Административная жалоба

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации (ст.32) закрепляет право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; в ней предусматриваются различные формы этого участия. В то же время следует отметить, что существуют определенные пробелы в механизме реализации этого права.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Способы защиты прав граждан …………………..………………………...…5

2. Административная жалоба как способ защиты прав граждан ……………...9

3. Общий порядок рассмотрения административных жалоб граждан ………20

Заключение ………………………………………………………………………28

Литература ………………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

КР АП - Административная жалоба.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Способы защиты прав граждан …………………..………………………...…5

2. Административная  жалоба как способ защиты прав  граждан ……………...9

3. Общий порядок рассмотрения административных жалоб граждан ………20

Заключение ………………………………………………………………………28

Литература  ………………………………………………………………………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Конституция Российской Федерации (ст.32) закрепляет право граждан на участие в  управлении делами государства как  непосредственно, так и через  своих представителей; в ней предусматриваются различные формы этого участия. В то же время следует отметить, что существуют определенные пробелы в механизме реализации этого права.

    Проблема  доступа граждан к государственным  органам является чрезвычайно актуальной и практически значимой. Социальные и экономические преобразования немыслимы без участия граждан в управлении делами государства, без учета их интересов при принятии решений различными органами власти, без обратной связи гражданин - государство.

    Многие  вопросы нашли свое отражение в действующем российском законодательстве, в соответствии с которым граждане имеют право соотноситься с любыми органами государственной власти, и не только в случаях ущемления их законных прав и интересов1.

    Одной из наиболее распространенных форм и гарантий участия граждан в управлении делами государства являются их обращения в государственные органы. Так, например, в 1999 г. в Правительство Российской Федерации поступило 69 489 письменных обращений граждан (а за три месяца 2000 г. - 23 931); значительная их часть (около 25 тыс.) касалась вопросов социального обеспечения и социальной защиты граждан. Более 2 тыс. обращений относилось к вопросам деятельности органов государственной власти, вопросам денежного обращения и ценным бумагам было посвящено приблизительно 3 тыс. обращений.

    Вместе  с тем обращения - это важное средство реализации и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной  власти и местного самоуправления с  населением. Одной из животрепещущих проблем для граждан остается обеспеченность жильем. Так, в 1999 г. в Правительство РФ по вопросам жилищного фонда и его использования обратилось более 5,5 тыс. граждан.

    Обращения граждан являются существенным источником информации, необходимой для принятия решений по вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Так, например, при проектировании и строительстве "третьего кольца" в Москве остро встала проблема сохранения исторических и культурных памятников в центральной части города. Граждане своими коллективными обращениями привлекли внимание правительства Москвы к этим проблемам, и органами власти были приняты соответствующие решения, позволившие сохранить историко-культурное наследие, в частности архитектурные памятники ХIV-ХVIII вв2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Способы защиты  прав граждан 

    Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности  и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство  его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и муниципальных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

    Если  юридическими нормами закреплено какое-то субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан — необходимое условие становления правового государства.

    Обобщенно можно говорить о двух главных  направлениях юридической защиты личности:

    • от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан, юридических лиц;
    • т неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти3.

    Административному праву принадлежит важная роль в  защите граждан от неправильных действий государственной, муниципальной и  частной администрации.

    Основные  средства защиты прав и интересов  граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности, инертности и иных аномалий в деятельности обладателей властных полномочий следующие:

    • создание и организация повседневной работы уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций и  др.). важнейшей задачей которых является защита правопорядка;

    • существование и деятельность независимых  от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели (адвокатура, общество защиты прав потребителей), для которых такая деятельность является важной (профсоюзы), а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. д.);

    • активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права;

    • учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа  правовых норм, можно выделить процессуальную защиту. Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное и трудовое право  достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности, на защиту от предъявляемого ему обвинения, применяемых к нему принудительных мер4.

    В реальной жизни все названные  способы тесно связаны, чаще всего  используются одновременно. Гражданин  защищает свои права непосредственно сам (необходимая оборона, отказ выполнить незаконное распоряжение должностного лица, неявка на работу по истечении установленного законом срока со дня подачи заявления об увольнении по собственному желанию и т. д.), либо обращаясь за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.

