Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:04, дипломная работа
Целью исследования является учет и анализ эффективности использования основных средств исследуемого предприятия и разработка предложений по их совершенствованию.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. В теоретическом аспекте изучить основы учета, анализа и аудита основных средств.
2. Представить организационно-экономическую характеристику ЗАО "Век".
3. Рассмотреть организацию учета основных средств на исследуемом предприятии.
Введение ………………………………………………………………….………4
Глава 1. Теоретические основы учета, анализа и аудита основных средств.
1.1. Понятие основных средств и их классификация в производственно-хозяйственной деятельности предприятия …………………………………7
1.2 Бухгалтерский учет основных средств:
1.2.1 Оценка и переоценка основных средств………………………………..12
1.2.2 Аналитический учет основных средств и документальное оформление их движения…………………………………………………………………….16
1.2.3 Синтетический учет поступления и выбытия основных средств……..21
1.3. Амортизация основных средств…………………………………………31
1.4. Теоретические основы анализа основных средств……………………..38
1.5. Аудит основных средств………………………………………………...….46
Глава 2. Учет основных средств на примере предприятия ЗАО "Век".
2.1. Организационная характеристика предприятия ……………………..51
2.2. Бухгалтерский учет основных средств ………………………………..53
2.3. Основные направления анализа основных средств ……………………59
2.4. Аудит основных средств ………………………………………………...…68
Глава 3. Пути совершенствования учета основных средств и повышения эффективности их использования.
3.1. Пути совершенствования учета основных средств…………………….…74
3.2. Предложения по повышению эффективности использования основных средств…………………………………………………………………….…..….82
Заключение…………………………………………………………………..….87
Список использованных источников……………………………………..…91
Приложения
оформляется признание доходов
Дт счета 98.2 «Доходы будущих периодов/безвозмездное поступление» Кт счета 91.1 «Прочие доходы» – доходы от безвозмездно полученных основных средств.
Основные средства подлежат списанию с бухгалтерского учета при их выбытии. Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания вследствие морального износа и физического износа, порчи, недостачи, утраты при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций.
Бухгалтерский учет доходов и расходов, связанных с выбытием основных средств ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в разрезе субсчетов: 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы». По кредиту счета 91-1 «Прочие доходы» отражаются поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств. По Дебету счета 91-2 «Прочие расходы» списывается остаточная стоимость основных средств, производиться начисление НДС (при продаже и безвозмездной передаче) и других расходов, связанных с их выбытием. Финансовый результат от выбытия основных средств определяется путем сопоставления дебетового оборота по субсчету 91-2 «Прочие расходы» и кредитового оборота субсчета 91-1 «Прочие доходы». Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки».
Если выбывший объект основных средств подвергался переоценке, сумма его дооценки переносится с добавочного капитала в нераспределенную прибыль организации:
Дебет 83 «Добавочный капитал»
Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»
Для определения остаточной стоимости выбывающего объекта основных средств рекомендовано к счету 01 «Основные средства» открывать субсчет «Выбытие основных средств», на котором остаточная стоимость формируется в результате следующих записей:
Дебет 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств», Кредит 01 «Основные средства» - списывается первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств;
Дебет 02 «Амортизация основных средств», Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - списывается сумма амортизации, начисленной по этому объекту за время эксплуатации (за период с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, до конца месяца, в котором объект выбыл).
При продаже основных средств составляются следующие
бухгалтерские записи:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит 91-1 «Прочие доходы» - на продажную стоимость согласно договору купли-продажи;
Дебет 91-2 «Прочие расходы», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» - на сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную исходя из продажной стоимости;
Дебет 91-2 «Прочие расходы», Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - на остаточную стоимость переданных покупателю основных средств;
Дебет 91-2 «Прочие расходы», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 23 «Вспомогательные производства» - на сумму расходов, связанных с выбытием основных средств (демонтаж, транспортные расходы и др.);
Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов», Кредит 99 «Прибыли и убытки» - на сумму прибыли от продажи;
Дебет 99 «Прибыли и убытки», Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - на сумму убытка от продажи.
Аналогичные проводки составляются при безвозмездной передаче объекта. Исключением является первая проводка, поскольку при безвозмездной передаче выручка отсутствует. При безвозмездной передаче НДС исчисляется исходя из рыночной стоимости основных средств. При безвозмездной передаче финансовым результатом всегда является убыток.
При выбытии основных средств в качестве взноса в уставный капитал другой организации происходит списание с баланса их первоначальной стоимости и суммы амортизации. Стоимость таких основных средств принимается к бухгалтерскому учету в составе долевых финансовых вложений на счет 58 «Финансовые вложения», субсчет 1 «Паи и акции», в оценке, согласованной учредителями. Возникающая разница между согласованной и остаточной стоимостью основных средств учитывается на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в составе операционных доходов.
Передача имущества, инвестиционного характера, в том числе вклады в уставные капиталы организаций не признается реализацией для целей налогообложения. Поэтому при такой передаче НДС не начисляется.
