Административный надзор. Понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы определяется тем, что правовые формы осуществления административного надзора отличаются большой спецификой, и он связан с оформлением и выдачей гражданам и юридическим лицам различ¬ных разрешений, лицензий, необходимых документов, позволяющим им реализовать свои субъективные права в той или иной сфере государственного управ¬ления.
Цель курсовой работы – комплексный анализ административного надзора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.3


ГЛАВА 1. Содержание административного надзора………………………………………………………………………стр.4

1.1 Сущность и основные особенности административного надзора ……стр.4
1.2 Полномочия органов административного надзора ……………………стр.11



ГЛАВА 2 Административная ответственность………………………стр.16
2.1 Понятие административной ответственности и ее структура………… стр.16
2.2 Административные наказания: понятия и виды ………………………… стр.22





Заключение…………………………………………………………………стр.30

Список использованной литературы…………………………..……….стр.31

Работа содержит 1 файл

Административный надзор. Понятие и виды..doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Российская  академия государственной службы при  Президенте Российской Федерации

     Поволжская  академия государственной службы

     им. П.А. Столыпина

     факультет «Государственное и муниципальное управление»

     кафедра административного и  государственного  строительства

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по   дисциплине: Административное право

     на  тему: «Административный надзор. Понятие  и виды»

 
 
 

                  Выполнил:

                  Студент 3 курса факультета ГМУ специальности  080504.62

                  «Государственное  и муниципальное управление» 

                     Проверил:

САРАТОВ 2008

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.3

ГЛАВА 1. Содержание административного     надзора………………………………………………………………………стр.4

    1. Сущность  и основные особенности  административного  надзора ……стр.4

1.2 Полномочия органов административного надзора ……………………стр.11

 
 
 

ГЛАВА 2 Административная   ответственность………………………стр.16

2.1  Понятие  административной ответственности  и ее структура………… стр.16

2.2  Административные  наказания: понятия и виды …………………………  стр.22

 
 
 
 

Заключение…………………………………………………………………стр.30

 

Список использованной литературы…………………………..……….стр.31

 

Введение

 

     Административный  надзор определяет себя как разновидность государственного контроля. Сущность административного надзора  в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах. Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.

     Понятие административного надзора, его  соотношение с контролем в научных кругах является предметом дискуссии. По мнению одних авторов, административный надзор является разновидностью над ведомственного государственного контроля, другие обосновывают позицию о том, что административный надзор — это самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти.

     Актуальность  данной темы определяется тем, что правовые формы осуществления административного надзора отличаются большой спецификой, и он связан с оформлением и выдачей гражданам и юридическим лицам различных разрешений, лицензий, необходимых документов, позволяющим им реализовать свои субъективные права в той или иной сфере государственного управления.

     Цель  курсовой работы – комплексный анализ административного надзора.

     Задачи  курсовой работы: рассмотрение сущности и основных особенностей административного надзора, определение полномочий органов административного надзора, рассмотрение понятия административной ответственности и ее структуры, рассмотрение административных наказаний.

     Предметом исследования в курсовой работе выступает  административная ответственность при осуществлении надзора, а объектом – административный надзор.

         ГЛАВА 1. Содержание административного надзора

1.1 Сущность и основные  особенности  административного  надзора

 

     Административный  надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожарной безопасности, торговли, санитарные, природоохранительные и другие нормы). Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.

     Субъектами  административного надзора являются органы федерального надзора (федеральный горный промышленный надзор), отдельные государственные комитеты (Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и др.), государственные инспекции (Государственная автомобильная инспекция и др.), федеральные службы (Федеральная дорожная служба России и др.).

     Понятие административного надзора, его  соотношение с контролем в научных кругах является предметом дискуссии. По мнению одних авторов, административный надзор является разновидностью надведомственного государственного контроля, другие обосновывают позицию о том, что административный надзор — это самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти1.

     Между тем имеются все основания, чтобы  провести грань между контрольной и надзорной деятельностью, «развести» эти понятия, не отождествлять их, а определить особенности, назначение и место в системе способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

     Во-первых, различие между надведомственвым или  внешним контролем и административным надзором состоит в том, что органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает, прежде всего, управленческий, организационный аспект контрольной деятельности. Административный же надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску,

     Во-вторых, контроль и административный надзор различаются по объему полномочий. Контрольные полномочия связаны с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную, конкретную производственную деятельность подконтрольного объекта. При этом контрольные полномочия допускают возможность использования дисциплинарной власти — привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося работника от занимаемой должности. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, нередко технико-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности.

     В-третьих, административный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. С этой точки зрения административный надзор включает три его разновидности:

а) он осуществляется в отношении неопределенного (не персонифицированного) круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил, например, правил поведения (деятельности) в общественных местах;

б)  административный надзор распространяется на определенный круг граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам, например, надзор за соблюдением гражданами правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия, должностными лицами, ответственными за сохранность и использование радиоактивных материалов, средств   цветного копирования;

в) персонифицированный  административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

     Контрольные полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.

     В-четвертых, административный надзор в контроль различаются по субъектам, их осуществляющим. Административный надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов: это специализированные ведомства (например, Государственный таможенный комитет). Государственные инспекции и надзоры, входящие в состав различных министерств и ведомств (например, санитарно-эпидемиологический надзор), иные специализированные надзорные органы (например, морской, речной, авиационный регистры), т.е. здесь наблюдается законченность организационного выделения субъектов данной деятельности в общей системе государственных органов исполнительной власти-Органы надведомственного (внешнего) контроля такого разнообразия не имеют. К ним, прежде всего относятся государственные комитеты (например, по охране окружающей среды, по печати) и некоторые министерства и службы (например, Министерство торговли, общего и профессионального образования, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности).

     В-пятых, административный надзор и контроль реализуются в различных организационных и правовых формах. Так, административный надзор может сопровождаться проверкой знаний правил дорожного движения водителей, правил обращения со служебным огнестрельным оружием лиц, занимающихся частной охранной деятельностью.

     Организационно-административный надзор представляет процесс последовательно осуществляемых этапов или стадий:

  1. предварительный — анализ информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования;
  2. текущий — включающий систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, решается вопрос о необходимости привлечения виновных к ответственности;
  3. заключительный   — состоящий в анализе общего положения объекта надзора, выявлении тенденций, разработке предложений.

     Правовые  формы осуществления административного  надзора также отличаются большой спецификой. В частности, он связан с оформлением и выдачей гражданам и юридическим лицам различных разрешений, лицензий, необходимых документов (например, пропуска в пограничную зону), позволяющим им реализовать свои субъективные права в той или иной сфере государственного управления.

     В-шестых, административный надзор и контроль характеризуют особые методы их осуществления. Для административного надзора основным методом является непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе. Арсенал методов внешнего контроля значительно шире: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы и др.

     В-седьмых, административный надзор, как правило, связан с применением административного принуждения,  причем надзорные органы используют административно-предупредительные меры (например, карантин), меры административного пресечения (например, запрещение эксплуатации неисправного автомототранспорта), меры административно-процессуального обеспечения (например, изъятие вещей, товаров и документов), административные взыскания. Следовательно, органы административного надзора одновременно являются и органами административной юрисдикции. Органы подведомственного, внешнего контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают.

     Суммируя изложенное, можно отметить, что административный надзор как самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:

  • отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;
  • возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;
  • невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;
  • наличие специального объекта надзорной деятельности — норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;
  • возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;
  • строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционные полномочий.

Информация о работе Административный надзор. Понятие и виды