Административная ответственность индивидуальных предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Соблюдение законности и правопорядка в экономике служит одним из важных условий, определяющих развитие страны. Современная ситуация в области обеспечения законности и правопорядка в экономике остается весьма сложной. Совершаемые правонарушения отличаются особой спецификой. В значительной мере они продиктованы корыстными мотивами.

Содержание

Введение 3

Глава I. Административное правонарушение как

основание административной ответственности 7
Административное правонарушение:

понятие, особенности (признаки), состав 7
Административные правонарушения

в области предпринимательской деятельности 19

Глава II. Административная ответственность

как вид юридической ответственности 29
Понятие и особенности административной ответственности 29
Административные наказания: понятие, виды,

принципы наложения 44

Глава III. Производство по делам об административных

правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности 55
Правовое регулирование производства по делам

об административных правонарушениях 55
Материально-правовые и процессуальные особенности

производства по делам об административных

правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности 65

Заключение 78

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Административная ответственность в области предпринимательской деятельности.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

    Основные  направления развития административно  – правового регулирования на современном этапе хорошо сформулированы Козловым Ю.М. – вот они:

  • разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая);
  • установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и не добросовестной конкуренции);
  • управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;
  • регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;
  • координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного социально – культурного и административно – политического строительства;
  • обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;
  • осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер24.

       По мнению К.С. Бельского государственное  управление «знаменует собой  проявление множества управленческих  связей и отношений, которые  складываются во всех ветвях государственной власти (законодательство, управление, правосудие, прокуратура). Они образуют один вид общественных отношений – государственно-управленческие, регулируемые административно – правовыми нормами, которые в целом составляют важную под отрасль административного права – управленческое право»25.

        Административно правовое регулирование  охватывает  все сферы жизнедеятельности человека. 

      Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного  хозяйствования. «Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес»26. Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Государство выступает гарантом равных условий хозяйствования.             

     Многообразие  продукции товаров и услуг  предполагает соблюдение общих параметров. Так как очень сложно определить качество того или иного продукта, услуги. Поэтому, столь важное значение, в условиях рыночной экономики, приобретают такие государственно-правовые регуляторы, как сертификация, стандартизация и единство измерений. 

      Знакомство  с тонкостями административной ответственности  ввиду взаимозависимости и дополняемости  предусмотренной Законом информации от участников оборота согласно  действующему КРФоАП не повредит любому - независимо от форм собственности, разновидности организационной формы предпринимательской деятельности (будь то предприятие, организация или гражданин). Производитель, поставщик, продавец или посредник, но работая в сфере услуг или потребления, они обязаны в доступной и наглядной форме сообщать некоторые сведения о себе и товаре.

      Статья 14.5 КРФоАП "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин" (как и другие нормы, предусматривающие ответственность за совершение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности) не содержит подробного описания объективной стороны правонарушения, а называет деяние и отсылает к иным нормативно-правовым актам. Таким правовым актом применительно к рассматриваемой норме является прежде всего Закон РФ "О защите прав потребителей" (далее - Закон).

      Согласно  ст.8 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Наличие у потребителя данного права означает одновременно обязанность соответствующих лиц предоставить требуемую информацию.

      Конкретный  перечень сведений об изготовителе (исполнителе, продавце), которые необходимо предоставить потребителю, устанавливает ст.9 Закона. Причем состав информации об изготовителе (исполнителе, продавце) для юридических лиц и для индивидуальных предпринимателей различен.

      Состав  информации о юридическом лице включает:

    - фирменное наименование (наименование) организации;

    - место нахождения (юридический адрес)  организации;

    - режим работы организации.

      Индивидуальный  предприниматель предоставляет потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

      Вне зависимости от того, кем является изготовитель (исполнитель, продавец) - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, если его деятельность подлежит лицензированию, то потребителю должна быть предоставлена информация:

    - о номере лицензии;

    - о сроке действия лицензии;

    - об органе, выдавшем лицензию.

      При применении ст.14.5 КРФоАП помимо норм Закона необходимо учитывать и положения Правил продажи отдельных видов товаров1 (далее - Правила). Согласно п.11 Правил продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях. Здесь же указан перечень сведений, которые такая информация обязательно должна содержать.

      Большая часть позиций из этого перечня  относится к информации о товаре, отсутствие которой при продаже товаров не влечет ответственности по ст.14.5 КоАП РФ. Однако подп.2 п.11 Правил в состав обязательной информации включает фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, а также место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара. Следовательно, эти сведения также необходимо включить в состав обязательной информации об изготовителе (продавце, исполнителе).

      Статьей 14.5 КРФоАП для граждан, должностных и юридических лиц определены различные санкции.

      Субъективная  сторона правонарушения характеризуется  виной в форме умысла или неосторожности, при которых лицо осознает, что  оно обязано сообщить информацию об изготовителе, продавце, поставщике, не искажая ее, а также возможные  последствия ее непредоставления, но не выполняет свои обязанности. Субъектом административного правонарушения являются гражданин, должностное или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.

