын. ст-ть ФВ ниже принятой в БУ, то на разность предприятие создает резерв под обесценение ФВ (сч. 59). Коммерч. орг-ция за счет финансовых рез-в (прочие расходы, сч 91), некоммерч. – за счет увеличения расходов и т.д.. (В ФБО ст-ть таких ФВ показывается по учетной ст-ти за вычетом суммы образованного резерва)

Аналитические процедуры:

- Анализ динамики ФВ по направлениям, срокам, способам оценки;

- Анализ состава и структуры ФВ: правильность отнесения к ФВ – соблюдение единовременных условий (1.наличие правильно оформ-х док-ов, подтв-щих право орг-ции на ФВ, получение ден. ср-в или др.активов; 2.переход к орг-ции рисков. связ-х с ФВ(риски: неплатежеспособность, измен.цен, ликвидности…); 3.способность приносить доход в будущем (%, дивиденды, прирост ст-ти));

- Анализ источников финансирования долгоср. вложений;

- Анализ ликвидности ФВ, особенно краткосрочных и др.

Типичные ошибки:

Некорректная корреспонденция счетов;

Отсутствие док-тов, подтверждающих право собственности;

Не проводится инвентаризация; переоценка; обесценение;

Несоот-е метода списания ФР способу, указанному в КП

При подтверждении обесценения не создается резерв…..

132. (122) Аудит кассовых операций.

Цель – Установление соот-я применяемой в орг-ции методики БУ нормативным док-там с тем, чтобы сформировать мнение о достоверности БФО

Нормат-я база: ФЗ «О БУ»; Порядок ведения кассовых операций в РФ; Постановление Госкомстата Об  утверждении унифицированных форм по учету кассовых операций, по учету рез-тов инвентаризации, по учету торговых операций; Положение банка России «О правилах орг-ции наличного ден. обращения на территории РФ»; ФЗ «О применении ККТ при осущ-нии наличных ден. расчетов и/или расчетов с исп-ем платежных карт»; Указания ЦБ РФ «О предельном раз-ре расчетов наличными и их расходовании из кассы юр.лица//инд.предпр-ля».

Источники инф-ции: Бух.баланс; Отчет о движении ден.ср-в; Гл. книга; регистры по счетам 50,51,52,55,57; Кассовая книга; ПКО; РКО; банковские выписки; отчеты кассира; справка из банка об установлении лимита остатка наличных в кассе; акт инвентаризации и др.

При А проверяются: *дог-ра о МОЛ; *правильность докум-го оформ-я кассовых операций; *сохранность наличных в кассе; *Соблюдение установленного лимита по кассе и по наличн. расчетам (100 т.р.); *проверка своевременного и полного отражения в БУ опреаций с ден.ср-ми при соблюдении закон-ва РФ; *своевременность проведения инвен-ции (хищение, смена МОЛ, сост-е годовой БО).

Проверяя расходование денег – внимание на юридич-ю обоснованность выдачи денег (наличие приказов, доверенностей, исполнит-е листы); устанавливается целевое использование ср-в.

При проверке орг-ции хранения ден.ср-в устанавливается соот-е порядку ведения кассовых операций в РФ: *касса должна находиться в изолированном помещении; *все наличные хранятся в сейфе, кот. в конце дня  опечатываются; *обеспечение сохранности наличности в кассе и по доставке из банка и обратно.

Типичные ошибки:

Отсутствие первичных док-в или их оформление с нарушением требований;

Выплаты подотчетным лицам на основании док-в, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов;

Неполное оприходование выручки;

Несоблюдение установленного лимита расчетов наличными; арифметические ошибки.

 

142. (133) Аудит расчетов по кредитам и займам. КиЗ

Цель – Установление соот-я применяемой в орг-ции методики БУ, действующей в проверяемом периоде, нормативным док-там.

Нормат-я база: ФЗ 129 «О БУ»; ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»; План счетов БУ и Инструкция по его применению и др.

Источники инф-ции: Бух-й баланс; Отчет о прибылях и убытках; Отчет о движении ден-х ср-в; Приложение к бух.балансу; Гл.книга или оборотно-сальдовая ведомость; УП орг-ции; Регистры по сч. 66, 67,91,86,98; Кредитные дог-ра и др.

После предоставления кредитных дог-ров а проводит их экспертизу на соот-е содержания представленных док-тов требованиям закон-ва: Цель объекта кредитования; Срок выдачи и возврата кредита; Формы обеспечения обяз-в; %-ставки и порядок их уплаты; Права и ответст-ть сторон и др.    Проверка синт. и аналитич. учета в выяснении ведется ли учет задолж-ти по видам КиЗ; по кредитным орг-циям и др. заимодавцам.

Основной задачей А КиЗ явл-ся подтверждение инф-ции о КиЗ – установить, что данные на счетах КиЗ на начало и конец отч. периода, указанные в Гл. книге или оборотно-сальдовой ведомости, соот-ют данным в бух. балансе.

Д/подтверждения своевременности выдачи кредита а сравнивает даты и суммы, указанные в кред-м дог-ре и в выписках банка с р/сч. Далее оценивается правильность отражения в БУ исп-е сч 66 и 67.