    Очевидно, что все граждане вступают во взаимоотношения  с органами публичной администрации  намного чаще, чем с иными государственными и муниципальными органами. Администрация принимает, призывает, назначает, выделяет, изымает и повседневно реализует многие иные властные полномочия. Публичная администрация нарушает права граждан во много раз больше, чем все иные субъекты публичной власти (суды, органы прокуратуры и др.), вместе взятые, а от одного ее неправильного действия сразу могут пострадать миллионы. Поэтому защита прав и законных интересов граждан от неправильных деяний власти — это прежде всего защита от неправильных деяний государственной и муниципальной администрации. А для изучающих административное право это особенно важно, потому что в основном несудебные формы защиты регулируются административным правом.

    В 90-х гг. XX в. в России серьезно обновился  и расширился массив правовых норм, регламентирующих право граждан вообще и особенно их право на защиту.

    Во-первых, значительно расширились возможности  для судебной защиты. Во-вторых, увеличились  возможности для реализации иных прав на защиту. Например, закрепление  права на оружие, на частную детективную  и охранную деятельность позволяет шире использовать право на необходимую оборону. А возникновение обществ защиты прав потребителей, солдатских матерей, налогоплательщиков, развитие системы правоохранительных организаций, появление независимых средств массовой информации создает гражданам более благоприятные возможности для обращения за юридической помощью в негосударственные организации.

    В-третьих, создана новая государственная  организационно-правовая форма защиты граждан -- Уполномоченный по правам человека как непосредственно в России, так и в ряде субъектов Федерации.

    В-четвертых, с 5 мая 1998 г. в Российской Федерации  вступила в силу Европейская Конвенция  о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с ней любое  лицо, группа частных лиц, «которые утверждают, что явились жертвами нарушений...», вправе обратиться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека. «Комиссия может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты... и в течение шести месяцев, считая с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу» (ст. 26 Конвенции) Европейский суд по правам человека «может принять дело к рассмотрению лишь после того как Комиссия констатировала безрезультатность усилии по дружескому урегулированию....» (ст. 47 Конвенции)5.

    К концу 1998 г. в Европейском суде было уже около 1000 жалоб российских граждан. Из них десятки приняты к производству.

    В-пятых, в ст. 30, 31, 33, 37 Конституции России были закреплены и в настоящее  время широко используются коллективные формы защиты прав. Гражданам предоставлено право на проведение забастовок, собраний, митингов, демонстраций, пикетирований. Реальным стало право на объединение для защиты своих интересов. В Конституции сказано и о праве на коллективные обращения в государственные и муниципальные органы.

    Еще раз отметим, что право граждан  на защиту значительно расширено  в 90-х гг. Высоко оценивая все проделанное, следует сказать, что, к сожалению, реальная защищенность граждан зависит  не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных организаций. Резкий рост экономических и насильственных правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин значительно ослабили реальную защищенность прав граждан. Сейчас их недостаточно защищают суды, милиция; органы исполнительной власти часто не принимают необходимых мер по их жалобам. Юридические механизмы правозащитной деятельности по экономическим, организационным и иным причинам в полной мере не используются. Чтобы фактически усилить защиту прав граждан, предстоит сделать еще очень многое6. 

2. Административная  жалоба как способ  защиты прав граждан 

    Право гражданина обжаловать акты субъектов  власти — атрибут демократической организации государства, общества. Оно обусловлено особенностями властеотношений, асимметричных, построенных на началах неравенства сторон. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы. Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, что акты субъектов власти могут быть дефектными. Причины дефектности различны: выбор не самого лучшего варианта из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности; злоупотребление правом и др. Поэтому в интересах дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены, изменения.

    В гражданско-правовых отношениях, построенных  на началах правового равенства, защита прав сторон обеспечивается главным образом разнообразными средствами самозащиты и судебными исками. В административно-правовых отношениях права невластного субъекта, гражданина защищаются главным образом его обращениями в государственные органы, правозащитные и иные общественные организации7.

    Жалобы  обеспечивают оперативную защиту прав граждан, оперативное устранение допущенных нарушений. С другой стороны, они  способствуют устранению недостатков  в работе субъектов власти, укреплению законности, а значит, улучшению работы администрации. Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все жалобы граждан следует поделить на два типа:

    1) административные, то есть рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке;

    2) судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского, арбитражного и конституционного судопроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК РФ, КоАП РФ или ГПК РФ. К этому типу обращений относятся и жалобы, рассматриваемые судами конституционной юстиции. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями (например, на грубость работников суда), являются административными. Сразу же необходимо сделать несколько пояснений8.

    Во-первых, в законодательстве обращения первого типа называются жалобами, но иногда и заявлениями, апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и в суды. Так, туда поступает много писем по вопросам несвоевременного рассмотрения дел, возмещения ущерба. Рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права.

Информация о работе Административная жалоба