Акты органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования определила постановку следующих задач:
- раскрыть понятие и признаки актов органов исполнительной власти;
- показать классификацию актов органов исполнительной власти;
- дать характеристику актам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и актам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, признаки и классификация актов органов исполнительной власти в системе административного права
§1. Понятие и признаки актов органов исполнительной власти
§2. Классификация актов органов исполнительной власти
Глава 2. Акты органов исполнительной власти
§1. Характеристика актов Правительства Российской Федерации
§2. Характеристика актов федеральных органов исполнительной власти
§3. Характеристика актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Заключение
Список нормативных правовых актов и литературы

Работа содержит 1 файл

Классификация актов органов исполнительной власти.docx

— 36.08 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие, признаки и классификация  актов органов исполнительной власти в системе административного  права

§1. Понятие и признаки актов органов  исполнительной власти

§2. Классификация актов органов  исполнительной власти

Глава 2. Акты органов исполнительной власти

§1. Характеристика актов Правительства  Российской Федерации

§2. Характеристика актов федеральных  органов исполнительной власти

§3. Характеристика актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Заключение

Список  нормативных правовых актов и  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Нормы поведении, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления, устанавливаются посредством их закрепления в нормативных правовых актах отрасли науки административного права. В системе административного права особую роль занимают именно акты федеральных органов исполнительной власти, среди них: Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющиеся объективированным выражением правовой формы деятельности данных субъектов государственного управления. Абсолютное число управленческих решений принимается посредством данного инструмента. Кроме того в актах органах исполнительной власти решаются многие вопросы детализации и конкретизации общих правовых норм, содержащихся в правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти.

Акты  государственного управления - ключевая форма государственного управления. Абсолютное большинство управленческих решений реализуется посредством  данного инструмента.

Предмет работы - акты федеральных органов  исполнительной власти, их место в  системе административного права  Российской Федерации.

Цель  исследования определила постановку следующих  задач:

- раскрыть понятие и признаки  актов органов исполнительной  власти;

- показать классификацию актов  органов исполнительной власти;

- дать характеристику актам Правительства  Российской Федерации, федеральных  органов исполнительной власти  и актам органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации.

Правовой  основой исследования явились: Конституция  Российской Федерации 1993 года; постановления  Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти а также акты исполнительной власти субъектов Российской федерации.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ АКТОВ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

§1. Понятие и признаки актов органов исполнительной власти

Правовые  акты - важное средство практической реализации целей и функция административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Они являются решениями, которые субъекты исполнительной власти принимают в процессе повседневного  и непосредственного руководства  хозяйственной, социально-культурной административно-политической областями  жизни страны. 1

Что же представляет собой правовой акт  управления и каковы его отличительные признаки?

Это правовая разновидность управленческого  решения, представляющая юридически властный, принятый путем одностороннего волеизъявления полномочного субъекта административного  права (в данном случае органа исполнительной власти) акт, имеющий предусмотренную  законодательством форму и направленный на установление административно-правовых норм, возникновение и изменение административно-правовых отношений в целях осуществления задач и функций в сфере исполнительной власти. Исходя из определения, мы можем выделить его отличительные качества: 2

а) представляет собой юридический  вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган решает тот или иной вопрос, возникающий в процессе его деятельности, в интересах реализации задач  и функций исполнительной власти;

б) издается только полномочным субъектом  исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством  либо административно-правовыми нормами;

в) это юридически властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;

г) представляет одностороннее волеизъявления указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом;

д) содержит в себе юридически властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен;

е) определяет правила должного поведения  в сфере государственного управления;

ж) может либо создавать юридическую  основу для возникновения, изменения  или прекращения административно-правовых отношений (административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа;

з) он подзаконен, т.е. может быть издан  полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;

и) представляет собой юридическую  разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц). Эти документы (различного рода справки, отчетные материалы, докладные записки, удостоверения, протоколы, акты ревизий и проверок и т.п.) выражают определенные обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не превращаются тем самым в правовые акты управления со всеми присущими  им юридическими качествами;

к) как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе военного управления, в рамках служебных отношений  между руководителем и непосредственно  подчиненными ему работниками аппарата управления;

л) с учетом ранее изложенных его  качеств издается с соблюдением  определенных, официально установленных  правил (процедур), предусматривающих  порядок подготовки проекта, его  обсуждения, экспертизы, утверждению  и проч.

§2. Классификация актов органов  исполнительной власти.

Основной  критерий их классификации - юридические  свойства актов. В соответствии с ним правовые акты органов исполнительной власти подразделяют на нормативные и индивидуальные.