      Административное  правонарушение, предусмотренное ст.14.5 КРФоАП, следует разграничивать от сходных составов правонарушений.

      Часть 1 ст.14.8 КРФоАП "Нарушение иных прав потребителей" устанавливает административную ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Можно выделить условно три блока информации, о которых идет речь в этой норме:

    - о реализуемом товаре (работе, услуге);

    - об изготовителе (продавце, исполнителе);

    - о режиме работы продавца (исполнителя).

      Вполне  очевидно, что ч.1 ст.14.8 КРФоАП практически повторяет ст.14.5 КРФоАП в части непредоставления установленной информации об изготовителе или о продавце.

      Получается, что действия лица, не предоставившего  при продаже товара информацию о продавце (изготовителе, исполнителе), подпадают под ст.14.5 и ч.1 ст.14.8 КРФоАП  одновременно. Однако в соответствии с ч.5 ст.4.1 КРФоАП  никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

      В связи с этим представляется, что  законодателю необходимо конкретизировать соответствующие составы правонарушения. Различия в том, что к ответственности по ст.14.5 КРФоАП  можно привлечь при отсутствии информации, которая в обязательном порядке должна быть доведена до сведения потребителей, а по п.1 ст.14.8 КРФоАП  - при нарушении иных прав на получение информации, которая должна быть доведена лишь по требованию потребителя, представляются не столь очевидными.

      Что касается информации о режиме работы продавца (исполнителя), то она в соответствии с ч.1 ст.9 Закона структурно входит в состав информации о продавце (исполнителе).

      В отличие от ст.14.5 КРФоАП  ч.1 ст.14.8 КРФоАП устанавливает ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге). Согласно ст.10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

      Рассматривая  ст.14.8 КРФоАП , необходимо отметить, что  эта статья является новой для  законодательства об административных правонарушениях. Ранее КоАП РСФСР не содержал норм, предусматривающих административную ответственность за нарушение права потребителя на получение информации о товаре (работе, услуге). Вместе с тем на практике за такие нарушения привлекали к административной ответственности по ст.146-5 КоАП РСФСР. В качестве примера можно привести следующий случай из практики.

      Предприниматель Шумилов Ю. М. обратился в Арбитражный  суд Иркутской области с иском к Иркутскому управлению Госторгинспекции о признании недействительным постановления Иркутского управления Госторгинспекции. В иске было отказано. Апелляционная инстанция решение суда оставила без изменения.

      Затем предприниматель обратился с  кассационной жалобой в ФАС Восточно-Сибирского округа.

      Проверив  доводы кассационной жалобы, исследовав письменные материалы дела, ФАС ВСО не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

      Как следовало из материалов дела, в  павильоне "Радуга", принадлежащем предпринимателю Шумилову Ю. М., была проведена проверка соблюдения правил торговли. В ходе проверки составлены акты. На основании материалов проверки Иркутским управлением Госторгинспекции вынесено постановление о привлечении предпринимателя Шумилова Ю. М. к административной ответственности, предусмотренной ст.146-5 КоАП РСФСР.

      При рассмотрении дела было установлено, что  продажа предпринимателем двух бутылок водки "Слава" произведена без представления счетов-фактур и справки к товарно-транспортной накладной. Арбитражный суд Иркутской области расценил действия предпринимателя Шумилова Ю. М. как продажу товаров в отсутствие сведений об изготовителе и поставщике.

      Таким образом, непредоставление предпринимателем товарно-сопроводительных документов (счетов-фактур и справки к товарно-транспортной накладной) было расценено госторгинспекцией  и арбитражным судом как непредставление сведений об изготовителе и поставщике. Однако в соответствии с п.12 Правил товарно-сопроводительные документы (например, товарно-транспортная накладная) - это документы, которые предъявляются продавцом для подтверждении соответствия товаров установленным требованиям, то есть документы, содержащие информацию о товарах. В связи с этим представляется, что выводы госторгинспекции и арбитражного суда не соответствуют обстоятельствам дела. С принятием нового КРФоАП за подобные нарушения (как в вышеуказанном примере)  привлекают  предпринимателей к ответственности по ст.14.8 КРФоАП27.

      В юридической литературе выделяется административный надзор как составная  часть государственного управления. Вот что говорит о свойствах  административного надзора Д.Н  Бахрах: «а) участие в определении  режима поднадзорных объектов, б) проведение организационно – массовой и материально – технической деятельности, в) наблюдение за соответствующими отношениями действиями состоянием окружающей среды и материальных ценностей, г) использование разнообразных предупредительных мер, д) осуществление юрисдикционной деятельности и применение принудительных мер»28. Следовательно, разновидностью государственного управления и регулирования в экономической сфере является «функциональный контроль и надзор»29. Под функциональными действиями понимаются контрольно – надзорные действия, которые имеют строго целевой характер и связаны с тем или иным видом деятельности предпринимателя. Эти действия обеспечивают единство операций любого предпринимателя в рамках государственной специализированной деятельности.

Информация о работе Административная ответственность индивидуальных предпринимателей