Д/проверки погашения КиЗ необходимо сопоставить данные кред-х дог-ров/ дог-ров займа с данными выписок с р/сч, отчетов кассира. По итогам составляется таблица, в кот. показываются все выявленные отклонения.

Обращается внимание на то, что задолж-ть по КиЗ отражается с учетом начисленных, но не выплаченных % на конкретную отчетную дату, также проверить, что затраты по полученным КиЗ, включаемые в текущие расходы орг-ции, явл-ся ее прочими расходами (91.2) и подлежат включению в финн-вый рез-т орг-ции.

Расходы по займам (%; за информ-ные и консульт-е услуги и др.) отражаются в БУ обособленно от основной ∑ займа. Дополнительные расходы по займам могут вкл-ся равномерно в состав прочих расходов в течение срока займа (кредитного дог-ра).

Типичные ошибки: Отсутствие аналитического учета КиЗ; Неправильное исп-ние Плана счетов БУ; Нецелевое исп-ние КиЗ; Несвоевременное погашение; Неверное исчисление % по КиЗ, а также отражение их на счетах БУ в зависимости от уплаты, а не по окончании отчетного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

143. (129) Аудит расчетов по налогам и сборам.

Цель – Установление соот-я порядка исчисления налогов и взносов требованиям налогового законодательства.

Нормат-я база: Конституция РФ, НК РФ, План счетов и Инструкция по его применению

Источники инф-ции: УП в целях н/обл; Рабочий план счетов; Регистры по сч 19,68,69,90,91,99… ; Расчеты; (?Декларации?);

Необходимо проверить правильность: определения налоговой базы; применения ставок налогов; обоснованность использования льгот; своевременность и полноту перечисления взносов (н); соот-е синт. и аналитич. учета по счетам и др.

(Правовой портал «Кадис»)  проводки

С 2011 года все фирмы, производящие выплаты физ. лицам, платят страховые взносы по общим тарифам, независимо от системы н/обл-я [ при этом орг-ции и ИП применяющие УСНО с осн. видом деят-ти - производство, строительство, образование, здравоохранение, соц-е услуги – пониженный тариф стр.взн. в ПФР – 18%  (12%+6%) ФЗ № 432 от 28.12.2010]

ПФ РФ – до 1966 г.р. – 26%- страх-я часть;  после 1967 г.р. – 20% - страх-я, 6% - накопительная; ФСС – 2,9%; ФФОМС -3,1%; ТФОМС -2% (с 2012г ТФОМС – 0%; ФФОМС – 5,1%). Начисления производятся с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физ. лица нарастающим итогом с начала года до достижения суммы в 415 000 руб. [с учетом индексации (415т.*1,1163) = 463 т.р. на 2011г], далее взносы не взимаются. (не учитываются выплаты плательщиками страх-х взносов - по дог-рам ГПХ, гос.пособия, выходное пособие при уволь-нии, с возмещением вреда здоровью; выплаты в связи со стих. бедствиями, мат-я помощь, суточные и др.)

Расчетный период-год, отчетные-квартал, 6 мес, 9мес,год. Выплаты -  в день начислений в пользу работника. Ежемесячные платежи до 15 числа след. месяца (с округлением 50-ти копеек). До 15.01. – отчет в территориальный ФСС. До 15.02. – отчет в ПФР и ФОМС.

НДФЛ – проверка правильности определения н/обл-й базы (выплата физ. лицам за минусом (см. страх.взносы)), правильности применения льгот (стандартные вычеты (400; 3000; 500 руб на работника по достижении суммы з/пл нарастающим итогом 40 000 р; Вычеты на детей – 1 000 р на каждого, по достижении з/пл нарастающим итогом до 280 000 р)). Уплата налога в день выдачи з/пл. Подача декларации до 30 апреля.

Для составления плана а необходимо получить ответы о системе н/обл орг-ции, кто отвечает за налоги, описана ли в УП область н/обл и др.

Процедуры:    - проверка расчетов (пересчет);

- инспектирование. Проверка записей и док-в при проверке учета и отражения операций по расчетам;

- наблюдение?. Отслеживание процесса, выполняемого др.лицами;

- аналитические процедуры. Анализ и оценка полученной инф-ции с целью выявления необычных и неверно отраженных в б/у операций, выявление причин ошибок.

Типичные ошибки:

Не определено отв.лицо за ведение учета по налогам;

Отсут-ет утв-ная приказом УП в области н/обл;

Отсутствует перечень Фед-х, Рег-х, Местных налогов;

Неправильное исчисление н/облагаемой базы по отдельным на­логам;

Неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии его ука­зания в расчетно-платежных документах отдельной строкой;

Нарушение сроков платежей по налогам (создание КЗ) (штрафные санкции);

Суммы синт. и аналитич. учета не идентичны.

Санкции: Штраф от ∑ неуплаченных стр-х взносов от 5% до 30%, но не менее 100р. Неуплата взносов в течение более 180дн – 30% от ∑стр. выплат + 10% за каждый месяц со 181дн, но не менее 1000р. Занижение базы д/начисления стр.взносов – 20%, а при умышленном занижении 40% от∑ неуплач-х стр.взносов и др.

144. (140) Аудит расчетов с подотчетными лицами.

Цель – Выражение мнения о достоверности отражения в учете  расчетов с подотч. лицами.Установление соот-я применяемой в орг-ции методики БУ нормативным док-там.

