Понятие государственных служащих. Их виды. Должность в государственном аппарате

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его административно – правовом статусе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственные служащие как социально-профессиональная общность…...………………………………………………………………..……..5
1.1. Понятие государственного служащего………………………………….....5
1.2. Классификация государственных служащих………………………….......8
Глава 2. Должность государственной службы………………………………11
2.1. Понятие государственной службы в Российской Федерации………….11
2.2. Классификация (виды государственных должностей) государственной службы Российской Федерации……………………………………………….15
Глава 3. Правовой статус государственного служащего……………………...17
3.1. Права государственного служащего………………………………………17
3.2. Обязанности государственного служащего………………………………21
3.3. Государственные гарантии при прохождении госслужбы………………22
3.4. Ответственность государственных служащих…………...........................33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………….……………………………..41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

     К первой группе прав государственного служащего относятся:

     а) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

     б) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замеща емой должности государственной службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

     в) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

     г) право на обращение государственного служащего в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения с государственной службы;

     д) защита сведений о государственном служащем;

     е) государственная защита своих жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащего государственному служащему имущества.

     Ко  второй группе прав государственного служащего относятся:

     а) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

     б) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

     в) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

     г) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

     д) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;

     е) право на ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих  государственных органах).

     Третью  группу прав государственного служащего  составляют:

     а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности; должностной рост на конкурсной основе;

     б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

     в) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

     г) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

     д) право на денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок к нему за классные чины и специальные звания, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;

     е) право на отдых, обеспечиваемое установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (например, право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней; для отдельных категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов РФ устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности);

     ж) право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;

     з) медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;

     и) обязательное государственное страхование  на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением  им должностных обязанностей;

     к) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

     Государственному  служащему могут компенсироваться расходы в связи с его служебными командировками, связанные с приемом  на государственную службу, переводом  на государственную должность в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.

     Государственному  служащему в зависимости от условий  прохождения им государственной службы предоставляется в установленном законом порядке жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.

     Таким образом, государственный служащий обладает набором прав, которые в совокупности с обязанностями являют собой один из важнейших элементов административно – правового статуса государственного служащего. 

                         
 
 

                      3.2. Обязанности государственного служащего 

     Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, ибо государство (государственный орган) принимает на работу гражданина главным образом в целях возложения на него соответствующих должностных обязанностей. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими своих обязанностей, а также нарушение ими правил установленных административных процедур являются основаниями возникновения их конфликтов с гражданами.

     Круг  общих (основных) обязанностей государственного служащего сводится к следующему.

  1. Обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.
  2. Добросовестное исполнение должностных обязанностей; соблюдение установленных в государственном органе правил служебного распорядка, порядка обращения со служебной информацией; выполнение должностных инструкций. Государственный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.[5]
  3. Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.
  4. Исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (или неправомерных) поручений.
  5. Поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей.
  6. Соблюдение норм служебной этики.
  7. Хранение государственной тайны и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших известными государственному служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.
  8. Своевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

     Существуют  также должностные обязанности, которые присущи конкретному виду государственной службы и конкретной занимаемой должности. Они регламентированы в должностных инструкциях, а также локальных нормативных актов того учреждения, в котором проходит службу государственный служащий.

     Таким образом, мы видим, что обязанности госслужащего являются логичным продолжением его прав и в совокупности с оными делают возможным сделать систему государственного управления более эффективной. 

     3.3. Государственные гарантии при прохождении госслужбы 

     Важнейшую роль в обеспечении эффективной работы государственного аппарата играют разнообразные и существенные гарантии, которые установлены для государственного служащего Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и рядом других нормативных правовых актов. К гарантиям относятся меры экономического, социального, организационного и правового характера, направленные на реализацию как должностных, так и общих прав и обязанностей государственного служащего. Цель этих гарантий — сделать государственную службу привлекательной и престижной в глазах граждан.

     1. Гарантией являются прежде всего  условия работы, обеспечивающие исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Имеется в виду размещение персонала государственного органа, обеспеченность мебелью, освещением, отоплением, разнообразной оргтехникой и т.д. Очень многое зависит от руководителя органа или структурного подразделения, его профессиональных, деловых и личностных качеств.

     2. Первостепенное значение имеют  денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные законами и другими многочисленными актами Российской Федерации и ее субъектов в качестве платы за исполнение функции государственного служащего.

     Основополагающими актами являются Указы Президента от 9 апреля 1997 г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих»[6] и от 6 марта 1998 г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации». В соответствии с этими актами денежное содержание указанных лиц состоит из должност ного оклада, надбавок к нему за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.

     Денежное  содержание может выплачиваться федеральным государственным служащим только за счет средств федерального бюджета. Такой порядок призван обеспечивать независимость государственного аппарата, политическую нейтральность и беспристрастность государственных служащих при решении вопросов, отнесенных к их компетенции.

     Размеры должностных окладов устанавливаются  нормативными правовыми актами в  основном в виде вилки — т.е. с  указанием верхних и нижних пределов. Это позволяет более дифференцированно  подойти к каждому государственному служащему при решении вопроса об увеличении должностного оклада с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации. Размеры должностных окладов федеральных государственных служащих составляют примерно 50% денежного содержания. По мере экономического подъема их размеры повышаются, что является одной из мер, способствующих снижению коррупции среди государственных служащих и привлечению на службу профессионалов.

     Ежемесячная надбавка за особые условия государственной  службы может устанавливаться в  размере до 20% должностного оклада.

     Ежемесячная надбавка за выслугу лет установлена  в следующих размерах: при стаже  государственной службы от 1 до 5 лет  — 10%, свыше 5 лет до 10 лет - 15%, свыше 10 лет до 15 лет — 20% и свыше 15 лет -30%. Стаж, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, рассчитывается в соответствии с Указом Президента от 3 сентября 1997 г. «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет»[7]. Согласно Указу, в стаж государственной службы могут включаться иные периоды работы (службы), опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей.

     Размер  премий определяется исходя из результатов деятельности федерального государственного служащего и минимальными размерами не ограничивается. Обычно премии выплачиваются 3 раза в год и составляют 3 должностных оклада.

     Условия выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы и премий устанавливаются руководителями федеральных государственных органов или их аппаратов.

     Федеральным государственным служащим производятся иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами (например, за ученую степень, знание иностранных языков, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну), а также выплачивается материальная помощь в размере 2 должностных окладов.

Информация о работе Понятие государственных служащих. Их виды. Должность в государственном аппарате