Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 07:49, шпаргалка

Описание работы

3. В повседневной хозяйственной деятельности предприятие использует множество оперативной информации, которая представляет собой "исходный материал" для принятия соответствующих управленческих решений.
Информационная система предприятия состоит из взаимосвязанных подсистем (конструкторской, технологической, экономической и др.). Наибольшее значение для управления имеет экономическая информация. Она подразделяется на следующие виды: плановая, нормативная, учетная и прочая (материалы ревизий или аудиторских проверок, объяснительных и докладных записок, деловая переписка с другими организациями и т. п.).

Работа содержит 1 файл

билеты по бух.учету.docx

— 163.04 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

22. Термин "анализ" происходит  от греческого слова "аnalyzis" ("разделяю", "расчленяю"). В узком плане анализ представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет изучить внутреннюю сущность предмета, явления, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении. Под анализом в широком, плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Во всех сносках надо указывать  номера страниц

Экономический анализ, изучающий  явления на макроуровне, т.е. на уровне общественно-экономической формации, национальной экономики и отрасли, является общетеоретическим; анализ хозяйственной  деятельности предприятия (на микроуровне) конкретно-экономический.

Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы и конечные результаты, складывающиеся в результате воздействия объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов. Без данного анализа сегодня невозможна сознательная деятельность людей.

Основными источниками информационного  обеспечения анализа являются данные бухгалтерского, статистического и  оперативного учета, а также все  виды отчетности, первичная учетная  документация. Анализ не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую  и другую информацию.

Содержание экономического анализа вытекает из функций и  задач, которые он выполняет в  системе других экономических наук, связанных с исследованием тенденций  хозяйственной деятельности.

Основными задачами экономического анализа являются:

1. Повышение обоснованности  плановых решений по количеству, структуре и качеству выпускаемой  продукции (выполнения работ и  оказания услуг) с точки зрения  выявления и удовлетворения спроса, бесперебойности, ритмичности производственных  процессов, а также контроля  и всесторонней оценки результатов  исполнения планов. Экономический  анализ характеризует выполнение  заказов и планов, как в текущем  периоде, так и по завершении  отчетного периода, выявляет отклонения  от плановых предположений, их  причины и последствия. Очень  важно, чтобы анализ осуществлялся  оперативно, в ходе выполнения  плановых заданий. Анализ по  истечении отчетного периода  имеет большое значение в плане  констатации фактов для дальнейших  оценок деятельности организации  на перспективу.

2. Определение экономической  эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Наиболее рациональное и эффективное  использование ресурсов - важнейшая  экономическая задача.

3. Определение влияния  различных факторов на изменение  величины этих показателей. При  оценке финансовых результатов  деятельности организаций используются  количественные и качественные  показатели. Например, размер прибыли  организации в промышленной сфере  определяется не только количеством  и ассортиментом выпускаемых  изделий, но и их себестоимостью. Правильная оценка соблюдения принципов коммерческого расчета и финансовых результатов требует подразделения факторов, оказавших влияние на исследуемые показатели, на зависящие и независящие от организации.

4. Выявление внутрихозяйственных  резервов увеличения выпуска  и реализации продукции. Экономический  анализ помогает в изыскании  резервов и упущенных возможностей  на всех участках планирования  и управления организацией. Выявление  резервов в процессе экономического  анализа происходит путем критической  оценки принятых планов, сравнительного  изучения выполнения планов различными  подразделениями организации, однородными  организациями данной системы,  родственными организациями различных  систем путем изучения и использования  передового опыта внутри страны  и за рубежом.