Нормативные акты органов исполнительной власти в настоящее время могут приниматься  ограниченным кругом субъектов управления. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ Федеральный конституционный  закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве  Российской Федерации», а также уполномоченные на нормотворчество органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, определенными полномочиями нормотворческого характера обладает Банк России. Нормативные акты управления принимаются в виде постановлений, указов, приказов, инструкций, положений  и т.п. Такие акты носят подзаконные  характер и направлены на разъяснение, детализацию, претворение в жизнь  более общих норм действующего законодательства.

Индивидуальные  акты исполнительных органов государственной  власти находят более широкое  применение в практической деятельности властных органов. Формами таких  актов являются распоряжения, решения, предписания и т.п. Собственно каждое юридически значимое решение органа исполнительной власти оформляется  индивидуальным актом управления. Они  чаще всего принимаются в произвольной форме, для них редко устанавливаются  повышенные требования юридической  техники. Однако именно по отношению  к индивидуальным актам законодательство часто содержит требования о мотивированности принятого управленческого решения. Например, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3030. призывная комиссия, рассмотрев соответствующее заявление, выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Помимо  вышеуказанной ключевой классификации, в теории административного права  существуют и другие варианты группировки  актов органов исполнительной власти по различным основаниям:

  1. По функциональной роли: акты плановые, по финансовым вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учету, снабжению и иным общим функциям административной деятельности;
  2. В зависимости об объема полномочий субъекта власти, его правовой связанности: дискреционные (принимаемые в условиях свободы усмотрения), акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких названных в норме права вариантов, и акты «связанной администрации» .принимаемые при отсутствии возможности выбора;
  3. В зависимости от порядка принятия: коллегиальные (принимаемые простым или квалифицированным большинством) и единоличные. Применительно к актам Правительства РФ принятые соответствующие нормы - это коллегиальное принятие решений. В других же случаях - не всегда. Например, министерство действует на основе единоначалия, а его руководитель несет персональную ответственность за состояние порученной отрасли
  4. По наименованию: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; постановления, приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, уставы, издающиеся федеральными органами исполнительной власти; указы (постановления) и распоряжения высшего должностного лица или органа исполнительной власти субъекта РФ;
  5. В зависимости от способа охраны от нарушений: акты, охраняемые мерами дисциплинарной либо административной ответственности
  6. По предметам ведения и территориальным масштабам действия: федеральные, субъектов Федерации и местные;
  7. по характеру компетенции: президентские и правительственные акты надотраслевого общего управления, акты отраслевого управления и акты межотраслевого управления различными сферами.

Глава 2. Акты органов исполнительной власти

§1. Характеристика актов Правительства  Российской Федерации

В соответствии со ст. 115 Конституции  Российской Федерации Конституция  РФ на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения.

Правительственные акты обладают следующими отличительными признаками:

· это исполнительные, подзаконные  акты, детализирующие и конкретизирующие отдельные положения федеральных  законов и указов Президента;

· среди них много актов межотраслевого, общерегламентационного характера, комплексно регулирующих различные сферы и области жизни страны;

· это акты, занимающие высшую ступеньку  в иерархии актов органов исполнительной власти, выступающие фундаментальной  основой для актов федеральных  органов исполнительной власти;

· эти акты обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации;

· исполнение этих актов обеспечивается системой федеральных органов государственной  власти.

Следует различать следующие правовые основания  для издания правительственных  актов.

  Во-первых, Правительство издает  «инициативные акты» на основе  норм о компетенции, управомочивающих его осуществлять правовое регулирование той или иной сферы общественной жизни.

  Во-вторых, Правительство принимает акты во исполнение федеральных законов - в законе может содержаться бланкетная норма, определяющая, что тот или иной порядок (деятельности, реализации прав) устанавливается Правительством, или указывается на конкретный правовой акт (положение, правило), который следует утвердить Правительству, либо в статье о введении в действие закона Правительству дается поручение привести свои акты в соответствие с ним в определенный срок.

В-третьих, обязанность Правительства издать тот или иной правовой акт часто  содержится в нормативном указе  Президента Российской Федерации.

В том случае, если федеральный закон  не предусматривает конкретный срок для принятия правительственных  актов, этот срок определяется по усмотрению Правительства и закрепляется в  плане его правотворческой деятельности. Правительственные акты, издаваемые во исполнение указов Президента, должны быть приняты не позднее чем в  месячный срок после вступления в  силу соответствующих указов, если этими указами не установлен иной срок.

Акты  Правительства, имеющие нормативный  характер, издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характер, называются распоряжениями. В практике правительственного нормотворчества нередко встречаются постановления, носящие индивидуальный характер (о назначении на государственную должность), и распоряжения, носящие нормативный характер (о структуре аппарата ПравительстваПостановление Правительства РФ от 1 июня 2004 года № 260 «О регламенте правительства Российской Федерации и положение об аппарате правительства Российской Федерации, что не может быть признано обоснованным.

Информация о работе Акты органов исполнительной власти