- Хотя большинство 
  составов экологических проступков сформулированы 
  как формальные, но сохранены и конструкции 
  материальных (ст. 8.19, 8.30, 8.35) и введены 
  составы поставления в опасность (например, 
  в ст. 8.3, устанавливающей ответственность 
  за нарушение правил обращения с пестицидами 
  и агрохимикатами, которое может повлечь 
  причинение вреда окружающей природной 
  среде, в ст. 8.13, устанавливающей ответственность 
  за нарушение водоохранного режима на 
  водосборах водных объектов, которое может 
  повлечь загрязнение указанных объектов 
  или другие вредные явления (по ч. 1), а по 
  ч. 4 – за нарушение требований к охране 
  водных объектов, которое может повлечь 
  их загрязнение, засорение и (или) истощение).
 
  -  Изменился 
  подход к использованию таких конструкций 
  составов, как общие и специальные: в новый 
  КоАП РФ включен целый ряд общих составов 
  (ст. 8.1 – 8.5), выполняющих роль своеобразных 
  резервных норм. Конечно, это порождает 
  проблему разграничения общих и специальных 
  составов, но она решается со значительно 
  меньшими затратами – путем толкования 
  закона – по сравнению с необходимостью 
  внесения постоянных поправок в текст 
  Кодекса59.
 
  - Уточнены 
  признаки объективной стороны многих 
  традиционных составов экологических 
  проступков. Они описаны более подробно, 
  например, ст. 8.35 ч. 1 – уничтожение редких 
  и находящихся под угрозой исчезновения 
  видов животных или растений, занесенных 
  в Красную книгу Российской Федерации 
  либо охраняемых международными договорами, 
  а равно действия (бездействие), которые 
  могут привести к гибели, сокращению численности 
  либо нарушению среды обитания этих животных 
  или к гибели таких растений, либо добывание, 
  сбор, содержание, приобретение, продажа 
  либо пересылка указанных животных или 
  растений, их продуктов, частей либо дериватов 
  без надлежащего на то разрешения или 
  с нарушением условий, предусмотренных 
  разрешением, либо с нарушением иного 
  установленного порядка. Правда, привычка 
  использовать «назывательные» составы, 
  когда и текст нормы, и ее название фактически 
  совпадают, все же сохранилась (например, 
  ст. 8.15 «Нарушение правил эксплуатации 
  водохозяйственных или водоохранных сооружений 
  и устройств»).
 
  - Законодатель 
  счел нужным в некоторых случаях подробно 
  описать предмет посягательства. Например, 
  в ст. 8.5 раскрыто не только содержание 
  экологической информации: это данные 
  о состоянии окружающей природной среды 
  и природных ресурсов, об источниках загрязнения 
  окружающей природной среды и природных 
  ресурсов или иного вредного воздействия 
  на окружающую природную среду и природные 
  ресурсы, о радиационной обстановке, сведения 
  о состоянии земель, водных и других объектов, 
  но и указаны общие ее признаки – полнота 
  и достоверность. Впервые в качестве самостоятельного 
  объекта названа окружающая среда60.
 
  - Специфика 
  рассмотрения дел об экологических административных 
  правонарушениях отражена законодателем 
  и должна учитываться правоприменителями, 
  например, в связи со ст. 4.5, регулирующей 
  давность (ч. 1), ст. 26.1, в которой указываются 
  обстоятельства, подлежащие выяснению 
  по делу об административном правонарушении, 
  где особое внимание для материальных 
  составов надо обратить на установление 
  характера и размера ущерба, причиненного 
  административным правонарушением.
 
  - Усложнились 
  предписания, определяющую систему субъектов 
  применения административных взысканий, 
  что отражает сложность самого построения 
  контрольно-надзорных органов.
 
  - Изменен порядок 
  и круг лиц, уполномоченных составлять 
  протоколы об административных правонарушениях. 
  В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 протоколы об 
  административных правонарушениях составляются 
  должностными лицами органов, уполномоченных 
  рассматривать дела об административных 
  правонарушениях в пределах компетенции 
  соответствующего органа, а также должностными 
  лицами органов внутренних дел (милиции) 
  по статьям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 
  28.361.
 
  - Санкции в 
  основном определены в виде административного 
  штрафа, Предусмотрена и конфискация (например, 
  ст. 8.19, 8.37). Законодатель использовал два 
  способа определения размера штрафа. В 
  большинстве статей он определяется через 
  величину кратную МРОТ. В нескольких случаях 
  – в зависимости от стоимости предмета 
  административного правонарушения (например, 
  ч. 2 ст. 8.17).
 
  -  По многим 
  параметрам структура КоАП РФ схожа со 
  структурой КоАП РСФСР, что понятно. Обсуждавшаяся 
  в начале работы над проектом идея о двух 
  кодексах, содержащих, соответственно, 
  материальные и процессуальные предписания 
  (по аналогии с УК и УПК,ГК и ГПК), не была 
  поддержана, и КоАП РФ объединяет нормы 
  различных видов и, следовательно, состоит 
  из трех частей: Общей (раздел 1), Особенной 
  (раздел 2) и регулирующей процессуальные 
  вопросы (разделы 3-4).
 