Нормат-я база: ФЗ 129 «О БУ»; План счетов; Методические указания по инвентаризации имущества и обяз-в; Унифиц. формы первичной учетной док-ции, в т.ч. ф. АО-1 «Авансовый отчет» и др.

Источники инф-ции: Уч.политика орг-ции, Список подотч.лиц; регистры сч. 71…., Авансовые отчеты; Гл.книга и др.

При А проверке подлежит: *Правильность оформления и своевременность предоставления авансовых отчетов, наличие оправдательных док-в д/обоснования произведенных расходов; *Правильность оформления командировочных док-в и соот-е расходов установленным нормам (суточные 700р/д д/РФ; 2500р/д д/зарубежных-или в ин.валюте,  по утвержд. перечню); *Соот-е выдаче денег в подотчет тем лицам, кто имеет на это право, согласно внутренним правилам орг-ции….

При проверке опреаций по авансам выданным необходимо выяснить, открыт ли отд.субсчет «Расчеты по авансам выданным». В случае, если в проверяемом периоде были получены МЦ, нужно проверить зачет выданного аванса.

Правильно ли отражены хоз.операции в регистрах БУ, т.е. с помощью сч. 71 (Выданы  под отчет 71-50,51; Израсходованы – в зависимости от произв. расходов 20,23,25,26,44,08 - 71). Для обеспечения ВК над сохранностью ден.ср-в в орг-ции д/б приказ, в кот. установлены лица, имеющие право получать деньги под отчет, размеры и сроки, на кот-е выдаются ср-ва.

94-71 – не возвращенные в установленные сроки подотч. суммы. Далее 70-94 – когда могут быть удержаны из з/пл, 73-94 – если из з/пл не удержать.

Необходимо сопоставить суммы, указанные в авансовых отчетах, и первич. док-ты, подтверждающие указанные расходы. Дата ав.отчета д/б не раньше даты приложенных док-в, подтверждающих расходы (тов, кассовые чеки, накладные, счета-фактуры и т.д.). Отсутствие док-тов, подтверждающих расходы подотч. лиц, явл-ся основанием д/налоговых органов доначислить НДС, н/на прибыль

Типичные ошибки:

- Превышение устан-го срока предоставления аванс-го отчета (отчет должен в течение 3-х раб.дней утвержден рук-вом и сдан в бухг-ю);

- Отсутствие приказа//заявления о выдаче подотч.сумм с резолюцией рук-ля;

- Нет аналитич. учета по выданным суммам и по подотчетным лицам

- Выдача подотч.сумм работникам не отчитавшимся по полученным ранее авансам (синт. и аналитич. учет);

-Выдача подотч.сумм лицам, с кот. не заключены трудовые дог-ра (т.е. не работникам орг-ции);

- Систематическая выдача…с последующим возвратом в кассу (т.е нет производственной необходимости) →Злоупотребления, отвлечение ден. ср-в из сферы пр-ва;

- Отсутствие первичных док-в, подтв. расходы и др.

 

 

 

 

 

 

 

145. (137) Аудит расчетов с персоналом по оплате труда.

Цель – контроль за соблюдением НПА, касающихся трудового закон-ва в части достоверности начислений, выплат и удержаний работникам по всем основаниям и их отражения в учете.

Нормат-я база: ФЗ 129 «О БУ»; План счетов и инструкция по применению; ПБУ 10/99 «Расх.орг-ции»; 9/99 «Дох. орг-ции»; ТК РФ; ГК РФ; Постановление Госкомстата «Об утверждении унифиц-х форм первичной докум-ции» и др.

Источники инф-ции: Уч.политика; Главная книга; регистры по счетам 70,68,69; Униф-е формы: *Приказы о приеме на работу, перевод, отпуск, замещение и т.д.,* личные карточки,*лицевые счета, *штатное расписание, *табель учета раб. времени, *расчетно-платежные ведомости, *листки нетрудосп-ти и др. Принимаются во внимание распоряжения, контракты, дог-ры ГПХ, дог-ры личного страх-ния, распоряж. на выдачу ссуд и т.д.

На ознаком-м этапе обращ-м внимание на док-ное оформ-е трудовых отношений (контракт, труд.дог-р,колл.дог-р, дог-р ГПХ), подписанного сторонами

Осн.этап. Предварительно устанавливаются формы оплаты труда .принятые в орг-ции (сдельная, повременная)

- Проверяется соот-е данных синт. и аналит. учета – выборочно на одну и ту же дату

– проверить данные Гл.книги по счету 70 и данные в платежных / расчетных ведомостях

- Сверить суммы з/пл выданные раб-м сопоставлением данных ЖО и дебетовых оборотов Гл.книги по сч 70 за каждый месяц

- Сверить данные по сч 76 с данными книги учета депонир-ной з/пл

- Проверка правильности начисления сумм отраженных по К-ту сч 70 по нескольким работникам

Д/проверки повременной оплаты анализир-ся табель учета р/времени; правильность применения тарифной ставки (оклада), утвержд-го в виде штатного расп-я; сверка с суммами отражен-ми в платежных ведомостях.