При выбытии основных средств в качестве взноса в уставный капитал в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Дебет 58-1 «Паи и акции», Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - возникновение задолженности по вкладу в уставный капитал на согласованную стоимость основных средств;
Дебет 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»,
Кредит 01 «Основные средства» - списание первоначальной стоимости;
Дебет 02 «Амортизация основных средств», Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - списание сумы амортизации;
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - списание остаточной стоимости передаваемых основных средств, погашение задолженности по вкладу;
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Кредит 91-1 «Прочие доходы» - сумма превышения согласованной стоимости над остаточной стоимостью передаваемых основных средств;
Дебет 91-2 «Прочие расходы», Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - сумма превышения остаточной стоимости над согласованной стоимостью передаваемых основных средств;
Дебет 91-2 «Прочие расходы», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 23 «Вспомогательные производства» - сумма расходов, связанных с выбытием основных средств (демонтаж, транспортные расходы и др.).
Финансовый результат определяется и отражается в учете в общепринятом порядке.
Если основные средства списываются вследствие недостачи, порчи или вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности счет 91 «Прочие доходы и расходы» не используется. В этом случае остаточная стоимость объектов списывается на счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» или 99 «Прибыли и убытки».
В случае их морального и физического износа списание основных средств осуществляет комиссия. Она назначается руководителем организации, в состав которой входят соответствующие должностные лица (главный инженер или заместитель руководителя - председатель комиссии; начальники соответствующих структурных подразделений; главный бухгалтер или лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств). Если организация обладает большим количеством основных средств, то может быть создана постоянно действующая комиссия.
Пригодные для ремонта других объектов основных средств детали, узлы и агрегаты разобранных и демонтированных основных средств приходуются по рыночной стоимости на дату списания. Непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье. Если объект основных средств списывается в результате ликвидации и не подлежит полезному использованию, в бухгалтерии должны иметься документы об утилизации лома или утиля.
В бухгалтерии указывают сведения о затратах, связанных со списанием объекта, и материальных ценностей, полученных от его списания, а так же определяется финансовый результат.
Списание основных средств отражается в учете следующими записями:
Дебет 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств», Кредит 01 «Основные средства» - на первоначальную стоимость;
Дебет 02 «Амортизация основных средств», Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»- на сумму амортизационных отчислений;
Дебет 91-2 «Прочие расходы», Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - на остаточную стоимость;
Дебет 83 «Добавочный капитал», Кредит 84 «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» -на сумму дооценки списанных основных средств;
Дебет 91-2 «Прочие расходы», Кредит 23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму расходов, связанных со списанием основных средств (демонтаж, разборка, транспортные расходы);
Дебет 99 «Прибыли и убытки», Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - на сумму убытка от списания основных средств.
Объекты основных средств, учтенные на балансе организации, могут быть утрачены вследствие недостачи, хищения, краж, порчи и чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности. Организации проводят инвентаризацию для установления размера понесенного ущерба. Инвентаризация основных средств производиться комиссией, назначенной руководителем организации. До начала инвентаризации проводят проверку:
1. наличия и состояния инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
2. наличия и состояние технического паспорта и другой технической документации;
3. наличия или отсутствия документов на арендованные основные средства, сданные организацией в аренду и на хранение. При отсутствии этих документов нужно обеспечить их получение и оформление.
При выявлении расхождений и недостач в регистрах бухгалтерского учета или технической документации вносятся соответствующие уточнения и исправления.
В инвентаризационной описи основных средств (форма № ИНВ-1) отражаются сведения о фактическом наличии имущества. Данная опись составляется в двух экземплярах. При проведении инвентаризации основных средств комиссия совершает осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. Инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись на основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, в которой указывают: временя ввода в эксплуатацию и причины, по которым эти объекты в непригодности (полный износ, порча и т.п.).
Инвентарные описи, оформленные в установленном порядке, передаются в бухгалтерию после окончании инвентаризации. Там производиться сверка данных описей и данных бухгалтерского учета. Если были установлены расхождения составляется сличительная ведомость результатов инвентаризация основных средств, нематериальных активов (форма № ИНВ 18). В данную ведомость включаются объекты основных средств, по которым выявлены отклонения от данных учета. В сличительных ведомостях определяется окончательный результат инвентаризации. Она составляется бухгалтером в двух экземплярах, один из которых храниться в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация. Выявленные при инвентаризации потери от недостач и порчи объектов основных средств учитываются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в оценке по остаточной стоимости в результате следующих записей:
Дебет 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 «Основные средства» - списывается первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств;
Дебет 02 «Амортизация основных средств», Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - списывается сумма начисленных амортизационных отчислений;
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - отражена остаточная стоимость недостающего (испорченного) объекта основных средств.
Причиненный работодателю размер ущерба при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисленным исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба. Если исчисленный по рыночным ценам ущерб окажется ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета, величина ущерба определяется по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа имущества. На счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» ведется учет расчетов с работниками по установленным при инвентаризации недостачам . На сумму недостачи в оценке по остаточной стоимости в бухгалтерском учете производиться запись:
Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».