Административные правонарушения в области избирательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

За последние годы институт выборов органично вошел в жизнь российского общества как реально функционирующий механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Это обуславливает наличие большого количества пробелов и коллизий в избирательном законодательстве, что является причиной неэффективного регулирования общественных отношений в сфере избирательной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие и основание административно-правовой ответственности правонарушений, посягающих на избирательные права граждан РФ. 6
1.1.Понятие, сущность правонарушений, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации. 6
1.2. Правовые основы административной ответственности за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан Российской Федерации. 14
1.3.Административно-правовой статус субъектов избирательного права. 19
Глава 2. Принятие мер ответственности к объектам правонарушения, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации. 24
2.1.Правовые особенности отдельных видов нарушений, посягающие на избирательные права граждан в Российской Федерации. 24
2.2.Особенности производства по делам в области избирательного права. 37
Заключение 42
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 99.24 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение 2

Глава 1. Понятие  и основание административно-правовой ответственности правонарушений, посягающих на избирательные права граждан  РФ. 6

1.1.Понятие,  сущность  правонарушений, посягающих  на избирательные права граждан  Российской Федерации. 6

1.2. Правовые  основы административной ответственности  за правонарушения, посягающие на  избирательные права граждан  Российской Федерации. 14

1.3.Административно-правовой  статус субъектов избирательного  права. 19

Глава 2. Принятие мер ответственности к объектам правонарушения, посягающих на избирательные  права граждан Российской Федерации. 24

2.1.Правовые  особенности отдельных видов  нарушений, посягающие на избирательные  права граждан в Российской  Федерации. 24

2.2.Особенности  производства по делам в области  избирательного права. 37

Заключение 42

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

За последние годы институт выборов  органично вошел в жизнь российского общества как реально функционирующий механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления.  Это обуславливает наличие большого количества пробелов и коллизий в избирательном законодательстве, что является причиной неэффективного регулирования общественных отношений в сфере избирательной системы Российской Федерации.

Проведение свободных и демократических  выборов невозможно без строгого следования требованиям законодательства. Обеспечить же исполнение закона возможно лишь путем установления эффективных инструментов юридической ответственности. Институт административной ответственности выступает одним из таких механизмов и представляет собой своеобразный рычаг обеспечения соблюдения императивных требований федерального избирательного законодательства. Любое отступление от соблюдения требований закона может повлечь за собой  искажение волеизъявления народа и нарушение конституционных прав неограниченного круга лиц. Проблема нарушения субъектами избирательных правоотношений  норм избирательного законодательства  находит самое широкое обсуждение накануне и после каждых выборов.

         Актуальность темы исследования обусловлена процессами реформирования российского общества, изменения его политической организации, отношений собственности, приоритетов и ориентиров в духовно-нравственной сфере потребовали серьезного обновления и развития законодательства. Происходящие изменения в избирательном праве во многом носят позитивный характер. Однако нельзя не заметить и негативных процессов, которые серьезно трансформируют позитивный потенциал законодательных реформ. Во многом эти процессы обусловлены нереагированием уполномоченных органов и их должностных лиц на нарушения законодательства о выборах и референдумах, широким использованием «административного ресурса».

       Состояние научной разработанности проблемы. С начала 1990х годов, когда институт выборов превратился из формального института в действенный механизм воспроизводства публичной власти, проблемы избирательного права заняли большое место в трудах ученыхгосударствоведов. Многие работы в данной области были посвящены именно административным правонарушения в сфере избирательных прав.  Необходимо отметить авторов, чьи работы описывают теоретические аспекты правонарушений и их особенности. К таковым можно отнести: И.С. Самощенко, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, А.С. Шабурова, Н.Л. Граната (общая теория права), М.С. Строговича, А.Д. Бойкова, С.Г. Олькова, Г.Н. Ветровой (уголовно-процессуальные правонарушения), Н.С. Таганцева, С.В. Бородина, М.Д. Шаргородского (преступления), Д.Н. Бахраха, В.Е. Севрюгина (административные проступки), А.П. Сунцова (правонарушения в избирательной системе субъекта РФ), Д.Т. Шона, Н.М. Колосовой, С.А. Авакьяна, Ю.Н. Еременко (конституционные правонарушения), В.О. Лучина (конституционные деликты).

      Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией гражданами Российской Федерации избирательных прав и их защитой. В свою очередь, предметом исследования выступают доктринальные и нормативные источники, составляющие институт административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации, а также правоприменительная, в том числе судебная практика и статистические данные.

     Цель исследования курсовой работы  является комплексный анализ административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации в современных условиях, а также причин совершения административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации. Для достижения указанной цели в работе решались следующие задачи: определить объект административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации; определить юридическое содержание административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации; выработать классификацию субъектов избирательных правоотношений, права которых обеспечены административно-правовыми средствами защиты; определить способы административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации; исследовать административно-правовой статус субъектов административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации; осуществить анализ административных правонарушений избирательного законодательства; изучить производство по делам об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан.