По сдельной форме – проверка нарядов или др.док-в на выполнение в теч. месяца работ с утвержденными нормами выработки и расценками;

По ГПХ проверяется соот-е начисленных сумм договорной ст-ти работ (услуг)

Выборочно проверяется обоснованность и правильность исчисления др. выплат (отпуска, б/л, пособия,премии,компенсации, матер. помощь, где особое внимание расчету среднего заработка (з/п за 12 мес./на 12/на 29,4), а также правильность применения стандартных вычетов (400; 3000; 500 руб на работника по достижении суммы з/пл нарастающим итогом 40 000 р; Вычеты на детей – 1 000 р на каждого, по достижении з/пл нарастающим итогом до 280 000 р))

После того, как из з/п удержаны налоги и взносы  – производятся ост. удержания (общий раз-р не больше 20%, в случаях предусмотренных фед.законами до 50%, 70%)

А-р должен обратить внимание на правильность корреспонденции счетов, т.к. д/учета исп-ся сч 68,69,71,

Типичные ошибки:

Отсутствие док-тов, подтверждающих начисления и удержания из з/п;

Ошибки при расчете среднего заработка;

Неправильная корр-ция счетов, расхождение данных между синт. и аналит. счетами;

В орг-ции не ведется аналит-й учет расчетов с персоналом по  оплате труда и прочим операциям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

146. (135) Аудит расчетов с персоналом по прочим операциям.

Цель – установление соот-я применяемой в орг-ции методики БУ нормативным док-там.

Нормат-я база: Семейный кодекс РФ; ГК РФ; ТК РФ; ФЗ 129 «О БУ»;

Источники инф-ции: Рабочий план счетов; Личные карточки работников; Приказы о: приеме, переводе, предоставлении отпуска, направлении в командировку, увольнении и т.д.; Заявления работников о выдаче займа + дог-р займа; Акты инвентаризации; Ведомости удержаний из з/пл; Исполнительные листы и др.

Основные задачи А явл-ся подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения в учете; Оценка синт. и аналитич. учета; Проверка соблюдения норм действ-щего закон-ва в части начислений и удержаний.

В соот-ии с ТК и СК РФ – общий раз-р всех удержаний не может превышать 20%. В случаях предусмотр-х ФЗ – 50%.  При взыскании алиментов, возмещении ущерба в связи с совершением тяжких и особо тяжких прест-ний раз-р удержания не могут превышать 70%

  Сначала из з/пл сотрудников удерживаются НДФЛ и взносы в Пенсионный фонд, соц. отчисления, после – остальные виды удержаний. Проверка выборочная по конкр-м сотрудникам, желательно по тем, у кого общая сумма состоит из нескольких видов. Проверяются справочные данные (Льготы по НДФЛ, раз-р удерж-й по исполнит-м листам), затем соот-е алгоритма законод-м док-там, далее сами расчеты.

Обязательно наличие первичных док-в, проверяется своевременность и правильность отражения удерживаемых сумм, а также соот-е отнесения сумм по субсчетам. 73-1 «Расчеты по предоставленным займам»; 73-2 «Расчеты по возмещению матер-го ущерба»; 76 Расчеты по исполнительным док-там.

73.1-50,51 – предоставленные займы; 73.1-68 – НДФЛ; 73.1-91.1 - % по выд-м займам. / 50,51,70-73.1 – платежи в счет погашения займов; 91,2-73.1 – списание невозвращенных займов по истечении сроков исковой давности (3 года). 

73.2 – 94 (факт.ст-ть недостачи); 73.2-98 (в части превышения факт. ст-ти). / 50,51,70-73.2 – удержания недостачи.  91.2-73.2 – списание по исковой давности; 94-73.2 – при отказе о взыскании ввиду необоснованности иска.

По исполнительному производству: 76-91.1 – на основании решения суда начислены штрафы, неустойки, алименты…; 91.2-76 – на осн. реш. суда отражены суммы ↑ ; 76-51 – перечисление.

Аналитический учет ведется по каждому сотруднику.

Проверяются регистры по счетам и наличие оснований д/удержаний.

Типичные ошибки: Некорректная корр-ция счетов; Отсутствие док-в, подтверждающих удержания; Несоблюдение раз-ра ограничения удержаний; Продолжаются удержания при фактич.уплате сумм займов; Включение в базу д/исчисления по исполнительному производству сумм, не являющихся базой д/расчета (выходное пособие при увольнении, суммы выплачиваемые за рождение, брак, смерть, в возмещение вреда; по алиментным обязательствам и т.д.) и др. При взысканиях по решению суда на основании исполнительного док-та, при нарушении его исполнения к виновным должностным лицам м/б применены меры ответ-ти – наложение штрафа до 100 МРОТ за: - утрату исполнительного док-та; - предоставление недостоверных сведений о доходах и имущ-ном положении сотрудника-должника и др.

150. (141) Особенности МСА (международных ст-тов А).

Виды ауд.ст-тов: *МСА; *Национ-е ст-ты; *Внутренние ст-ты.