   
Удачным решением технического 
характера следует признать введение 
отдельной нумерации статей внутри каждой 
из глав. Это позволит вносить изменения 
и дополнения в текст Кодекса без особого 
ущерба для его структуры62. 
     
Если проанализировать – хотя 
бы в первом приближении – 
результаты реформы 
административной ответственности за 
экологические правонарушения применительно 
к отдельным их видам, то можно отметить 
ряд тенденций.
     
З е м е л ь н ы е  
п р а в о н а р у 
ш е н и я. КоАП РФ, сохраняя 
традиции и преемственность правового 
регулирования, содержит ряд статей, 
предусматривающих меры ответственности 
за посягательства на земельную собственность, 
право землепользования, правопорядок 
в сфере рационального использования 
и охраны земель (почв), их состояние и 
качество. Эти статьи включены в гл. 7, 8, 
10.
    
Число статей и составов 
земельных административно-наказуемых 
правонарушений увеличилось; 
расширен круг объектов 
защиты; усилены санкции.
     
Г о р н ы е  п р 
а в о н а р у ш е 
н и я. При формулировании 
составов в этом случае законодатель 
использовал более разнообразные 
приемы юридической техники, предусмотрев 
формальные, материальные и составы поставления 
в опасность. Этим обеспечивается потенциальная 
эффективность норм КоАП и повышается 
их профилактический потенциал.
     
Кодекс достаточно 
полно регулирует ответственность 
за посягательства на отношения собственности, 
порядок недропользования и охраны недр63.
    
В о д н ы е  п р 
а в о н а р у ш е 
н и я. Пожалуй, в ходе 
административно-правовой реформы 
эта часть подверглась наибольшим 
изменениям (если не считать введения 
общих составов). Законодатель принял 
решение не только существенно расширить 
перечень составов, но в максимальной 
степени использовал средства юридической 
техники при формулировании признаков 
предмета и объективной стороны, постаравшись 
их конкретизировать.
     
П р а в о н а р у 
ш е н и я , п о с я 
г а ю щ и е  н а  
а т м о с ф е р н 
ы й  в о з д у х. 
Изменения здесь были минимальны. 
Например, был исключен состав ввода в 
эксплуатацию предприятий без соблюдения 
требований по охране атмосферного воздуха 
в связи с введением общей нормы (ст. 8.1). 
Аналогичная ситуация с составами нарушения 
таких требований при складировании и 
сжигании отходов, при обращении с пестицидами 
и агрохимикатами.
    
П р а в о н а р у 
ш е н и я , п о с я 
г а ю щ и е   н а  
к о н т и н е н т а л ь н ы й  ш е л ь ф  и  м 
о р с к и е  в о д ы  Р Ф. Были проведены в 
основном редакционные и структурно-технические 
преобразования, сводящиеся к объединению 
отдельных статей, уточнению терминологии 
и отдельных формулировок. Главное – это 
расширение объекта защиты за счет включения 
в предмет посягательства внутренних 
морских вод и территориального моря РФ, 
их живых и неживых ресурсов.
    
Л е с о н а р у ш 
е н и я. Институт административной 
ответственности за их совершение 
имеет давние традиции и регулируется 
подробным образом. И в КоАП РСФСР и в КоАП 
РФ это самые многочисленные статьи (соответственно, 
17 и 9). В них содержится значительное число 
формальных и материальных составов.
    
Изменения носят в основном 
редакционный и структурный 
характер.
    
П р а в о н а р у 
ш е н и я , п о с я 
г а ю щ и е  н а  
ж и в о т н ы й  
м и р. Подход к охране 
животного мира средствами административной 
ответственности в принципе остался 
прежним. В результате реформы 
уточнены признаки объективной 
стороны в ряде составов, дана новая редакция 
норм. Было проведено сокращение перечня 
административно-наказуемых деяний (жестокое 
обращение с животными, нарушение правил 
их содержания). К сожалению, законодатель 
отказался от предложения ввести ответственность 
за содержание экзотических, т.е. несвойственных 
России, видов животных без разрешения, 
бойцовых собак и др64.
     
П р а в о н а р у 
ш е н и я , п о с я 
г а ю щ и е  н а  
о с о б о  о х р 
а н я е м ы е  т 
е р р и т о р и и  
и  о б ъ е к т ы. 
Эта часть административного законодательства 
подверглась существенным изменениям: 
расширен перечень составов, введена 
новая статья (8.39).
     
