Понятие и виды административно-правовых форм

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:18, контрольная работа

Описание работы

Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. Эти действия находят внешнее выражение в определенных формах управленческой деятельности. Следовательно, форма государственного управления (или форма реализации исполнительной власти) — это способ выражения сущности деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют управление.

Содержание

Вопрос 1………………………………………………………………………....3
Понятие и виды административно-правовых форм.
Вопрос 2…………………………………………………………………………5
Понятие и виды методов государственного управления, их отличие от методов административного права.
Задача 1……………………………………………………………………….….13
Задача 2…………………………………………………………………………..16
Список источников и литературы…………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Вопрос 1………………………………………………………………………....3

Понятие и виды административно-правовых форм.

Вопрос 2…………………………………………………………………………5

Понятие и виды методов государственного управления, их отличие от методов  административного права.

Задача 1……………………………………………………………………….….13

Задача 2…………………………………………………………………………..16

Список  источников и литературы…………………………………………….17

 

Вопрос 1

     Задачи  и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях  органов и должностных лиц, осуществляющих управление. Эти действия находят внешнее выражение в определенных формах управленческой деятельности. Следовательно, форма государственного управления (или форма реализации исполнительной власти) — это способ выражения сущности деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют управление.

     Формы призваны обеспечивать наиболее целесообразное выполнение функций управления, достижение целей управления с наименьшими  затратами сил, средств и времени.

     Многообразие  задач и функций государственного управления обусловливает существование различных форм управленческой деятельности, которые предусматриваются законами и иными правовыми актами. Обычно они закрепляются в специальных (общих и индивидуальных) положениях, уставах и других актах, регламентирующих деятельность органов государственного управления. При этом для решения управленческих функций органы и должностные лица должны использовать только те формы, которые установлены правовыми нормами. Вид конкретной формы исполнительной, управленческой деятельности определяется характером действий исполнительных органов по осуществлению возложенных на них функций. В одних случаях данные действия влекут за собой юридические последствия, в других — нет. В соответствии с этим формы деятельности органов государственного управления принято подразделять на правовые и неправовые.

     Характерная черта правовой формы управления заключается в том, что здесь  наиболее отчетливо проявляется  государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер полномочий органов  управления и их должностных лиц. Правовая форма управления отличается от других правовых форм деятельности государства (законодательной, правосудия) тем, что посредством этой формы практически организуется осуществление задач и функций управления, повседневное непосредственное руководство деятельностью предприятий, учреждений, организаций и других объединений в сферах и отраслях жизнедеятельности на основе и во исполнение законов.

     Правовые  формы государственного управления классифицируются по следующим основаниям.

     По  содержанию правовая форма государственного управления подразделяется на правотворческую (правоустановительную) и правоприменительную. Правотворческая (правоустановительная) управленческая деятельность заключается  в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативных актов управления. Ее соотношение с другими формами правотворчества (законодательной деятельностью представительных органов) характеризуется подчиненностью, ибо правотворческая деятельность органов исполнительной власти производится на основе и во исполнение законов, указов и других актов органов представительной власти и Президента Российской Федерации.

     Правоприменительная управленческая деятельность органов  и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта, под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).

     Правоприменительная деятельность включает:

     установление  фактических обстоятельств дела;

     выбор, отыскание соответствующей нормы  права, которую надлежит применить  к данной ситуации (проверка подлинности  юридической силы нормы, выявление  пределов ее действия во времени и пространстве);

     уяснение  смысла и содержания нормы, т.е. ее толкование;

     принятие  по делу решения, индивидуального акта;

     исполнение  акта применения нормы права.

     По  содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органами государственного управления и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную.

     Регулятивная  форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций и других субъектов административного права в сфере управления.

     Правоохранительная  форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности разрешаются юридические споры, возникающие в сфере управления; осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, государственных и негосударственных служащих в сфере управления, применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности.

     По  целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние правовые формы управленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами. Внешние правовые формы управленческой деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.

     Внутренние  и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.

     По  способу выражения правовые формы  государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (с помощью жестов, сигналов, знаков и т.п.). Наиболее распространенный способ выражения результата управленческой правоприменительной деятельности — индивидуальный письменный акт-документ. Он используется при решении вопросов (дел), требующих фиксации правоприменения, его стабильности, точности, определенности и т.п.

     Широко  используется и устный способ (устные приказы, указания, распоряжения, команды). Этот способ часто применяется при  решении вопросов оперативного характера.

     Правоприменение может осуществляться при помощи определенных жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта применения права.

     Неправовые  формы управленческой деятельности не требуют полного и строгого, определенного законом юридического оформления, не связаны с совершением юридически значимых действий и не влекут юридических последствий. К неправовым формам относятся формы выражения организационных действий и материально-технических операций по управлению.

     Организационные управленческие действия могут выражаться в изучении, обобщении и распространении  положительного опыта, в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др.

     Материально-технические  действия имеют вспомогательное  значение, однако с их помощью материально  обеспечивается осуществление всех форм государственного управления. К материально-техническим действиям, например, относятся составление справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформление документов, размножение материалов и документов и др.

     Вопрос 2

     Методы  государственного управления и их классификация

     Под методами государственного управления понимаются способы (приемы) воздействия субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач управления, для реализации функций управления. Методы дают ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления.

     Методы  управления находятся в единстве с целями управления. Цель обусловливает  специфику использования методов, выбор методов в известной  степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Методы определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления. Методам управления присущи следующие характерные черты:

     они выражают связь субъекта управления с объектом управления, метод —  это средство, способ осуществления  управляющего воздействия субъекта управления на объект управления;

     методы  — это способы упорядочения, организации  происходящих в системах управления процессов, приемы, посредством которых достигаются общие цели совместной деятельности людей;

     методы  управления являются подвижным и  активным элементом в системе  управления;

     использование методов носит альтернативный характер;

     в государственном управлении они являются инструментом политики государства, который используется государственным аппаратом для достижения политических целей.

     Независимо  от содержания и направленности методы управления обладают:

     определенной  организационной формой, под которой  понимается вид воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ, распоряжение и др.) или норма (правило) поведения;

     характером  воздействия (непосредственное воздействие, косвенное воздействие посредством  создания стимулирующих или ограничивающих условий);

     способом воздействия (единичный, коллективный, коллегиальный);

     временной характеристикой (краткосрочные и  долгосрочные);

     тактическим и стратегическим характером.

     Сущность  методов управления в государстве  определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач.

     Сложность и многогранность процессов управления обусловливают существование множества методов управления. Методы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый метод характеризуется способом реализации целей управления.

     Существуют  два универсальных способа воздействия  на сознание и волю людей: убеждение  и принуждение. Они составляют всеобщие методы социального, в том числе и государственного управления. Вместе с тем, в управленческой деятельности убеждение и принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов управления.

     Вопрос  о классификации этих методов  в литературе решается неоднозначно. Выделяются административные, экономические, социально-психологические, а также  комплексные методы управления. Указываются  общие методы управления, относящиеся  ко всей системе управления, и локальные, свойственные отдельным ее частям. Существуют и иные виды классификации.

     Наиболее  четким критерием классификации  методов управления является характер воздействия на объект управления: прямой или косвенный. Методы прямого  управляющего воздействия характеризуются односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. Субъект управления принимает решение (приказ), исполнение которого носит обязательный характер. Невыполнение решения влечет для объекта управления отрицательные последствия (ответственность).

     Совершенно  очевидно, что в силу самой природы  государственного управления методы прямого  воздействия необходимы для нормального  процесса управления. Методы прямого  воздействия принято именовать административными методами управления. Методы косвенного управляющего воздействия на объект управления состоят в том, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы.

     Управляемый становится в такие условия, в  которых он сам заинтересован  действовать должным образом  не по прямому предписанию субъекта управления, а в силу того, что  такое поведение стимулируется  соответствующими средствами.

Информация о работе Понятие и виды административно-правовых форм