МСА представляют основополагающую составную часть системы ст-тов а.д., реализующей в форме регламентов концепции, постулаты и принципы А, обобщающую опыт мировой практики А и признанную официально на добровольной основе преобладающей частью международного ауд-го сообщества. (взаимосвязи-*Единство терминологии, *Одно представление о целях и объектах А и т.д.). Некоторые страны официально приняли МСА в кач-ве нац.ст-тов. Большинство стран (и Россия) применяют МСА как методологическую основу создания национ-х ст-тов – такой подход обеспечивает учет мирового опыта а.д., сопоставимость результатов А, выполненного в разных странах, способствует повышению кач-ва а.д. и профессионального уровня а. МСА действуют при любом проведении независимого А, хотя и не превалируют (преобладать, преимущество) над национальными. Разработкой профес-х требований к А на междунар-м уровне занимается МФБ (междунар-я федерация бухг-в), членами кот. явл-ся представители 160 професс-х орг-ций из 119 стран. Россия представлена двумя полноправными членами: *институтом професс-х бух-ров России; *Российской коллегией аудиторов. Основная цель МБФ – это всемерное развитие профессии аудитора (бухг-ра), особенно в странах, где уровень професс-зма а ниже общемирового и унифицировать отношение к А в международном масштабе с целью предоставления высококач-х услуг в интересах общества.

МСА считаются наиболее универсальными и гибкими, ограничивают возможность некачественной проверки, они необходимы для сопоставления БУ и БО крупных холдингов и корпораций, ведущих деят-ть и имеющих представительства в разных странах.

Положения по международной аудиторской практике предоставляют аудиторам дополнительные практические рекомендации путем детализации и разъяснения применения МСА. Они не имеют силы ст-тов, а имеют рекомендательное и пояснительное значение.

Большая часть Российских ст-тов близка к МСА по целям, принципам и содержанию, т.к. наши федер-ные правила (ст-ты) разрабатываются с учетом МСА. Одна из проблем по адаптации и внедрению МСА в РФ заключается в отсутствии официального перевода МСА на русский язык.

В данное время в РФ принято 4 национальных ст-та (ФСАДы); 32 ст-та, разработанных с учетом МСА (ФПСАДы); 3 (Временных) ПСАДа от 1999г.

( Федер-ное Правило (Стандарт) Ауд-кой  Деят-ти)

Некоторые соот-я с нашими ст-тами:

(1 – МСА; 2 - наш)

Цель и принципы А: 200 – 1;

Планирование: 300 – 3;

Ауд-е доказательства: 500 - 5

Аналитические процедуры: 520 - 20

 

 

 

 

149. (111) Аудит бухгалтерской отчетности

Правило (стандарт) N 1 Цель и основные принципы аудита финансовой

(бухгалтерской) отчетности(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532) устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать. ЦЕЛЬЮ аудита является выражение

мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бух. учета законодательству РФ. Аудитор должен руководствоваться этическими принципами: независимость;честность;объективность;профессиональная компетентность и добросовестность;конфиденциальность;

профессииональное поведение. Аудитор должен проявлять профессиональный скептицизм,призван обеспечить разумную уверен-

ность в том, что рассматриваемая в целом фин (бух) отчетность не содержит существенных искажений. В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бух) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бух) отчетности несет руководство аудируемого лица.

До начала аудиторской проверки необходимо убедиться в сопоставимости взаимосвязанных и одинаковости одних и тех же показателях отчетности.Путем составления таблицы взаимоувязки форм и показателей б.баланса и отчета о фин.результатах.

Проверка достоверности б.баланса основывается на использовании общего балансового уравнения:

Активы = капитал + обязательства

Показатели баланса сравнивают с данными Главной книги, регистрами синтетического и аналитического учета, первичными документами. Аудитор проверяет правильность составления баланса, оценивает достоверность его показателей, соответствие хоз.операций.

Должна быть обеспечена хронологическая преемственность  баланса с данными баланса предшествующего и последующего отчетных периодов, сумма итогов всех разделов актива баланса должна быть равна итогу статей пассива, сумма собственных средств должна превышать величину основных средств и фин.вложений, общая сумма оборотных активов должна превышать сумму заемных средств и обязательств, в балансе не могут одновременно отражаться суммы статей нераспределенной прибыли и непокрытых убытков(показывается их сальдированная величина).

Отчет о прибылях и убытках (ф.2) –основная форма отчетности, характериз.результаты ФХД.Следует ознакомиться с порядком признания доходов от обычных видов деятельности согласно учетной политики.

Выручка от продаж  в ф.2 = сальдо субсчета 90.1 –

остаток по субсчетам 90.3,90.4,90.5.

Правильности отражения в ф.2 Валовой Прибыли:

ВП=выручка-себестоимость

.Аудитором составляется альтернативная форма , которую он сравнивает с формами отч-ти организации, применяет аналитические процедуры, сопоставляет динамику показателей отчетности.

Чаще всего ошибки и неточности встречаются в отражении прочих

операций и внереализационных доходов и расходов.Выручка от продажи или ликвидации основных средств как поступившие доходы приходуется, а затраты по их продаже или ликвидации как расходы относятся на себестоимость продукции. Остаточная стоимость выбывших активов во внимание не принимается и в состав проч.расходов не входит.  Операциям в иностранной валют, списания дебит. и кредит. задолженностей, по которым истек срок исковой давности.

147. (138)Аудит резервов и капитала.                              

Результаты переоценки основных средств отражаются

в балансовой статье «Добавочный капитал».Образование

и пополнение добавочного капитала отражаются по кре-

диту сч.83 «Добавочный капитал» в корреспонденции со

счетами учета имущества, по которому определился при-

рост стоимости, что позволяет сохранить величину перво-

начально вложенного капитала неизменной.