Экономический анализ представляет собой объективно необходимый элемент управления производством и является этапом управленческой деятельности. При помощи экономического анализа познается сущность хозяйственных процессов, оценивается хозяйственная ситуация, выявляются резервы производства и подготавливаются научно обоснованные рещения для планирования и управления. Многообразие функцийэкономического анализа в системе управления производством порождает многообразие его целей и задач, содержания, методов и организационных форм. Особую роль экономический анализ играет в рыночной экономике, где он во многом носит ситуационный характер, приспосабливаясь к условиям неопределенности, характерным для рыночной экономики. 
Хозяйственная деятельность предприятий осуществляется в условиях рыночной экономики. Основными принципами рыночной экономики являются: 
- многообразие форм собственности и преобладание частной собственности; 
- наличие рынков труда, капиталов, товаров и услуг: 
- достаточная экономическая и юридическая самостоятельность, свобода предпринимательства в рамках законодательства и условий налогообложения; 
- личный интерес как главный мотив поведения, самоокупаемость и рентабельность коммерческих организаций; 
- свободная конкуренция и свободное ценообразование: 
- устойчивая финансово-денежная система при допущении небольшой инфляции (до 35% годовых); 
- ограниченная роль государства в экономике, сводящаяся к регламентации правил экономического поведения субъектов хозяйствования и обеспечению охраны правил рыночной игры, т.е. принципов рыночной экономики. 
В рыночных условиях предприятие «плавает» самостоятельно в хаотичном, иногда бурном море свободной конкуренции. Основой хозяйственной деятельностипредприятия являются финансы, бухгалтерский учет и анализ, финансовый контроль, особенно в форме аудита. 
Коммерческая организация (предприятие) — это организация хозяйственной деятельности (коммерческого дела) с целью получения прибыли. По О. Бальзаку, «жизнь — это чередование всяких комбинаций. их нужно изучать, следить за ними, чтобы всюду оставаться в выгодном положении». Эти слова верно характеризуют жизнь коммерческого предприятия, где единственным средством «слежения», характеристики экономики предприятия является ведение счетов (вот почему бухгалтерию называют «языком бизнеса»). Средством «изучения» жизнедеятельности предприятия является анализ, позволяющий принимать наиболее рациональные рещения в хаосе изменяющихся событий. 
Основные функции предприятия — это снабжение, производство и сбыт товаров, продукции и услуг. Экономическими условиями выполнения этих функций являются три рынка: финансовый, купли и продажи. Хозяйственная деятельность получает финансовое обрамление (рис. 1.3). 
На рисунке производственное предприятие — четырехугольник, разделенный пунктирной линией на верхнюю часть (реальная деятельность, состоящая из трех основных функций — снабжение, производство и сбыт) и нижнюю часть — бухгалтерию, которая отражает реальный процесс в денежном обороте капитала. Кругооборот капитала можно выразить формулой ДТ...П...ГД* 
Кругооборот капитала, рассматриваемый не как единичный акт, а как непрерывный процесс, называют оборотом капитала. Если за период (например, год) капитал совершает несколько кругооборотов, то Д' — выручка от продаж за период. 
Таким образом, в процессе воспроизводства (как правило, расширенного) капитал проходит три цикла: снабжение, производство и сбыт. В соответствии с циклами воспроизводства процесс бухгалтерского учета состоит из пяти основных этапов учета: 1) учет заготовления; 2) учет складских запасов; 3) учет производства: 4) учет готовой продукции; 5) учет продаж и расчеты. Все эти этапы получают отражение в плане счетов бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет — практически единственная возможность информационного обеспечения экономического анализа и выработки управленческих рещений по осуществлению принципа бережливости в хозяйственной деятельности. 
Коммерческое предприятие — это взаимоотношение разных партнерских групп, участников коммерческого дела. Такие партнерские группы непосредственно заинтересованы в результатах, успехах и неуспехах предприятия, анализируют информацию с точки зрения своих интересов для принятия своих рещений. Перечень основных партнерских групп, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия. требования в отношении компенсации своего участия, цели и интересы, которые они преследуют при анализе предпринимательской деятельности, а также объекты анализа систематизированы в табл. 1.1. 
В отличие от непосредственно заинтересованных пользователей информации о предприятии, существует целая группа опосредствованно заинтересованных пользователей, у которых есть своп цели и интересы. Это аудиторские и консалтинговые фирмы, страховые компании, фондовые биржи, юридические фирмы, профсоюзы, регулирующие органы, пресса и т.д. Важно отметить неравные возможности доступа к информации. Только менеджеры предприятия и в какой-то степени акционеры могут анализировать данные всего системного бухгалтерского учета и отчетности. Остальные пользователи информации базируют свои выводы и принимают рещения на анализе в основном только публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности. 
Целью анализа финансовой отчетности яяяяется оценка прочной деятельности по данным отчета и положения на момент анализа, а также оценка будущегопотенциала предприятия, т.е. прогноз дальнейшего развития предприятия. Для достижения данной цели международными стандартами рекомендуются три основных этапа в ходе анализа. 
Первый этап состоит в выборе подхода к анализу, конкретизирующего цель анализа. Возможны такие подходы, как: 
1) сравнение данных предприятия (фирмы) с нормативами. За нормативы принимаются средние показатели по всей мировой рыночной экономике (например, средняя норма прибыли или рентабельности), средние показатели по стране, но отрасли, а также показатели своего бизнес-плана. Такой подход позволяет оценить уровень развития предприятия (достижение рентабельности активов 
Характеристика основных групп пользователей информации предприятия 
1 Собственники 
2 Администрация. 
3 Персонал, служащие 
4 Поставщики 
5 Покупатели, клиенты 
6 Заимодавцы. 
7 Общество, налоговые и статистические органы 
Статистическая и финансовая отчетность выше среднего уровня говорит о прогрессивности коммерческого дела и, наоборот, низкий уровень рентабельности — путь к банкротству): 
2) сравнение данных фирмы во времени. Такое сравнение говорит о развитии фирмы в динамике, позволяет осуществить прогноз будущего потенциала, что очень важно для оценки стоимости фирмы: 
3) сравнение данных фирмы с данными фирм-конкурентов, оценка ее конкурентоспособности. Такой анализ жизненно важен для фирмы, ибо требует достижения сопоставимости показателей разных фирм из-за разной учетной политики н других условий. 
Именно эта задача решается на втором этапе процесса анализа, посвященном оценке качества информации вообще и особенно информации о доходах и прибыли. Анализ «качества» прибыли — специальный раздел финансового анализа: чистая прибыль — «сердце вина» всех финансовых показателе!!, но насколько она показательна? 
Третий этап — сам анализ. Основные приемы (методы в широком смысле), рекомендуемые международными стандартами анализа финансовой отчетности, сводятся к следующим: 
- чтение отчетности и анализ абсолютных показателе!!; 
- горизонтальный анализ, т.е. рассмотрение показателей в динамике, как правило, за два года или на начало п коней отчетного периода; 
- вертикальный, т.е. структурный, анализ. Например, итог баланса принимается за 100% и определяется удельный вес основных групп актива (основного и оборотного капитала) или пассива (собственного и заемного капитала); 
- трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя (позиции), очищенной от случайных влияний и особенностей отдельных периодов. С помощью тренда (например, средний темп прироста продукции) формируются возможные значения показателе!! в будущем. т.е. ведется перспективный, прогнозный анализ: 
- анализ финансовых коэффициентов, т.е. расчет относительных показателе!! по данным отчетности (например, коэффициенты рентабельности активов, продукции, рыночной устойчивости, ликвидности, платежеспособности и т.д.). которые в целом характеризуют финансовое состояние предприятия.Перечисленные основные приемы анализа финансовой отчетности конкретизируются в огромном арсенале методов, которые разработаны наукой экономического анализа и широко применяются для решения разнообразных задач хозяйственного управления.

