Акты органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования определила постановку следующих задач:
- раскрыть понятие и признаки актов органов исполнительной власти;
- показать классификацию актов органов исполнительной власти;
- дать характеристику актам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и актам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, признаки и классификация актов органов исполнительной власти в системе административного права
§1. Понятие и признаки актов органов исполнительной власти
§2. Классификация актов органов исполнительной власти
Глава 2. Акты органов исполнительной власти
§1. Характеристика актов Правительства Российской Федерации
§2. Характеристика актов федеральных органов исполнительной власти
§3. Характеристика актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Заключение
Список нормативных правовых актов и литературы

Работа содержит 1 файл

Классификация актов органов исполнительной власти.docx

— 36.08 Кб (Скачать)

Постановления и распоряжения правительства Российской Федерации подписываются Председателем  Правительства Российской Федерации, а в период его отсутствия - исполняющим  обязанности Председателя правительства  Российской Федерации.

Постановления Правительства могут приниматься  на заседаниях Правительства, а также  на заседаниях Президиума Правительства, либо принимаются Председателем  Правительства в пределах его компетенции. Акты, принятые Президиумом Правительства, могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации  можно дифференцировать по функциональному  предназначению:

· программно-целевые акты, обеспечивающие экономические, социальные и правовые условия развития определенных сфер и отраслей жизнедеятельности;

· регламентационные акты, устанавливающие  правила деятельности или порядок  реализации прав и обязанностей граждан  и организаций;

· статутные акты; закрепляющие правовое положение органов исполнительной власти и иных государственных организаций, их должностных лиц;

· правонаделительные акты, управомочивающие государственные органы и их должностных лиц на совершение определенных действий;

· внутриорганизационные акты, определяющие деятельность аппарата Правительства.

От  правовых актов Правительства следует  отличать иные виды служебных, управленческих документов, таких, как письма, поручения, обращения, заявления и т. д. В  отличие от правительственных актов  они либо не содержат одностороннего, юридически-властного волеизъявления, либо принимаются за рамками надлежащей правовой процедуры.

Согласно  Регламенту Правительства Российской Федерации Собрание законодательства РФ, 07.06.2004, N 23, ст. 2313,, проекты правительственных  актов вносятся членами Правительства, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной  власти. Они подлежат обязательному  согласованию с заинтересованными  органами и организациями. Все проекты  постановлений Правительства, имеющие  нормативный характер, в обязательном порядке согласовываются с Министерством  юстиции Российской Федерации, а  проекты актов, предусматривающих  расходы из федерального бюджета, согласовываются  с Министерством финансов Российской Федерации.

Акты  Правительства могут быть отменены Российской Федерации Президентом  РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

§2. Характеристика актов Федеральных  органов исполнительной власти

Важной  особенностью деятельности федеральных  органов исполнительной власти является то, что ими издается огромное количество разнообразных правовых актов.

Среди них следует выделить:

· индивидуальные (содержат предписания, которые порождают, изменяют или  прекращают конкретные правоотношения),

· нормативные (устанавливают, изменяют или отменяют правовые нормы).

По  сфере действия (кругу лиц) нормативные  акты Федеральных органов исполнительной власти можно разделить на:

· внутриведомстенные (обязательны только для организаций, сотрудников соответствующего органа),

· общего действия (общеобязательные).

В большинстве же случаев нормотворческие  полномочия федеральных органов  исполнительной власти установлены  Указами Президента РФ, Постановлениями  Правительства РФ.

Еще одно основание издания актов  федеральных органов исполнительной власти - делегация, то есть предоставление органу исполнительной власти вышестоящим  органом власти права издать нормативный  акт по вопросу, входящему в нормотворческую  компетенцию этого вышестоящего органа. Это частный, но в правовом отношении важный случай делегации  компетенции. Данные акты имеют свои особенности, связанные с тем, что  федеральному органу исполнительной власти передается право на реализацию «чужой»  нормотворческой компетенции.

Вопросы издание актов федеральными органами исполнительной власти регламентируются Указами Президента РФ Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти».,Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственная регистрации»

Правила ограничивают наименования актов федеральных  органов исполнительной власти исчерпывающим  перечнем. Это постановления, приказы, правила, инструкции, положения, распоряжения. Хотя Правила запрещают издание  актов федеральными органами исполнительной власти в виде писем и телеграмм, на практике допускается нарушение  этого положения, например Письмо Минобразования РФ от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09 «О Методических рекомендациях по заключению договоров  для оказания платных образовательных  услуг в сфере образования». - Официальные документы в образовании", N 32, 2002

Издание актов федеральных органов исполнительной власти включает в себя следующие  стадии:

1. подготовительные работы;

2. разработка проекта акта;

3. принятие акта;

4. государственная регистрация акта;

5. опубликование акта.

Согласно  Правилам подписанный (утвержденный) руководителем  федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности, нормативный акты должен содержать:

· наименование органа (органов), издавшего  акт;

· наименование вида акта и его название;

· дату подписания (утверждения) акта;

· номер акта;

· наименование должности и фамилию  лица, подписавшего акт.

Частое  явление - совместная нормотворческая  деятельность федеральных органов  исполнительной власти. Она может  выражаться в издании ими нормативных  актов «совместно» или «по  согласованию».

Основным  способом контроля за акты федеральных  органов исполнительной власти в  Российской федерации выступает  их государственная регистрация, осуществляемая Министерством юстиции Российской Федерации.

