Полномочный представитель Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:04, реферат

Описание работы

Президент Российской Федерации В.В.Путин в своём ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 года говорил: “Мы убедились: нерешительность власти и слабость государства сводят на нет экономические и другие реформы. Власть обязана опираться на закон и сформированную в соответствии с ним единую исполнительную вертикаль.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
I Полномочный представитель Президента Российской Федерации :
Опыт исторической реминисценции …………………………..……… 5
Правовой статус полномочного представителя Президента Российской Федерации ………………………………………………….14
3. Оценка статуса и перспектив развития нового института …………19
4.Проект разделения на федеральные округа 1995 года …………….…24
Опыт Франции в формировании института государственного присутствия на местах …………………… 26
Заключение ………………………………………………………….…….… 27
Список использованной литературы ……………………………………. 30

Работа содержит 1 файл

реферат сфо.docx

— 67.58 Кб (Скачать)

 

 

 

5.Опыт Франции в формировании  института государственного присутствия   на местах

 

Похожий институт существует во Франции. Франция территориально состоит из введённых в 1982 году 22 регионов, в которые входят более  мелкие департаменты (несколько департаментов  –  в один регион). В них, в свою очередь, входят городские и сельские коммуны (их – 36765). В сельской местности  существует также промежуточное  между департаментом и коммуной звено – округ и ещё более  мелкое кантон, но они не являются административно-территориальными единицами, а предназначены, в основном, для облегчения функционирования избирательной  системы.

 

 Органы государственной  администрации действуют в регионах, департаментах, округах. В коммунах  функции государственного управления  возложены на мэров.

 

Совет министров (Правительство  под председательством Президента) назначает в каждый департамент  префекта. Префект наиболее крупного департамента в регионе является одновременно префектом региона  и представляет правительство не только в “своём” департаменте, но и в регионе в целом. В  результате реформы местного самоуправления  в соответствии с декретом Правительства  от 10 марта 1982 года

 

префекты регионов и департаментов  стали называться комиссарами республики. Однако термин “префект” не вышел  из официального употребления и наравне  с новым термином  употреблялся в документах в качестве дополняющего. С учётом пожеланий префектов  этот термин был восстановлен декретом Правительства в 1989 году.

 

Префект представляет государство, Правительство и каждого из его  членов и информирует их о событиях на подведомственной территории, руководит  деятельностью местных государственных  служб.

 

В отличие от полномочных  представителей Президента РФ в федеральных  округах (а до 2000 года полномочных  представителей Президента РФ в регионах Федерации) префекты назначаются Советом  министров, а не Президентом.

 

В порядке административного  надзора префект получает все  акты органов самоуправления в течение 15 дней после их принятия и может  оспорить их по мотивам незаконности в суде.

 

В округах государственная  власть представлена супрефектами (подпрефектами), которые наряду с руководством соответствующими службами осуществляют административный надзор за коммунальным самоуправлением.

 

По функционалу институт комиссаров республики очень похож  на институт полномочных представителей Президента Российской Федерации, но принципиальным отличием структуры государственного управления Франции от российской является то, что региональное и местное  самоуправление во Франции сочетается с государственным управлением. Это вытекает из части 2 и 3 статьи 72 Конституции Франции.20

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в результате исследования института полномочного представителя Президента  можно  сделать следующие выводы:

 

в реформе В.В.Путина прослеживается функциональная аналогия с генерал-губернаторами. Президентская власть, видимо,   желает создать институт своего рода "президентских комиссаров" на местах, контролирующих деятельность силовых структур, и в этом их роль   оказывается аналогичной  генерал-губернаторской. Положение  представителей   Президента, естественно, будет сильно отличаться от генерал-губернаторов   1775 г., ибо наместникам никогда  не предоставят власть, равную той, какую   имели при  Екатерине II Потемкин или Румянцев. Да и потом  любая историческая аналогия так  или иначе является относительной, так как институты возникают  в конкретных исторических условиях и стопроцентного совпадения невозможно. 

Институт полномочных  представителей Президента имеет достаточно широкую законодательную базу. Его  статус закреплён  в основном законе Российской Федерации – Конституции.

Особенностями правового  статуса данного института являются:

Полномочный представитель  Президента Российской Федерации назначается  и освобождается от должности  только Президентом Российской Федерации.

Полномочный представитель  Президента Российской Федерации входит в состав администрации Президента Российской Федерации.

