Административная ответственность и административное правонарушение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 06:12, курсовая работа

Описание работы

В правоохранительном блоке Российского законодательства значительное место принадлежит нормам об административной ответственности. Реализация этих норм порождает многочисленные и разнообразные правовые отношения. Они являются важным элементом механизма правового регулирования, средством укрепления правопорядка в стране.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Понятие и особенности административной ответственности………….….4
3. Административное правонарушение как основание административной ответственности………………………………………………………………….10
4. Состав административного правонарушения…………………………...…15
5. Виды административных наказаний…………………………………...…..22
6. Заключение……………………………………………………………..……34
7. Список используемых источников…………………………………..…….35

Работа содержит 1 файл

курс по адм праву.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………………….3
  2. Понятие и особенности административной ответственности………….….4
  3. Административное правонарушение как основание административной ответственности………………………………………………………………….10
  4. Состав административного правонарушения…………………………...…15
  5. Виды административных наказаний…………………………………...…..22
  6. Заключение……………………………………………………………..……34
  7. Список используемых источников…………………………………..…….35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В правоохранительном блоке Российского  законодательства значительное место принадлежит нормам об административной ответственности. Реализация этих норм порождает многочисленные и разнообразные правовые отношения. Они являются важным элементом механизма правового регулирования, средством укрепления правопорядка в стране.

     Принятие  нового Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях  вновь активизировало проблему административно-процессуальных правоотношений между различными субъектами административной юрисдикции, сам порядок  рассмотрения дел об административных правонарушениях и их пересмотр.

     На  данный период времени актуальна  проблема самой сущности административной юрисдикции и ее места в административном процессе, поскольку реализация различного рода действий органами исполнительной власти, совокупно характеризующаяся как государственно-управленческая деятельность позволяет рассматривать эти действия с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид деятельности имеет процессуальную форму, т.е. между понятиями административное правонарушение с одной стороны, государственное управление и административное право с другой существует тесная взаимосвязь.

     В работе дается понятие и раскрывается содержание административного правонарушения и административной ответственности, а также наказаний, применяемых за их совершение. Рассмотрен вопрос нормативного основания административной ответственности. Дана общая характеристика видов административных наказаний.

     Понятие и особенности административной ответственности 

     Административная  ответственность – особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.). Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти. Административную ответственность характеризуют такие признаки:

     1) она урегулирована нормами административного  права, содержащимися в федеральных  законах и законах субъектов  РФ;

     2)  основанием ее применения является  административное правонарушение;

     3)  она состоит в применении к виновным административных наказаний;

     4)  к ней привлекаются физические  лица (граждане, должностные лица, индивидуальные  предприниматели и др.), а также  юридические лица;

     5)  она применяется должностными  лицами исполнительных органов  государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами);

     6)  порядок привлечения к административной  ответственности урегулирован административно-процессуальными  нормами.

     Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания: а) нормативное (систему регулирующих ее правовых норм); б) фактическое (неправомерные деяния субъектов права); в) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).

     Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, - это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т. д. Если по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность. Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание – правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

     Поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (неисполнение обязанности прописаться, стать на учет, выполнить предписание и т. п.), важна также цель административной ответственности – стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей.

     Под нормативным основанием ответственности  понимается система действующих  правовых норм, закрепляющих:

     - ее общие положения и принципы;

     - систему административных наказаний, их размеры и принципы их применения;

     - составы административных правонарушений;

     - круг субъектов, имеющих право налагать административные наказания;

     - производство по делам об административных правонарушениях;

     - исполнение постановлений о назначении административных наказаний.

     Фактически  монопольным источником федеральных  норм об административной ответственности  является КоАП РФ. Однако у этой монополии есть исключения: 1) административная ответственность за нарушение налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами по-прежнему регламентируется НК РФ; 2)  вопросы принудительного исполнения постановлений о применении таких взысканий, как штраф и конфискация, наряду с КоАП РФ регулируются Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; 3)  ряд вопросов производства в судах по делам об административных правонарушениях регулируется нормами ГПК РФ и АПК РФ; 4)  если уголовная ответственность регулируется только федеральными законами, то административная — и федеральными (в основном), и субъектов РФ (частично). Очень важно, что осуществлена кодификация этой подотрасли административного права. Теперь административная ответственность регулируется специальными кодифицированными актами РФ и ее субъектов.

     Статья 1.2 КоАП РФ четко закрепляет задачи законодательства об административных правонарушениях. Это прежде всего предупреждение правонарушений. Назначение административных наказаний виновным лицам, процедура привлечения к ответственности должны предупреждать совершение новых административных правонарушений как виновными (частная превенция), так и иными гражданами (общая превенция).

     Важнейшей задачей законодательства об административных правонарушениях является защита:

     а) гражданина, его здоровья, его прав и свобод;

     б) установленного порядка осуществления  государственной и муниципальной  власти, прав их органов и должностных  лиц;

     в) общих для граждан, организаций, общества публичной власти ценностей: санитарно-эпидемиологического благополучия, общественной нравственности, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, законных экономических интересов.

     Вместе  с другими нормами административного  права законодательство об административных правонарушениях призвано обеспечить реализацию и защиту положений Конституции РФ, а также регулятивных норм многих отраслей права (конституционного, трудового, административного, земельного, финансового, гражданского, уголовного и др.).

     КоАП  РФ – основной закон, регулирующий административную ответственность. КоАП РФ регулирует вопросы административной ответственности, которые признано необходимым решать на федеральном уровне.

     Во-первых, он закрепил общие положения и  принципы законодательства об административных правонарушениях.

     Во-вторых, КоАП РФ установил административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение, в том числе за нарушение регулятивных норм, установленных федеральными правовыми актами.

     В-третьих, КоАП РФ урегулировал производство по делам об административных правонарушениях и в том числе порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

     В-четвертых, КоАП РФ установил виды административных наказаний и мер административно-процессуального  принуждения (мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях).

     Почти все федеральное законодательство об административной ответственности  сосредоточено в КоАП РФ. В этом главном нормативном акте по данному  вопросу и содержится подавляющее  большинство норм, регулирующих вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации. Главные особенности этого Кодекса в том, что он:

     - во-первых, содержит систему материальных и систему процессуальных норм;

     - во-вторых, закрепляет ответственность граждан и юридических лиц;

     - в-третьих, регламентирует ответственность за административные правонарушения в административном и в судебном порядке.

     КоАП  РФ содержит две группы норм:

     1)  материальные, которые закрепляют  общие положения и принципы  ответственности, составы правонарушений, перечень административных наказаний и принципы их применения (I и II разделы КоАП РФ);

     2)  процессуальные, регулирующие производство  по делам об административных  правонарушениях (разделы III—V  КоАП РФ).

     В соответствии со ст. 72 Конституции РФ КоАП РФ закрепил право субъектов Федерации принимать законы по рассматриваемому вопросу. Одно из достоинств КоАП РФ состоит в том, что он четко определил, за какие правонарушения законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность, какие санкции ими могут быть установлены за соответствующие правонарушения, кто вправе налагать административные наказания за нарушение законов субъектов РФ.

     КоАП  РФ последовательно и равномерно регламентирует право на защиту лица, привлекаемого (привлеченного) к административной ответственности, и потерпевшего. В числе важнейших составляющих этого права можно назвать закрепление презумпции невиновности, а также возможности отвода судьи, должностного лица, рассматривающего дело, получать копии основных документов (протоколов об административном правонарушении, изъятии вещей и документов, постановления и решения по делу), обжаловать любые действия субъектов власти, давать объяснения, пользоваться услугами переводчика, защитника (представителя и др.).

     В ст. 2.1 КоАП РФ закреплено понятие вины юридического лица. И хотя в статье сказано, что «юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения», есть основания полагать, что этот подход будет учтен и при признании вины юридического лица в гражданском правонарушении.

     Статьями  1.1, 1.3, 2.10 КоАП РФ установлено, что в соответствии с этим Кодексом субъекты РФ принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушения регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов РФ. Соответствующими законами могут быть предусмотрены только два административных наказания: предупреждение и штраф. Законы субъектов РФ устанавливают и некоторые процессуальные правила.

     Ст. 22.1 КоАП РФ предоставляет субъектам РФ право поручать рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных их законами, мировым судьям, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным органам исполнительной власти субъекта РФ и их учреждениям. Кроме того, для этих целей субъекты РФ вправе создавать административные комиссии и иные коллегиальные органы, правовой статус которых должен быть закреплен законами соответствующих субъектов РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Административная ответственность и административное правонарушение