В соответствии с Правилами государственной  регистрации подлежат акты федеральных  органов исполнительной власти:

· затрагивающие права, свободы и  обязанности человека и гражданина;

· устанавливающие правовой статус организаций;

· имеющие межведомственный характер

Акты  федеральных органов исполнительной власти или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную  тайну, или сведения конфиденциального  характера, подлежат официальному опубликованию.

§3. Характеристика актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В системе правовых актов субъекта Федерации особое место занимают акты его органов исполнительной власти. От их качества и эффективности, целесообразности и взаимосогласованности зависит состояние всей нормативно-правовой системы.

Во  многих субъектах Российской Федерации  приняты специальные законы о  правотворчестве, определяющие систему  и виды правовых актов, статус субъектов  правотворческой деятельности с  различной компетенцией, устанавливающие  принципы правотворческого процесса и  его стадии, правила правотворческой  техники.

Можно выделить следующие признаки актов  органов исполнительной власти субъектов  РФ:

· это подзаконные акты;

· это акты, обязательные к исполнению на всей территории субъекта Федерации или на территории отдельного административно-территориального образования;

· это динамично изменяющийся, оперативно принимаемый вид правовых актов;

· эти акты полипредметны, регулируют широкий спектр общественных отношений;

· эти акты составляют единую, централизованную, иерархическую систему.

В качестве правовой основы их принятия выступают федеральные законы, указы  Президента и постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы субъектов  РФ. Законом Краснодарского края «О правотворчестве и нормативных  правовых актах Краснодарского края»  запрещается издание правовых актов  без указания правовых оснований  их принятия, а в случае нарушения  данного запрета эти акты признаются юридически ничтожными.

К актам органов исполнительной власти субъекта РФ относятся:

· акты главы исполнительной власти - указы Президента, постановления, распоряжения губернатора или главы администрации;

· акты высшего исполнительного органа государственной власти общей компетенции - постановления и распоряжения правительства;

· акты органов исполнительной власти специально компетенции - приказы, постановления, распоряжения, указания министерств, государственных  комитетов, департаментов, управлений;

Акты  главы исполнительной власти субъекта Федерации подразделяются на нормативные и индивидуальные, а также внешние и внутриаппаратные. К примеру, ст. 5 Закона г. Санкт-Петербурга «О правовых актах, принимаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга и их структурными подразделениями» предусматривает, что губернатор Санкт-Петербурга издает распоряжения, являющиеся нормативными и индивидуальными правовыми актами, во вопросам, отнесенным к компетенции органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, а также издает приказы - нормативные или индивидуальные акты - во вопросам внутренней организации работы органов исполнительной власти субъекта. К таким актам относятся например, Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 173 «О Порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга Вестник Администрации Санкт-Петербурга, N 2, 27.02.2004.

Правительственные акты субъектов Федерации в много имеют те же признаки, что и акты федерального правительства. Однако это не относится к правительствам, которые являются совещательными органами в составе администрации. Роль правительственных актов еще более возрастает там, где президент или губернатор возглавляют правительства. Постановления правительства - это акты общего значения, имеющие, как правило, нормативный характер и принимаемые по наиболее важным вопросам в коллегиальном порядке на заседаниях правительства. Постановления подписываются председателем правительства или по его поручению первым заместителем председателя правительства. Решения по оперативным или другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Распоряжения подписываются председателем правительства, первыми заместителями и заместителями председателя правительства по подведомственным им вопросам.

Руководители  органов исполнительной власти специальной  компетенции часто подписывают  приложения к постановлениям главы  правительства субъекта, регулирующим подведомственную им сферу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог проделанной  работе, мы выяснили, что акты органов  исполнительной власти являются основной формой выражения исполнительно-распорядительной деятельности исполнительной ветви  государственной власти. здесь же следует отметить, что они играют основную роль как акты имеющие силу не закона, а именно подзаконного акта.

В ходе нашего исследования были даны определение  акта органа исполнительной власти в  системе административного права, выяснили что им является акт, имеющий предусмотренную законодательством форму и направленный на установление административно-правовых норм, возникновение и изменение административно-правовых отношений в целях осуществления задач и функций в сфере исполнительной власти. На основе данного понятия мы сумели выделить их отличительные черты, основные признаки этих актов, подтвердив на примерах.

На  наш взгляд, приоритетными направлениями  в сфере разработки и совершенствования  актов органов исполнительной власти, а вслед за ними и системы административного  права в целом являются:

1) разработка Общих правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки  проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и проч. (эти правила  существуют только применительно  к отдельным органам исполнительной  власти);

2) решение проблемы недействительности актов органов исполнительной власти. Она заключается в том, что в акт, независимо от его недостатков, несоответствий с законом, может быть отменен, а не приостановлен, только непосредственно органом, его издавшим.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ  И ЛИТЕРАТУРЫ

Законодательство Российской Федерации

1. Конституция РФ // Парламентская  газета, N 4, 23-29.01.2009

2. Федеральный конституционный закон  от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве  Российской Федерации»// "Российская  газета", N 245, 23.12.1997.

3. Федеральный закон от 25 июля 2002г.  № 113-ФЗ «Об альтернативной  гражданской службе» // Собрание  законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3030

4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 №  314 «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945.

5. Указ Президента РФ от 20.05.2004 №  649 «Вопросы структуры федеральных  органов исполнительной власти»  // Собрание законодательства РФ, 24.05.2004, № 21, ст. 2023.

Информация о работе Акты органов исполнительной власти