Методологическую  основу исследования составляют общеправовые методы (диалектический метод научного познания, системный подход и анализ) и специальные методы исследования: системно-функциональный анализ; статистический - при изучении количественных данных, характеризующих эффективность административной деятельности; социологические - анкетирование, экспертные оценки.

        Нормативная правовая база исследования - нормативные правовые акты, составляющих институт избирательного права, вообще, и административно-правовых актов, регламентирующих осуществление защиты избирательных прав, в частности. При подготовке курсовой анализировались действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

На защиту выносятся следующие  основные положения:

1. Объектом административно-правовой  защиты избирательных прав граждан  Российской Федерации является  широкий круг общественных отношений, складывающихся в процессе реализации гражданами и иными участниками избирательного процесса своего конституционного права на участие в выборах и референдумах.

2. Определение системы  правовых средств защиты избирательных  прав граждан Российской Федерации,  который представляет собой межотраслевой  институт, включающий в себя конституционно-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой  и гражданско-правовые механизмы,  не исключающий механизм самозащиты избирательных прав.

3. Административно-правовая  защита избирательных прав граждан  Российской Федерации - это деятельность  уполномоченных органов исполнительной власти и некоторых иных государственных органов, не входящих в систему исполнительной власти (избирательных комиссий и судов), направленная на обеспечение реализации избирательных прав граждан и осуществляемая с использованием административно-правовых средств.

4. Административно-правовая  защита избирательных прав граждан  Российской Федерации осуществляется  в ходе разрешения избирательными  комиссиями и судами общей  юрисдикции жалоб на нарушения  избирательных прав (административная юстиция) и судьями в форме производства по делам об административных правонарушениях (административная юрисдикция).

5. Административная ответственность  за нарушения избирательных прав  граждан Российской Федерации  - вид юридической ответственности,  обладающий рядом признаков:

1) предусмотрена нормами  КоАП РФ;

2) применяется судом;

3) виды наказания - административный  штраф и конфискация и др.

6. Повышение эффективности  административно-правовой защиты  избирательных прав граждан Российской Федерации возможно при условии сочетания административно-юрисдикционного (наказательного) и админист-ративно-юстиционного (восстановительного) способов защиты избирательных прав граждан Российской Федерации. В правоприменительной практике, как правило, названные способы комплексно не применяются.

Глава 1. Понятие и основание  административно-правовой ответственности правонарушений, посягающих на избирательные права граждан РФ.

1.1.Понятие, сущность  правонарушений, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации.

Применение государственными органами различных видов административной ответственности к субъектам административного права, которые нарушили те или иные нормативные предписания КоАП РФ и регионального законодательства в области административного права, что, согласно административной науке и сложившейся правоприменительной практике, является административным правонарушением.

Часть 1 ст.2.1 КоАП РФ устанавливает, что  административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.1

Дословно трактуя эту правовую норму, следует сделать вывод, что  правонарушение в сфере административного права может совершаться в форме как действия, так и бездействия отдельно взятого лица по отношению к иным субъектам административного права. Данные формы правонарушения обязаны носить следующий характер:

- быть обязательно противоправными, т.е. нарушать отдельные или, наоборот, ряд предписаний, установленных источниками административного права.

- деяние (действие или бездействие) виновного субъекта административного права обязательно должно носить виновный характер, т.е. нарушать общепринятые правовые нормы, а в отдельных случаях и нормы морали.

Отсутствие в определении  признака общественной опасности (вредности) противоправного действия (бездействия), является существенным отличием административного правонарушения от уголовного преступления (ст.14 УК РФ «Понятие преступления»)2.

Законодатель выделил  признаки административного правонарушения:

  • это посягающее на общественные отношения антиобщественное деяние, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий;
  • это противоправное деяние; необходимо подчеркнуть, что административными санкциями охраняются многие нормы конституционного, трудового, гражданского и иных отраслей права;
  • это виновное деяние, то есть деяние волевое, сознательное; отношение правонарушителя к нему порицаемо;
  • возможность применения административных взысканий является общим свойством административных нарушений, где в большинстве случаев, если выявлено правонарушение, виновного привлекают к административной ответственности.3

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ понятие административного правонарушения - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Законодатель в качестве обязательных формально-юридических признаков административного правонарушения указал: противоправность, виновность и наказуемость.

Противоправность - указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.

Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).

За совершение административного  правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.   

Для привлечения лица, совершившего деяние, нарушающее требования закона, к административной ответственности  необходимо выявить в его действиях (бездействия) элементы состава правонарушения.

Понимание состава административного  правонарушения необходимо для отграничения административного правонарушения от смежных с ними преступлений. В законодательстве отграничения их проводятся именно по юридическим критериям  элементов их состава.4

Под составом административного  правонарушения в юридической литературе принято понимать, совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Как явление реальной действительности, нарушение обладает огромным числом признаков. Среди них следует различать имеющие и не имеющие юридического значения. Первая группа в свою очередь делится на входящие в состав (конструктивные) и не входящие в состав (обстоятельства смягчающие, отягчающие, исключающие ответственность, например, совершение правонарушения членом избирательной комиссии, несовершеннолетним и др.).

Информация о работе Административные правонарушения в области избирательного права