На величину затрат на производство влияют резервы пред-

стоящих расходов. Организация может создавать резеры

предстоящих расходов (резерв предстоящей оплаты отпус-

ков, на выплату вознаграждений, на ремонт основных сре-

дств, в связи с сезонным характером производства,  на га-

рантийный ремонт и обслуживание, на осуществление при-

родоохранных мероприятий. Создание резервов должно быть

предусмотрено учетной политикой организации.В ходе аудита

необходимо убедиться в достоверности остатков зарезервиро-

ванных средств, приведенных в бух.балансе, проверяется обо-

снованность и правильность их образования. Для этого сопо-

ставляются статьи «Резервы предстоящих расходов» в балансе

и отчете об изменении капитала с сальдо сч.96«Резервы пред-

стоящих расходов».

За счет финансовых результатов деятельности м.б. созданы

резервы по сомнительным долгам, под снижение стоимости

материальных средств в обороте и под обесценение финансо-

вых вложений. Сомнительной признается дебиторская задол-

женность, не погашенная в установл.сроки и не обеспеченная

соответствующими гарантиями.при оценке правильности начи-

сления резерва аудитор должен проверить:

- предусмотрено ли создание резерва в учетной политике,

- время начисления резерва(в конце года или ежеквартально)
- проводилась ли инвентаризация дебиторской задолженности

перед созданием резерва и правильно ли отнесена к просрочен-

ным долгам,

-присоединялась ли сумма неиспользованного резерва к про-

сроченным долгам,

-правильно ли отражены суммы резерва в пассиве баланса.

Аудитору следует проверить правильность бух.записей.

Одновременно со списанием с баланса дебиторской задолжен-

ности д.б. составлена проводка Д 63 «Резервы по сомнитель-

ным долгам» К 76 «Расчеты с разными дебитор. и кредиторами»

- на сумму списываемых долгов

Д 007»Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных

дебиторов»(счет 007 кредитуется по истечении 5 лет)

Для обеспечения реальности оценки сырья, материалов,топлива,

готовой продукции, товаров, НЗП, ее соответствия рыночной сто-

имости в случаях, когда материально-производств. Запасы уста-

рели, полностью или частично потеряли свои качества и потреби-

тельские свойства. Резерв формируется за счет расходов предп-

риятия, учитываемых на сч.91.2 «Прочие расходы». По мере спи-

сания материальных ценностей, по которым были созданы резер-

вы , сумму резерва необходимо восстановить бух.записью: Д 14

«Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»К91.

Для обеспечения реальности оценки ценных бумаг и других фи-

нансовых вложений создается резерв. Он создается , если не оп-

ределяется текущая рыночная стоимость фин.вложений и устой-

чивого снижения их учетной стоимости ниже величины эконо-

мических выгод, на которое рассчитывало предприятие при при-

обретении ценных бумаг. Суммы резерва учитывают в составе

операционных расходов.При проверке правильности создания

резерва под обесценение финансовых вложений необходимо об-

ратить внимание на:

- наличие фин.вложений, по которым не может быть определена

рыночная стоимость,

-имеется ли снижение первоначальной стоимости ценных бумаг,

-правильность расчета величины резерва, его корректировки при

снижении или росте рыночной стоимости фин.вложений,

-организацию аналитического или синтетического учета резервов,

правильность их отнесения в составе прочих операционных расхо-

дов. Для учета используется Сч.59 «Резервы под обесценение вло-

жений в ценные бумаги».

 

148. (144) Аудит пояснительной записки.

Правило (стандарт) N 1 Цель и основные принципы аудита финансовой

(бухгалтерской) отчетности(в ред. Постановления Правительства

РФ от 07.10.2004 N 532) устанавливает единые цели и основ-

ные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской)

отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный

аудитор обязаны соблюдать. ЦЕЛЬЮ аудита является выражение

мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности

аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бух. учета за-

конодательству РФ.

Аудитор должен руководствоваться этическими принципами:

независимость;честность;объективность;профессиональная ком-

петентность и добросовестность;конфиденциальность;профессии-

ональное поведение. Аудитор должен проявлять профессиональный

скептицизм,призван обеспечить разумную уверенность в том, что

рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не

содержит существенных искажений.

В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и

выражение мнения о достоверности финансовой (бух) отчетности,

ответственность за подготовку и представление финансовой (бух) от-

четности несет руководство аудируемого лица.

  Пояснительная записка является важным элементом годовой бухгалтерской отчетности. В ней содержится дополнительная информация о деятельности организации, которая не отражена в других отчетных формах. Информация, содержащаяся в пояснительной записке, позволяет пользователям бухгалтерской отчетности составить полную и объективную картину о финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период.

Согласно статье 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об  организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке отражаются: численность работников, материалоемкость и фондоемкость производства, технические характеристики основных средств, основные экономические показатели за ряд лет, перспективы изменения финансового состояния и другие сведения. Однако не все организации представляют пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности. Составлять пояснительную записку или нет, они решают сами. Нормативными документами по бухгалтерскому учету структура пояснительной записки не установлена. Организации разрабатывают ее самостоятельно.

Целесообразно группировать информацию по следующим направлениям: общие сведения, производство, реализация, материально-техническое обеспечение, инвестиции, перспективы деятельности и т. д. Кроме того, можно группировать информацию по видам деятельности, осущес-твляемым организацией. Сведения, раскрываемые в пояснительной записке, можно представить в любой форме - в виде текста, таблиц, диаграмм. Конкретное содержание и объем этих данных определяются руководством организации. Информация, включаемая в пояснительную записку, делится на обязательную и дополнительную.

Обязательная информация  - наличие которой требуют нормативные акты по бухгалтерскому учету и которая не указана в остальных формах отчетности.

В пояснительной записке указываются: основные виды деятельности организации;среднегодовая численность работающих за отчетный период (или численность работающих на отчетную дату); состав (по фамилиям и должностям) членов исполнительных и контрольных органов организации.

Акционерные общества в пояснительной записке отражают: количество выпущенных и оплаченных акций; номинальную стоимость акций, принадлежащих непосредственно акционерному обществу, а также его дочерним и зависимым предприятиям.Если акционерное общество выпустило дополнительную эмиссию акций, следует указать цель дополнительного выпуска, дату и основные условия выпуска, сведения о количестве дополнительных обыкновенных и привилегированных акций и сумму средств, полученных от размещения акций.

Организация, у которой есть дочерние и зависимые предприятия, указывает их адреса и названия, направления деятельности.

Согласно ПБУ 4/99 в пояснительной записке следует привести сведения о доходах и расходах организации: об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);о составе затрат на производство (издержках обращения); о составе резервов предстоящих расходов и платежей, наличии их на начало и конец отчетного периода, их движении; о составе внереализационных доходов и расходов.Важной частью пояснительной записки является информация об итогах рассмотрения годовой бух. от-четности и распределении чистой прибыли (сведения о начисленных дивидендах, погашении убытков прошлых лет и отчислениях в резервные фонды).В пояснительной записке отражаются не только изменения в учетной политике за отчетный год, но и изменения, предусмотренные на следующий год.

В пункте 27 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» сказано, что в пояснительной записке приводятся данные о способах оценки МПЗ по их группам (видам), о последствиях изменений этих способов, а также о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

Согласно пункту 33 ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» в пояснительной записке отражается информация:

— о наличии, сроках погашения и изменении величины задолженности по основным видам займов и кредитов;

— о величине, видах, сроках погашения выданных векселей и размещенных облигаций;

— о суммах затрат по займам и кредитам, включенных в операционные расходы и в стоимость инвестиционных активов;

Дополнит. информация Для характеристики краткосрочной перспективы отражаются показатели текущей ликвидности, обеспеченно-сти собственными средствами, способности восстановления (утраты) платежеспособности. наличие ден.средств в кассе и на расчетных счетах;наличие убытков; просроченная дебит. и редит. задолженность; не погашенные в срок кредиты и займы; наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом.

В соответствии с пунктом 32 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и пунктом 31 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» в пояснительной записке нужно раскрывать информацию об объектах основных средств и нематериальных активов:

— о способах оценки активов, приобретенных по договорам, предусматривающим погашение обязательств неденежными средствами;

— о сроках полезного использования объектов;

— о способах начисления амортизации и ее отражения в бухучете;

— об объектах недвижимости, находящихся в процессе государственной регистрации, но уже принятых в эксплуатацию и фактически используемых.

Важна информация о перспективах деятельности: капиталовложения, проводимые природоохранные мероприятия, НИИОКР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

134. (145) Аудит издержек производства.                           

Цель:установление соответствия применяемой в организации методики учета расходов действующему законодательству, установление правильности формирования себестоимости продукции(работ,услуг), достоверности бух.отчетности.

Нормативные документы: ГК РФ, ТК РФ, НК РФ, Закон РФ

«О бух.учете» №129 от 21.11.1996, План счетов, ПБУ.

                           Аудиторские процедуры:

Проверка обоснованности использования метода учета затрат и калькулирования сб/стоимости продукции:

1.контроль правильности выбора объектов учета-устанавливается  обоснованность применяемого предприятием метода учета затрат (простой(попроцесный),позаказный,попередельный, нормативный) и анализа его учетной политики.

2.Контроль правильности группировки затрат для ведения учета и калькулирования сб/стоимости,

3.Анализ учетной политики в части затрат на производство:

способы оценки материальных ресурсов, порядок списания Ра-

сходов на сч.23, способ оценки НЗП,метод учета затрат на про-

изводство и калькулирование сб/стоимости.

Проверка правомерности включения расходов в состав затрат

на производство:

1.контроль состава расходов по элементам затрат в соответствие

с нормативными актами- на основании первичных документов и регистров бухучета по сч.10,70,69,02,50,51,60,71 проверяется

правильность включения расходов в состав затрат по каждому

элементу в отдельности: матер.затраты,затраты на оплату труда,

отчисления на соцнужды,амортизация,прочие затраты.

2.контроль состава расходов для целей налогообложения-проверяется правильность определения налогооблагаемой базы, правильность применения норм и нормативов,арифметический контроль.

Проверка учета затрат по статьям калькуляции:

1.проверка учета основных затрат и их распределение по объектам калькулирования-соответствие лимита отпуска материалов в

производство, контроль отклонений от норм(экономия,перерасход),проверяется правильность оценки материалов по учетным

ценам по отчетам цехов и распределение отклонений в стоимости

материалов по видам продукции.

