Административные правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. До недавнего времени исследованию административного правонарушения в общей теории государства и права должного внимания не уделялось. В нынешних условиях эта проблема стала весьма актуальной в силу того, что в нашей стране на современном этапе наблюдается резкий всплеск правонарушений в различных сферах общественной жизни. Нарушение многих требований норм права имеют массовый характер и наносят весьма ощутимый вред, как моральный, так и материальный.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие административного правонарушения…………………….…5
Глава 2. Признаки административного правонарушения……………………...8
Глава 3. Юридический состав административного правонарушения………..16
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………..…………….24

Работа содержит 1 файл

адм. право.docx

— 45.76 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. До недавнего времени исследованию административного правонарушения в общей теории государства и права должного внимания не уделялось. В нынешних условиях эта проблема стала весьма актуальной в силу того, что в нашей стране на современном этапе наблюдается резкий всплеск правонарушений в различных сферах общественной жизни. Нарушение многих требований норм права имеют массовый характер и наносят весьма ощутимый вред, как моральный, так и материальный.

Сотрудниками Института социологии РАН были проведены исследования правосознания населения, которые показали, что все люди по отношению к праву делятся на несколько типов:

1. Активно-позитивный тип, который сам никогда бы не преступил закон и препятствовал бы его нарушению другими.

2. Традиционно-позитивный тип, вообще не желающий выражать отношение к праву.

3. Пограничный тип, который соблюдает право из опасения наказания.

4. Негативно - отклоняющийся тип, резко отрицательно относящийся к праву.

5. Тип, поведение которого зависит от ситуации.

Людей, которые сознательно соблюдают нормы права и не совершают правонарушений в нашей стране менее половины. Безудержный рост правонарушений создает серьезную угрозу государству и обществу, жизни, здоровью и имуществу граждан. Для борьбы с правонарушениями важно определить их природу и особенности, причины совершения и на этой основе наметить пути их сокращения.

Степень научной разработанности  проблемы. В российской научной литературе проблема правонарушений и их субъектах является хорошо изученной и широко рассматривается в монографиях, диссертациях, статьях, учебниках. Проблемы правонарушения рассматривали в своих работах ученые С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.В. Баглай, М.И. Байтин, Р.С. Болдырева, П.Т. Василенков, В.В. Гибов, Э.П. Григонис, Л.Л. Григорян, Б.П. Елисеев, М.К. Искакова, Л.И. Каск, В.В. Копейчиков, С.В. Краюшкина, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, А.А. Мишин, Н.М. Павличенко, З.М. Ретизни, В.Е. Чиркин, Б.А. Страшун и др.

Методологическую основу исследования составили общенаучные  и специальные методы и принципы познания. В работе использовались формально-юридический, метод сравнительного правоведения.

Цель исследования заключается в теоретико-правовом анализе административного правонарушения.

В соответствии с целью  поставлены следующие задачи:

- Раскрытие понятия административного правонарушения, а именно, что представляет собой само правонарушение;

- Выявить признаки административного правонарушения;

-Проанализировать юридический  состав административного правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  административного правонарушения

 

 

В науке и административной практике довольно устойчивыми оказались  понятия административного правонарушения и ответственности за него. Административную ответственность как вид юридической  ответственности характеризуют  такие признаки:

1. Она урегулирована нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов Федерации;

2. Основанием ее применения является административное правонарушение;

3.  Она состоит в применении к виновным административных наказаний;

4. К ней привлекаются физические (граждане, индивидуальные предприниматели, должностные лица и др.) и юридические лица;

5. Она применяется должностными лицами органов исполнительной власти, коллегиальными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями) и судами, причем в большинстве случаев она является внесудебной;

6. Порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

Кроме того, применение административной ответственности не влечет судимости  лица, совершившего правонарушение. Лицо считается подвергнутым административному  наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания.

Принятие 30.12.2001 г. нового Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) ознаменовало новый этап развития данного института.

Прежде всего, несколько  слов о самом Кодексе. Раздел I посвящен общим положениям, раздел II - Особенная  часть, раздел III - судьи, органы, должностные  лица, уполномоченные рассматривать  дела об административных правонарушениях, раздел IV -производство по делам об административных правонарушениях, раздел V - исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Отличительной чертой КоАП РФ по отношению к прочим процессуальным кодексам России является наличие в нем одновременно материальных и процессуальных норм.

 Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность1. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению2. Важно, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. По общему правилу, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, если в статьях КоАП РФ не указано, что установленные нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу. Исключение составляют нормы, которые по смыслу относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Различаются административные правонарушения, совершаемые умышленно  или по неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным  умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и  желало наступления таких последствий  или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления  вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных  к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления  таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. 3

 

Глава 2. Признаки административного правонарушения

 

 

Каждое конкретное административное правонарушение должно обладать признаками состава, то есть установленной правом совокупностью признаков. Основанием административной ответственности  является административное правонарушение. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых  в соответствии с ним законов  субъектов Российской Федерации  об административных правонарушениях.

От преступления административное правонарушение отличается меньшей  степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если они  по своему характеру не влекут за собой  уголовной ответственности.

Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью  и наказуемостью.

1. Общественная опасность  административного правонарушения  состоит в том, что оно реально  причиняет или может причинить  вред общественным отношениям, охраняемым  законом. Вред может выражаться  как в причинении материального  ущерба, так и в иной форме.

2. Административное правонарушение - это противоправное деяние, т.е.  деяние, нарушающее нормы права.  Административная ответственность  установлена за нарушения норм  различных отраслей права - административного,  земельного, экологического и др. Административное правонарушение  нарушает нормы административного  и других отраслей права, охраняемых  установлением административной  ответственности за их нарушение.

3. Административное правонарушение  может быть совершено только  виновно. Вина - это психическое  отношение лица к деянию и  его последствиям в форме умысла  или неосторожности.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность  для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена  административная ответственность, но данным лицом не были приняты все  зависящие от него меры по их соблюдению.

4. Наказуемость заключается  в том, что только то деяние  может быть признано административным  правонарушением, за совершение  которого установлена административная  ответственность.

Административной ответственности  подлежат лица, достигшие к моменту  совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о  лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением  к нему меры воздействия, предусмотренной  федеральным законодательством  о защите прав несовершеннолетних4.

Должностные лица подлежат административной ответственности  в случае совершения ими административного  правонарушения в связи с неисполнением  либо ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей. В КоАП РФ под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в госорганах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Если законом не установлено иное, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Установлены правила применения административной ответственности  военнослужащих и иных лиц, на которых  распространяется действие дисциплинарных уставов (работники железнодорожного, морского, речного транспорта и гражданской  авиации). Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные  юридические лица, совершившие на территории России административные правонарушения, подлежат административной ответственности  на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в  соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории России административное правонарушение, разрешается в соответствии с  нормами международного права.

Выделены основания для  освобождения от ответственности. Во-первых, не является административным правонарушением  причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Во-вторых, не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое  во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в  состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

В-третьих, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее  административное правонарушение, от административной ответственности  и ограничиться устным замечанием.

Административное наказание  является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

За совершение административных правонарушений могут применяться  следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения;  лишение специального права, предоставленного физическому  лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

В отношении юридического лица могут применяться следующие  административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие  орудия совершения или предмета административного  правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения. Субъекты Федерации  в своих законах могут устанавливать  только такие виды наказаний, как  предупреждение и административный штраф.

Информация о работе Административные правонарушения