 

Он выполняет следующие  основные функции: обеспечивает координацию  деятельности федеральных органов  исполнительной власти в соответствующем  федеральном округе; анализирует  эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту Российской Федерации соответствующие предложения; организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями; согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти; организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе; принимает участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа; вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина; взаимодействует с Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации и органами прокуратуры Российской Федерации при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Появление Указа Президента Российской Федерации “ О полномочном  представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе”  от 13 мая 2000 года №849 вызвало определённый общественный резонанс. Оценки данного  решения различны, но, в основном, сводятся к тому, что , вероятно, компетенция  полпредов Президента будет расширяться, а введение данного института  обусловлено политикой Президента Российской Федерации, направленной на укрепление вертикали исполнительной власти, и выработкой чёткой региональной политики.

Идея создания  территориальных  подразделений  федеральной власти отнюдь не нова. В 1995 году был разработан проект разделения россии на федеральные  округа. При  построении этой модели особое внимание уделялось изучению опыта США. Помимо чисто демонстрационного  эффекта (разработчики стремились нарочито продемонстрировать независимость  регионального и федерального уровней  власти, уделяя этой задаче большое  значение, если можно так выразиться, в воспитательных целях),данная система  должна была оказать и непосредственное влияние на соблюдение принципа  разделения властей: территориальная  удаленность резиденций регионального  руководителя и представителя Президента несколько снижает возможность  для неформального давления одного из них на другого.

 

При сравнении двух проектов 1995 и 2000 гг. стоит отметить большую  утопичность первого: он в значительной степени отражал желаемую, идеальную,  картину территориального устройства федеральной власти в стране. Конечно, на  фоне прежнего плана система 2000 г. представляется значительно более  приближенной к российским реалиям  и поэтому, видимо, более жизненной.

Похожий институт существует во Франции – институт префектов (комиссаров республики), но принципиальным отличием структуры государственного управления Франции от российской является то, что региональное и местное  самоуправление во Франции сочетается с государственным управлением, а префекты назначаются Советом  министров.

 

Итак, при оформлении нового административного дизайна  Российской Федерации реформированный институт полномочных представителей Президента  Российской Федерации  прибрёл новое  звучание. Владимир Путин так оценил работу  своих подчинённых за год: “Одним из наиболее важных решений, принятых в прошлом году, было создание федеральных округов. Деятельность полномочных представителей заметно  приблизила федеральную власть к  регионам. Полпреды активно поработали в деле приведения регионального  законодательства в соответствие с  федеральным. Ключевая роль здесь принадлежит  именно им и Генеральной прокуратуре, ее окружным структурам. Более трех с половиной тысяч нормативных  актов, принятых в субъектах Федерации, не соответствовали Конституции  России и федеральным законам, четыре пятых из них - приведены в соответствие.

 

При этом хочу еще раз напомнить - и тем, кто принимает законы, и тем, кто следит за их исполнением, - нам необходимо отказываться не только от вторжения в федеральную компетенцию, но и от необоснованных попыток федеральных  структур вмешиваться в сферу  исключительной компетенции регионов”.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Источники:

 

 

Выступление В.В. Путина при  представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 года;

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации  Не будет ни революций, ни контрреволюций;

Указ Президента Российской Федерации “Об утверждении положения  о представителе Президента  Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах  Москве и Санкт-Петербурге” от 15 июля  1992 года № 765;

Указ Президента Российской Федерации “ О полномочном  представителе  Президента Российской Федерации в субъекте Российской Федерации” от 5 февраля 1993 года № 186 (в  ред. Указа Президента Российской Федерации  от  17.01.1995 №53);

Указ Президента Российской Федерации “О полномочном представителе  Президента Российской Федерации в  регионе Российской Федерации” от 9 июля 1997 года №696;

Указ Президента Российской Федерации “ О полномочном  представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе”  от 13 мая 2000 года №849.

 

Литература:

 

 

БезруковА.В. Проблемы взаимодействия  Российской Федерации и её субъектов  в сфере исполнительной власти//Журнал российского права.2001.№1.-С.110-117;

Бельский К.С. О реформе  губернаторской должности//Государство  и право.2001, №1.- С.5-13;

Добрецов Л.Н., Селивёрстов  В.Е. Укрепление властной вертикали  и институциональных структур межрегиональной  интеграции//Эко.2000.№9.- Стб. 43-49.;

Замятин Д.Н., Замятина Н.Ю. Пространство российского федерализма//Полис.2000.№5.-С.104-108;

Конституция Рф: Научно-практический комментарий/Под ред. Б.Н.Топорнина.-М.,1997.-716 с.;

Лысенко В. История повторяется  трижды.//Российская  газета.2000. 16 мая. – С.4;

Макарычев А.С. Федерализм эпохи  глобализма: вызовы для региональной России//Полис.2000.№5.-С.81-97;

Маклаков В.В. Основы конституционного права Франции//В кн.: Конституционное  право зарубежных стран. В 4-х томах. Т.3/Под ред. Б.А.Страшун. - М.,1997. –  С. 96-174;

Моммен А. Заявка Путина на власть: конец российского федерализма?//Полис.2000.№5.-С.70-80;

Трифонов А.Г., Межуев Б.В. Генерал-губернаторство в Российской системе территориального управления//Полис.2000.№5. – С.19-27;

Якушев А.В. Конституционное  право зарубежных стран.М.,1999.-336 с.

Приложение№2

 

Некоторые варианты выбора центров  федеральных округов в проекте 1995 года, а также возможные   названия округов:

 

   Северный (Беломорский,  Поморский) округ: Архангельская  область, Карелия, Мурманская  область и Ненецкий автономный  округ.     Беломорск выбран  как город, находящийся почти  в геометрическом центре округа.   От конкурентов эту бывшую  столицу Карело-Финской ССР  отличает удобное транспортное положение: на железнодорожной линии Петрозаводск — Мурманск  (как и   конкурирующие  Кемь, Кандалакша), почти посередине между столицей Карелии и   самым северным областным центром; от Беломорска отходит и железнодорожная ветка в Архангельскую область. Город является портом на Белом море, служащим как бы   костяком округа, а также конечным пунктом Беломоро-Балтийского канала. Однако  по качеству городской среды возникший в 1938 г. Беломорск (19 тыс. жителей), веро ятно, уступает древней Кандалакше с 50 тыс. жителей, ежегодно принимающей также участников лыжного сверхмарафона, и даже 18 тыс. Кеми, имеющей статус города с   XVIII в. Все три города лишены аэропорта, в отличие от расположенной в окружении   историко-архитектурных памятников, но на тупиковой ветке железной дороги Онеги   (26 тыс. жителей). Все рассмотренные города — портовые.  

 

  Северо-Западный (Ва лдайский) округ: Новгородская, Пско вская  и Тверская области. Валдай (20 тыс.) отличается как наиболее "компромиссным"  транспортно-географическим положением (на проходящей через Новгород  и Тверь автодороге Москва  —   Санкт-Петербург и ведущей  на Псков железнодорожной линии), так и своей ролью   всероссийского  центра туризма. Его конкурент  Бологое (35 тыс. жителей) — важный   узел на Октябрьской железной  дороге, соединяющей две российские  столицы. Оба   города лежат  во "всероссийской ложбине"  — вблизи линии раздела "сфер  влияния"   Москвы  и Санкт-Петербурга.      Верхневолжский округ: Вологодская,  Костромская, Ярославская области  и Республика Коми.      Наиболее  удобным транспортно-географическим  положением —  в узле прямых   железнодорожных  линий на  Вологду и Ярославль с автодорогой  на Кострому — обладает Буй.  Глубже в Костромской области  находится Галич; Данилов отрезан  от Костромы  водохранилищем; но  каждый из этих городов также  является железнодорожным   узлом.  В Галиче есть аэропорт. Наиболее  богатое историческое прошлое  у древнего   Галича, торгового  "перекрестка" XVI в.      Западный округ: Брянская, Калужская,  Смоленская области.      Почти  ровесник Москвы  60-тысячный  Рославль расположен почти точно  между   Брянском  и Смоленском  на связывающих их авто- и железной  дорогах и в то же время   на ведущей  в Москву автотрассе. Важный недостаток Рославля как  центра округа —   удаленность  от северных районов Калужской  области. Ближе к Калуге расположены   лежащие  вблизи железнодорожных  развязок Сухиничи и Спас-Деменск  (6 тыс.).      Южнорусский  (Черноземный) округ: Белгородская, Курская и Орловская области.       Идеальную столицу для данного  округа подобрать было трудно. Пожалуй, больше   других подходила  лежащая на связывающей все  три областных центра автомагистрали    Москва—Симферополь   и тупиковой  ветке от аналогичной железной  дороги Обоянь, а   также   Дмитриев-Льговский, расположенный  вблизи прямых авто- и железной  дорог на    Орел на железнодорожной  магистрали Брянск—Харьков, соединенной  с двумя други   ми областными  центрами округа. Знаменитый своим  электрометаллургическим заводом   Старый Оскол сравнительно трудно  досягаем из Орловской области.       Среднерусский округ: Липецкая, Рязанская,  Тульская области.       Бывшее  пограничное укрепление XVI в. 27-тысячный Ряжск расположен  в наиболее удобном в транспортном  отношении  месте округа: в  узле железнодорожных    линий  на Рязань, Тулу и Липецк (через  Грязи), вблизи автотрассы Москва—Волгоград. Его крупный ( 120 тыс.) конкурент  Елец слишком трудно досягаем  из Рязанской области. 

Информация о работе Полномочный представитель Президента Российской Федерации