Но – подчеркнем еще раз 
– главное, конечно, это включение 
новых общих и специальных 
составов, ранее не предусматривающихся 
в российском законодательстве об административной 
ответственности за экологические правонарушения. 
2.3 
ПРОФИЛАКТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ 
ПРАВОНАРУШЕНИЙ 
             
В любом экологическом правонарушении 
неизбежно угадывается наличие 
причин и условий, способствующих 
его совершению. Например, причиной отсутствия 
очистных сооружений на предприятии является 
их дороговизна, существенно сказывающаяся 
на хозрасчетном доходе трудового коллектива, 
а условием этого нарушения – безнаказанность 
за подобные нарушения.
             
Устранение причин и условий, способствующих 
экологическим правонарушениям, - главная 
цель юридической ответственности. Поэтому 
в законодательстве содержится ряд мер, 
специально предназначенных для этого.65
             
1. Устранение причин и условий 
совершения экологических правонарушений 
должно осуществляться путем системного 
подхода к реализации этой цели. Например, 
нельзя считать системной такую группу 
мероприятий, как лесовосстановительные 
работы при отсутствии необходимых посадочных 
машин, саженцев и других средств при достаточной 
правовой урегулированности этих отношений. 
Проводимые профилактические мероприятия 
оказываются нереализованными именно 
из-за несистемного подхода к этому делу.
             
2. В профилактике экологических 
правонарушений должны использоваться 
многообразные средства: организационные, 
управленческие, идеологические, технические, 
технологические и т. п. Так, недостаточно 
всестороннего обеспечения профилактических 
мероприятий техническими, технологическими 
и т.п. средствами, если не будет проводиться 
систематической работы по их идеологическому 
обеспечению, направленной на перестройку 
экологического сознания граждан и юридических 
лиц.
             
3. Профилактическая работа должна 
сочетать общеэкологические мероприятия 
и учитывать обеспечение сохранности 
как всей окружающей природной среды, 
так и отдельных составляющих природных 
объектов. Например, при применении агрохимопыления 
полей необходимо обеспечить чистоту 
всей окружающей природной среды и непричинение 
вреда отдельным объектам (дикой фауне 
в лесах, рыбным запасам в водоемах и т.п.).
             
4. Профилактические мероприятия 
можно подразделить на:
             
А) предварительную профилактику 
экологических правонарушений. Так, 
точное определение размеров 
лесосеки в лесорубочном билете 
устраняет условия безнаказанности 
в случае данного нарушения, 
поскольку ликвидирует обезличку 
при ведении лесохозяйственных работ;
              
Б) пресекательную профилактику, 
осуществляемую в условиях продолжающегося 
экологического правонарушения. Например, 
административное задержание лиц, 
нарушающих правила охоты, ловли 
рыбы, изъятие вещей, являющихся 
непосредственным орудием правонарушения;
             
В) профилактику по свершившемуся 
факту экологического правонарушения. 
Так, органы, должностные лица 
и суд, рассматривающие дело, при 
обнаружении причин и условий, 
способствовавших экологическим 
правонарушениям, выносят соответствующим 
организациям и должностным лицам предложения 
о принятии мер по устранению этих причин 
и условий (ст. 29.13 КоАП РФ), представления 
следователя, частные определения суда 
(ст. 225 ГПК РФ).
            
Приоритетное положение в системе 
профилактических мероприятий должна 
занимать предварительная профилактика. 
Поэтому государственные органы, общественные 
организации, трудовые коллективы разрабатывают 
и осуществляют мероприятия, направленные 
на предупреждение административных правонарушений, 
выявление и устранение причин и условий, 
способствующих их совершению, строгое 
воспитание граждан в духе высокой сознательности 
и дисциплины, соблюдение экологических 
законов.66   
 
 
 
                                
              
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
          
Резюмируя все вышеизложенное в данной 
дипломной работе, мы можем сделать определенные 
выводы относительно интересующих нас 
проблем, а именно относительно сущности 
и содержания административной ответственности 
за экологические правонарушения по действующему 
законодательству.
          
Итак, мы выяснили, что основанием 
административной ответственности 
является наличие в деянии 
признаков состава экологического 
проступка, а также умышленная 
или неосторожная вина субъекта 
ответственности (физического или 
юридического лица), наличие правовой 
нормы, установившей запрет и содержащей 
санкцию за его нарушение.
           
Экологическому правонарушению 
присущи следующие признаки:
      
- противоправность (нарушение Закона 
об ООС и других законодательных 
актов РФ и субъектов Федерации);
      
- вредоносность – причинение 
либо создание реальной угрозы 
причинения вреда ОС и здоровью 
человека;
      
-   наказуемость – применение 
мер воздействия к нарушителям;
      
-    наличие деяния (действия 
либо бездействия);
      
-   наличие виновности.
           
Экологические правонарушения посягают 
на экологические правоотношения, 
т.е. общественные отношения, возникающие 
как по поводу ОС в целом, 
так и ее отдельных составляющих.  
           
Следует отметить, что административная 
ответственность является наиболее часто 
применяемым видом юридической ответственности 
за нарушение экологического законодательства, 
а наиболее распространенным видом наказания 
– штраф. В целом же, согласно статье 3.2 
КоАП РФ, выделяют следующие виды административных 
наказаний: