Административные наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящий период времени перечень видов административных наказаний значительно изменен и расширен.
Как показывает судебная практика по делам о назначении административных наказаний1, нарушения процедуры привлечения к административной ответственности могут наблюдаться практически на любом этапе: при проведении проверки или обнаружении правонарушения, при сборе доказательств, в ходе составления протокола правонарушения, при извещении привлекаемых к ответственности лиц о времени и месте рассмотрения административного дела, при вынесении постановления об административном правонарушении.

Содержание

Введение 3
1. Цели административного наказания 4
2. Виды административных наказаний 9
3. Основные и дополнительные административные наказания 12
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Административные наказания..........doc

— 122.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине: Административное право

    тема: «Административные наказания» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2009

Содержание 

 

Введение

 

    Актуальность  темы обусловлена тем, что в настоящий период времени перечень видов административных наказаний значительно изменен и расширен.

    Как показывает судебная практика по делам о назначении административных наказаний1, нарушения процедуры привлечения к административной ответственности могут наблюдаться практически на любом этапе: при проведении проверки или обнаружении правонарушения, при сборе доказательств, в ходе составления протокола правонарушения, при извещении привлекаемых к ответственности лиц о времени и месте рассмотрения административного дела, при вынесении постановления об административном правонарушении.

    Однако  Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации2 не дает четких критериев оценки существенности нарушения. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предлагает оценивать степень существенности нарушений «исходя из последствий, которые вызваны данными нарушениями, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела»3. Однако и это пояснение довольно размытое. В связи с этим суды в каждом конкретном случае оценивают всю совокупность обстоятельств, связанных с правонарушением, а не ограничиваются лишь фиксацией факта нарушения.

    Целью работы является характеристика административных наказаний как вида административного принуждения. 
 

1. Цели административного  наказания

 

    Административное  наказание выступает как мера профилактического характера и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, преступлений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, административное наказание может применяться к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения, в рамках статьи 2.2 КоАП РФ4 и заключается, в предусмотренном законом порядке, ограничении прав и свобод физического лица либо правомочий юридического лица - нарушителя.

    Следует относить к институту административных наказаний, ряд положений о наказании, содержащиеся в КоАП РФ: понятие (ст. 3.1 КоАП РФ), виды (ст. 3.3-3.11 КоАП РФ), правила назначения (ст. 4.1-4.4 КоАП РФ).

    Именно  устанавливая возможность применения административного наказания за то или иное противоправное деяние (действие или бездействие), государство признает тем самым, что деяние представляет общественную вредность, а в отдельных случаях и общественную опасность, а так же дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждая противоправное деяние и лицо его совершившее.

    Применение  административного наказания представляет собой государственное принуждение, то есть не просто необходимость и обязанность отвечать за противоправное действие (бездействие), а принудительную (не по собственной воле, а под чьим-либо воздействием, в данном случае под воздействием государства) обязанность.

    Необходимо  понимать административное наказание  как меру административной ответственности, с учетом предела и средств ее осуществления. При этом, установление государством данного предела является важным условием, элементом системы административно-правовых гарантий привлечения физических, должностных и юридических лиц, в соответствии со статьями 2.3-2.6, 2.10 КоАП РФ, к административной ответственности.

    Однако, привлечение к административной ответственности не всегда и не обязательно заканчивается применением наказания, а положение о неотвратимости наказания имеет исключения из правила. Так, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

    Недопустимо унижение человеческого достоинства физического лица и причинение ему физических страданий, независимо от совершения административного правонарушения. Данное положение действует основании и в рамках исполнения Конституции РФ (ст. 21), закреплены ограничения при применении административных наказаний, которые соответствуют признакам конституционного демократического государства, защите прав, свобод и безопасности человека.

    Достоинство любого человека подлежит защите независимо от его субъективного положения и от обладания этими качествами. В случае нарушения конституционного положения эффективным средством защиты достоинства человека выступают обращения в вышестоящие государственные инстанции или в суд, так как только он своим решением может обязать орган государства, физическое или юридическое лицо, виновное в нарушении достоинства человека, совершить предусмотренные законом действия для восстановления нарушенного права на достоинство.

    Аналогичное положение определяет право на защиту человека не только от унижения достоинства, но и от жестокого обращения, пыток, насилия, т.е. от умышленного причинения не только нравственных, но и физических страданий. Запрещая унижать честь и достоинство всех лиц, независимо от любых фактических обстоятельств.

    При этом необходимо также принимать во внимание действующие на территории Российской Федерации международные правовые акты, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. и протоколы 1 и 2 к ней от 4 ноября 1993 г., подписанные от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 28 февраля 1996 г.5 или Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 года, подписанную от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 7 ноября 1996 года6, где Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конвенции оставляет за собой право отказать в выдаче: ...если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    Вопросы нанесения вреда деловой репутации  юридического лица закреплены целым рядом нормативных правовых актов, и в соответствии со статьями 23, 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени и каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.

    В свою очередь ГК РФ7, в части 7 статьи 152 определяет, что правила данной статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются и к защите деловой репутации юридического лица, если сторонами спора о защите деловой репутации выступают юридические лица или индивидуальные предприниматели в иной сфере, не относящейся к предпринимательской и иной экономической деятельности, то такой спор подведомствен суду общей юрисдикции.

    В Арбитражном процессуальном кодексе  РФ8 (пункт 5 часть 1 статья 33) установлена специальная подведомственность арбитражным судам дел о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом согласно части 2 названной статьи указанные дела рассматриваются арбитражными судами независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. Исходя из этого дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не подведомственны судам общей юрисдикции.

    Основанием  возникновения спора при нанесении вреда деловой репутации юридического лица являются наличие, в совокупности факта распространения ответчиком сведений о юридическом лице, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности.

    Под распространением сведений, порочащих  честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

    Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином  или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

    Не  соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок9.

    Таким образом, содержанием целей административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. 

2. Виды административных  наказаний

 

    КоАП  РФ устанавливается исчерпывающий  перечень видов административных наказаний, которые могут быть применены к субъектам административной ответственности за совершение административного правонарушения:

    - предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ);

    - административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ);

    - возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП РФ);

    - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ);

    - лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст. 3.8 КоАП РФ);

    - административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ);

    - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ);

    - дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ);

    - административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ).

    При этом ряд наказаний, например, административный штраф имеет множественность санкций, предусмотренных, действующим законодательством Российской Федерации: за совершение преступлений (ст. 46 УК РФ10), налоговых проступков (п. 2 ст. 114 НК РФ11), правонарушений, определенных ГК РФ12 (п. 1 ст. 330), а также нарушений бюджетного законодательства (ст. 282 БК РФ13).

    На  рисунке 1 представлены административные наказания, назначаемые за нарушение таможенных правил.

Рисунок 1. Административные наказания за нарушение таможенных правил 

    Необходимо  учитывать различия между установлением  и применением административного  наказания. Если установление подразумевает  определение, утверждение и введение в действие какого-либо правила, порядка, в данном случае девять видов административных наказаний. То применение, это осуществление на деле, которое имеет целый ряд особенностей в зависимости от тех или иных обстоятельств: специфики административно-правового статуса, фактических обстоятельств, исключений из общего правила и т.д.

    В отношении юридического лица в силу невозможности не применяются такие  административные наказания, которые  изначально имеют индивидуальный характер: лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

Информация о работе Административные наказания