 

23. Важнейшие принципы экономического анализа:

- анализ должен иметь  научный характер, т.е. базироваться  на положениях диалектической  теории познания, учитывать требования  экономических законов развития  производства, использовать достижения  научно-технического прогресса и  передового опыта, новейшие методы  экономических исследований;

- анализ должен базироваться  на государственном подходе при  оценке экономических явлений,  процессов, результатов хозяйствования; оценивая определенные проявления  экономической жизни, нужно учитывать  их соответствие государственной  экономической, социальной, экологической,  международной политике и законодательству;

- обеспечение системного  подхода к анализу, когда каждый  изучаемый объект рассматривается  как сложная динамическая система,  состоящая из ряда элементов,  определенным образом связанных  между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно  осуществляться с учетом всех  внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов;

- анализ должен быть  объективным, конкретным, точным. Он  должен базироваться на достоверной,  проверенной информации, реально  отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться  точными аналитическими расчетами.  Из этого принципа вытекает  необходимость постоянного совершенствования  организации учета, внутреннего  и внешнего аудита, а также  методики анализа с целью повышения  точности и достоверности его  расчетов;

- анализ должен быть  комплексным. Комплексность исследования  требует охвата всех звеньев  и всех сторон деятельности  и всестороннего изучения причинных  зависимостей в экономике предприятия;

- анализ должен быть  действенным, активно воздействовать  на ход производства и его  результаты, своевременно выявляя  недостатки, просчеты, упущения в  работе и информируя об этом  руководителей предприятия. Из  этого принципа вытекает необходимость  практического использования материалов  анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий,  для обоснования, корректировки  и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа  не достигается;

- анализ должен проводиться  по плану, систематически, а не  от случая к случаю. Из этого  вытекает необходимость планирования  аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по  ее выполнению между исполнителями  и контроля за ее проведением;

- анализ должен быть  оперативным. Оперативность - это  быстро и четко проведенный  анализ, принятие управленческих  решений и претворение их в  жизнь;

- демократизм анализа.  Участие в проведении анализа  широкого круга работников предприятия  обеспечивает более полное выявление  передового опыта и использование  имеющихся внутрихозяйственных  резервов;

- анализ должен быть  эффективным, т.е. затраты на  его проведение должны давать  многократный эффект.

Данными принципами следует  руководствоваться при проведении анализа хозяйственной деятельности на любом уровне.

 

24. Важнейшие принципы экономического анализа:

- анализ должен иметь  научный характер, т.е. базироваться  на положениях диалектической  теории познания, учитывать требования  экономических законов развития  производства, использовать достижения  научно-технического прогресса и  передового опыта, новейшие методы  экономических исследований;

- анализ должен базироваться  на государственном подходе при  оценке экономических явлений,  процессов, результатов хозяйствования; оценивая определенные проявления  экономической жизни, нужно учитывать  их соответствие государственной  экономической, социальной, экологической,  международной политике и законодательству;

- обеспечение системного  подхода к анализу, когда каждый  изучаемый объект рассматривается  как сложная динамическая система,  состоящая из ряда элементов,  определенным образом связанных  между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно  осуществляться с учетом всех  внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов;

- анализ должен быть  объективным, конкретным, точным. Он  должен базироваться на достоверной,  проверенной информации, реально  отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться  точными аналитическими расчетами.  Из этого принципа вытекает  необходимость постоянного совершенствования  организации учета, внутреннего  и внешнего аудита, а также  методики анализа с целью повышения  точности и достоверности его  расчетов;

- анализ должен быть  комплексным. Комплексность исследования  требует охвата всех звеньев  и всех сторон деятельности  и всестороннего изучения причинных  зависимостей в экономике предприятия;

- анализ должен быть  действенным, активно воздействовать  на ход производства и его  результаты, своевременно выявляя  недостатки, просчеты, упущения в  работе и информируя об этом  руководителей предприятия. Из  этого принципа вытекает необходимость  практического использования материалов  анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий,  для обоснования, корректировки  и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа  не достигается;

- анализ должен проводиться  по плану, систематически, а не  от случая к случаю. Из этого  вытекает необходимость планирования  аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по  ее выполнению между исполнителями  и контроля за ее проведением;

- анализ должен быть  оперативным. Оперативность - это  быстро и четко проведенный  анализ, принятие управленческих  решений и претворение их в  жизнь;

- демократизм анализа.  Участие в проведении анализа  широкого круга работников предприятия  обеспечивает более полное выявление  передового опыта и использование  имеющихся внутрихозяйственных  резервов;

- анализ должен быть  эффективным, т.е. затраты на  его проведение должны давать  многократный эффект.

Данными принципами следует  руководствоваться при проведении анализа 

хозяйственной деятельности на любом уровне.

 

25.Предмет и объекты экономического анализа

Под объектом обычно понимают то, на что направлена познавательная деятельность. Предмет познания –  это от- дельные стороны, свойства, отношения в объекте, которые изучаются только данной наукой. Один и тот же объект может быть предметом исследования различных наук. 
В экономическом анализе изучают не саму хозяйственную деятельность как технологический, организационный процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствие экономических процессов, которые планируются в соответствующих показателях, учитываются по мере фактического их формирования и затем анализируются, т.е. являют- ся объектом изучения не только экономического анализа, но и микроэкономики, управления, организации и планирова- ния производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета и т.д. 
Предметом экономического анализа являются причины изменения результатов хозяйствования и их отклонений от целевых параметров. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность происходящих в ней процессов и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам в сложившейся ситуации, выявить резервы повышения эффективности работы, обосновать планы и управленческие реше- ния, направленные на достижение поставленных целей. 
Причинно-следственная связь – это устойчивая связь, которая остается относительно неизменной, закономерной. На выявлении, измерении и понимании этих связей основано эффективное управление предприятием. 
Объектом экономического анализа являются результаты хозяйственной деятельности предприятий, которые харак- теризуются системой взаимосвязанных показателей, отражающих отдельные ее стороны и сегменты. Например, на про- мышленном предприятии к объектам анализа относятся показатели производства и реализации продукции, ее себестои- мости, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовых результатов деятельности, финансо- вого состояния предприятия и т.д. 
В условиях перехода к рыночной экономике количество объектов экономического анализа значительно увеличива- ется в связи с расширением внешнеэкономической, маркетинговой, инвестиционной деятельности, повышением степени производственных и финансовых рисков в сфере бизнеса. Предметом анализа становятся не только внутренние, но и внешние факторы макроэкономического и институционального характера, определяющие внешнюю среду функциониро- вания предприятий и уровень предпринимательских рисков. 
Таким образом, основное отличие предмета от объекта заключается в том, что предмет заключает в себе лишь глав- 
ные, наиболее существенные с точки зрения данной науки свойства и признаки.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"