Понятие государственных служащих. Их виды. Должность в государственном аппарате

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его административно – правовом статусе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственные служащие как социально-профессиональная общность…...………………………………………………………………..……..5
1.1. Понятие государственного служащего………………………………….....5
1.2. Классификация государственных служащих………………………….......8
Глава 2. Должность государственной службы………………………………11
2.1. Понятие государственной службы в Российской Федерации………….11
2.2. Классификация (виды государственных должностей) государственной службы Российской Федерации……………………………………………….15
Глава 3. Правовой статус государственного служащего……………………...17
3.1. Права государственного служащего………………………………………17
3.2. Обязанности государственного служащего………………………………21
3.3. Государственные гарантии при прохождении госслужбы………………22
3.4. Ответственность государственных служащих…………...........................33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………….……………………………..41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, мы видим, что уровень социальной защиты государственных служащих довольно высок. Такой высокий уровень государственных гарантий госслужащим связан с тем, что госслужащие являются «слугами государевыми» и от их деятельности напрямую зависит эффективность государственного управления. Важность института государственной службы подчеркивает еще и то, что согласно Конституции государственная служба является одной из форм участия граждан в управлении делами государство. Именно поэтому в п. 4 ст.32 Конституции[16] закреплен принцип равного доступа к государственной службе. 
 

                     3.4. Ответственность государственных служащих 

     Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

     Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

     Основным  видом ответственности государственных  служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного  проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания.

     Дисциплинарная  ответственность заключается в  наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются:

     1) замечание;

  1. выговор;
  2. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  3. освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  4. увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подпункт «а»— «г» п. 3 (прогул — отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[17].

     Перед применением дисциплинарного взыскания  проводится служебная проверка (ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

     Если  в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный  служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается  не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.

     Орган (должностное лицо, представитель  нанимателя), применивший взыскание, может снять его до истечения  года со дня применения взыскания  по собственной инициативе, по письменному  заявлению гражданского служащего  или по ходатайству его непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С государственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

     В течение срока действия дисциплинарного  взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением  досрочного снятия ранее наложенного  дисциплинарного взыскания.

     В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.

     Российское  законодательство предусматривает  административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Под должностным лицом в КоАП РФ[18] понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

     Действующим законодательством предусмотрена  уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285—293 УК РФ[19]). В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего — должностного лица — права занимать соответствующие государственные должности.

     Для государственных служащих установлена  материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

     Действующее законодательство о государственной  службе не содержит соответствующих  правовых норм о материальной ответственности государственных служащих.

     Именно  высокий статус и большая важность государственно-волевых решений, которые принимает госслужащий обуславливают тот высокий уровень ответственности, которую государство накладывает на него.

 

      Заключение 

     Таким образом, на основе всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что административно правовой статус государственного служащего нуждается в некоторой корректировке, связанной в первую очередь к повышению прозрачности его деятельности со стороны общества. К повышению ответственности чиновников за свои действия.

     До  сих пор не урегулированы законом такие разновидности государственной службы как правоохранительная (полицейская), и военная служба (в новом для нее законодательном обличии). Совокупность норм, регулирующих взаимоотношения чиновника и государство можно назвать особой отраслью права – служебным правом. Служебное право является базовым для государственного служащего и определяет его административно – правовой статус. Относительно новый закон о государственной гражданской службе некоторые исследователи даже называют «трудовым кодексом чиновников» во многом благодаря тому, что некоторые его положения во многом дублируют соответствующие нормы Трудового кодекса. Те взаимоотношения, которые не урегулированы служебным правом, регулируются нормами трудового законодательства.

     Не  следует забывать, что характерной  чертой современной бюрократической  системы, сформировавшейся в период «первичного накопления капитала»  присущи существенные пороки, которые  при отсутствии к ним должного внимания со стороны власти могут существенно снизить международный авторитет России, замедлить экономическое развитие.

     Наиболее  острыми проблемами, которые требовали  в те годы срочного решения и остаются во многом нерешенными в настоящее  время являются следующие:

  • Организационная нестабильность государственных структур;
  • Слабая профессиональная подготовленность, некомпетентность значительной части государственных служащих;
  • Значительная коррумпированность государственного аппарата;
  • Снижение престижа государственной службы;
  • Резкое снижение дисциплины в государственном аппарате;
  • Недостаточность и несистемность нормативно правового регулирования;
  • Недостатки в организационном обеспечении, укомплектовании и техническом оснащении органов, занятых вопросами государственной службы.

     Таким образом, государственная служба как современный государственно-правовой институт должна быть эффективной, правовой, четко организованной, социально-ориентированной, прочно связывающей государство с обществом.

     Вместе  с тем, сегодня организация государственной  службы и ее кадровая основа требуют реформирования, так как не соответствуют полностью целям и задачам социально-экономического развития государства и общества, что отрицательно проявляется практически во всех сферах: в экономической и финансовой деятельности, в решении социальных вопросов, в научной и культурной жизни, обороне, внутренней и внешней политике.

     Построение  демократического правового федеративного  государства требует создания адекватной системы органов государственной  власти и соответствующей ей целостной системы государственной службы, обеспечивающих реализацию функций государства в новых экономических, политических и социальных условиях, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества. Для решения этих вопросов Президентом РФ 15 августа 2001 г. была утверждена "Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации", предусматривающая поэтапное (до 2005 г.) совершенствование механизма функционирования государственной службы и ее системы на основе соответствующих программ финансового и ресурсного обеспечения с учетом отечественного, а также зарубежного опыта, применимого в российских условиях. Основными целями реформирования государственной службы в Концепции обозначены: кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ. В Концепции подчеркнуто, что реформирование государственной службы должно стать приоритетным направлением в области государственного строительства.

     В дальнейшем положения данной концепции  были развиты и дополнены в  Указе Президента от 16 июля 2004 г. «О мерах по совершенствованию государственного управления»[20].

     От  того насколько эффективным окажется наш государственный аппарат, насколько взвешенные и продуманные решения будут принимать госслужащие, будет во многом зависеть будущее нашей страны, наша дальнейшая история, наша дальнейшая судьба. Необходимо заново переосмыслить имеющийся отечественный и международный опыт в сфере регулирования государственной службы и сделать соответствующие выводы.

Информация о работе Понятие государственных служащих. Их виды. Должность в государственном аппарате