Проверка учета накладных расходов и методов их списания:

(определены в учетной политике)Подтвердить правильность групппировки и распределения по видам продукции общепрозводственных (сч.25 «Общепрозводственные расходы» и ведость №12»Зат-

раты цехов») и общехозяйственных расходов(сч.26 «Общехозяйственные расходы» и ведомость №15 «Ведомость учета общехозяйственных расходов)

                                 Типичные ошибки:

-неправильно оцениваются материалы, списанные на сб/стоимость продукции,

-не соблюдение технологических норм,

-в себестоимость основной деятельности включ. з/плата работников, занятых другим видом деятельности,

-к затратам отнесены расходы, являющиеся капит. вложениями,

-в состав затрат данного периода включены расходы, относящиеся к другим отчетным периодам и т.д.

 

135.(117) Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Цель:установление соответствия совершенных операций по рас-

четам с поставщиками и подрядчиками действующему законно-

дательству и достоверность отражения в бух.отчетности.

Нормативные документы: ГК РФ, ТК РФ, НК РФ, Закон РФ

«О бух.учете» №129 от 21.11.1996, План счетов, ПБУ.

                    Источники информации:

-договоры на поставку ТМЦ, счета-фактуры поставщиков, нак-

ладные на поступление ТМЦ, акты выполненных работ, журнал

регистрации счетов-фактур, книга покупок, регистры аналитич.

и синтетич.счетов.

                    Сбор аудит.доказательств:

-проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприхо-

дования ТМЦ, принятия к учету работ,услуг.

-проверка оперативности регистрации фактов поступления сы-

рья и материалов, оказания услуг,

-проверка законности оформления и содержания первичной

учетной документации,

-проверка полноты и точности регистрации документа в учет-

ных регистрах,

-проверка организации хранения документов и организации до-

ступа к первичной документации.

Аудит бухучета :

-проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности,

(инвентаризация расчетов)

- проверка правильности списания дебиторской задолженности,

безнадежной к взысканию(забаланс.сч.007),

-проверка соответствия данных аналитич.учета оборотам и остат-

кам по счетам синтетич.учета(итоговые данные журнала-ордера №6

должны совпадать с оборотами и остатками по сч.60)

                                 Типичные ошибки:

-арифметические,

-несвоевременная регистрация оперативного факта,

-отсутствие необходимых реквизитов в документах,

-несвоевременная регистрация документа в учетном регистре,

- неверно составленные корреспонденции счетов.

 

136. (139) Аудит учета нераспределенной прибыли (непокр убытка).

Правило (стандарт) N 1 Цель и основные принципы аудита финансовой

(бухгалтерской) отчетности(в ред. Постановления Правительства

РФ от 07.10.2004 N 532) устанавливает единые цели и основ-

ные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской)

отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный

аудитор обязаны соблюдать. ЦЕЛЬЮ аудита является выражение

мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности

аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бух. учета за-

конодательству РФ.

Аудитор должен руководствоваться этическими принципами:

независимость;честность;объективность;профессиональная ком-

петентность и добросовестность;конфиденциальность;профессии-

ональное поведение. Аудитор должен проявлять профессиональный

скептицизм,призван обеспечить разумную уверенность в том, что

рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не

содержит существенных искажений.

В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и

выражение мнения о достоверности финансовой (бух) отчетности,

ответственность за подготовку и представление финансовой (бух) от-

четности несет руководство аудируемого лица.

  Нормативные документы: ГК РФ, ТК РФ, НК РФ, Закон РФ

«О бух.учете» №129 от 21.11.1996, План счетов, ПБУ.

Цель – установление правильности формирования и раскрытия

в бух.(фин.)отчетности финансовых результатов:

-выручки от продаж,

-прибыли и убытка от продаж,

-сальдо операционных доходов и расходов,

-сальдо внереализационных доходов,

-сальдо чрезвычайных доходов и расходов.

                Источниками информации:

- учредительные документы,

- приказ по учетной политике,

- рабочий план счетов,

- состав доходов и расходов,

- договоры,

- документы о правомочности признания чрезвычайных доходов

  и расходов;

• информация «Бухгалтерского баланса» (форма № 1) и «От-

чета о прибылях и убытках» (форма № 2);

• карточки и анализ счетов 84 «Нераспределенная прибыль

(непокрытый убыток)», 99 «Прибыли и убытки»;

В случае, если в отчетности отражены чрезвычайные доходы или

расходы, необходимо проверить документальное оформление

расходов, отнесенных на убытки от стихийных бедствий или

чрезвычайных ситуаций.

Сальдо по итогам года по сч.99 «Прибыли и убытки» показывает

чистую прибыль. Сальдо сч.90 «Продажи» и сч.91 «Прочие доходы

и расходы» списываются на сч.99 и закрываются в конце года.

По состоянию на 31.12. кредитовое и дебитовое сальдо со счета 99

«Прибыли и убытки» списывается на сч.84 «Нераспределенная

прибыль (непокрытый убыток)».При этом все субсчета 90,91 счетов

должны быть закрыты.

Типичные ошибки:

-неправильное отнесение в начальный баланс данных из предыдущего

года в части прибыли и убытков

 

Информация о работе Шпаргалка по "Аудиту"