Понятие и особенности административного права как отрасли права

Автор: Елена Орлова, 22 Сентября 2010 в 13:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальное на сегодняшний день формирование правового государства, а так же правовая реформа на основе верховенства Конституции РФ, приоритета закона во всех сферах жизни общества не оставили в стороне и административное право.
По общему признанию российских и зарубежных ученых-юристов административное право является одной из древнейших и профилирующих, опорных, базисных отраслей правовой системы, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.
Новые условия нашей современной жизни не могут не затронуть содержания этой правовой отрасли. Если раньше основное внимание административного права было адресовано аппарату государственного управления, то в современных условиях наблюдается его заметная «переадресовка». Это находит свое непосредственное выражение в том, что одним из самых важных направлений административно-правового регулирования становятся общественные отношения, возникающие между личностью и обществом, государством к гражданином. На смену традиционному приоритету общественных, государственных интересов над личными приходит концепция приоритета личности, взаимной ответственности государства и гражданина.

Содержание

Введение…… ……………………………………………………………3
Понятие и особенности административного права
как отрасли права…………………………………………………………5
Соотношение административного права
с другими отраслями………………………………………………………8
Система и принципы административного права………………………………………………………………………..11
Понятие государственного управления как вида социального управления…………………………………………………………….…..15
Признаки и особенности государственного управления…………………………………………………………………17
Принципы государственного управления…………………………………………………………………21
Роль административного права в обеспечении государственного управления внутренними делами………………………………………..27
Заключение ………………………………………………………………..29
Список используемой литературы…………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Ад пр кур 1 Ната.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Несоблюдение  этого принципа приводит, с одной  стороны, к снижению  роли федеральных  субъектов управления за состояние  дел в соответствующей сфере  или отрасли управления, а с  другой - к мелочной опеке, к ограничению самостоятельности нижестоящих субъектов управления при осуществлении оперативных функций управления.

     Федеральные субъекты управления определяют приоритетные направления развития соответствующий  социальных сфер, разрабатывают и  реализуют комплексные программы, проводят научные исследования, участвуют разработке правил, стандартов и иных нормативов в той или иной сфере управления, составляют и осуществляют республиканские межрегиональные программы кадрового обеспечения сферы или отрасли управления и т.д.

     Принцип сочетания централизации и децентрализации  организационно обеспечивается системой двойного подчинения объектов управления, т.е. подчиненностью по вертикали и  горизонтали. Подчинение по вертикали  обеспечивает необходимое единство в основных вопросах, имеющих общегосударственное (общероссийское) значение для сферы управления. Подчинение по горизонтали позволяет учитывать местные (региональные) условия и особенности при осуществлении управления.

     Централизация и децентрализация реализуются  также в сочетании единоначалия и коллегиальности в управлении. При выработке управленческого решения руководитель должен считаться с мнением специалистов, нацеливать их на разработку вариантов решений, производить экспертную оценку проектов решений. Это не только не подрывает, но и повышает его авторитет. Руководитель, чувствуя за собой поддержку коллектива, повышает взаимную взыскательность и требовательность в коллективе за выполнение порученного задания. 

     Законность  и дисциплина. Законность как принцип  управления, исполнительной деятельности, означает строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субъектами и объектами управления законов и подзаконных нормативных и иных актов государственных органов. Законность выражается в обязанности каждого субъекта и объекта управления действовать в установленных пределах, т.е. в пределах своей компетенции. С принципом законности тесно связана дисциплина.

     Сущность  дисциплины как принципа управления состоит в исполнении обязанностей, возложенных на систему управления, которые содержатся в нормах и правилах, установленных полномочными субъектами управления, а также в исполнении Индивидуальных предписаний (актов) субъектов управления теми, к кому они адресованы. Государственная дисциплина - это добросовестное исполнение обязанностей по должности, а также обязанностей, установленных полномочными государственными органами.

     Соблюдение  законности и дисциплины составляет главное условие эффективности  управления. Нарушение законности и  дисциплины наносит ущерб государству  и обществу. Злоупотребление властью, служебным положением и совершение иных противоправных действий влекут для субъекта управления установленную законом ответственность.

     Организационные принципы управления, исполнительной деятельности, включают в себя две группы.

     К первой группе относятся принципы: отраслевой, территориальный, линейный, функциональный, двойного подчинения10.

     Отраслевой  принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих наполнительную деятельность, В соответствии с ним для реализации того или иного вида управленческой деятельности образуются соответствующие органы и аппараты (службы, подразделения). Отраслевой принцип обеспечивает единство государственной политики, проводимой в соответствующей отрасли, рациональное использование сил и средств, более эффективное внедрение достижений науки и техники, единообразное решение общих для всей отрасли вопросов.

     Территориальный принцип. Суть этого принципа состоит  в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе. Территориальный принцип позволяет обеспечивать комплексное развитие сфер и отраслей управления на конкретной территории (в республике, крае, области, округе, городе, регионе).

     Линейный  принцип. Его применение обеспечивает такой тип организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную деятельность, при котором каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления. При таком построении каждый подчиненный имеет лишь одного непосредственного начальника, в компетенции которого находятся все вопросы деятельности подчиненного. Линейный принцип обычно применяется при организации небольших по численности групп и коллективов работников и где работа относительно не сложна и не требует узкой специализации. Наиболее часто на этом принципе строятся низовые аппараты при управлении непосредственно исполнителями, которые не имеют подчиненных. В частности, линейный принцип положен в основу организации органов внутренних дел.

     Функциональный принцип. На основе этого принципа формируются специальные органы и аппараты исполнительной власти, которые осуществляют общие надведомственные функции управления. Применение функционального принципа обеспечивает развитие межотраслевых связей, решение вопросов, имеющих общее значение для всех или многих отраслей управления, способствует достижению согласованности и необходимого единообразия в деятельности отраслевых систем управления. В соответствии с рассматриваемым принципом формируются органы государственного управления, занимающие надведомственное положение и осуществляющие ту или иную межотраслевую функцию государственного управления (статистика, стандартизация, метрология сертификация и др.). Эти органы наделяются соответствующими полномочиями. Их указания по вопросам, связанным с осуществлением своих функций, являются обязательными независимо от ведомственной подчиненности того или иного органа отраслевой компетенции.

     Функциональный  принцип применяется также при  сложных структурах аппаратов исполнительной власти, поскольку единоличный руководитель не в состоянии лично реализовать все функции органа. В этих случаях образуются и действуют подразделения, реализующие координационные и обеспечивающие функции - кадровую, финансовую, материально-техническую (хозяйственную), функцию планирования работы органа и др.  
 
 

 

      7. Роль административного  права в обеспечении  государственного  управления внутренними  делами 

     Государственное управление подразделяется на управление сфера ми и отраслями. В управление сферами входят вопросы общего, надведомственного характера (финансы, кредит, учет, статистика и т.д.)11.

     К управлению в отраслях относятся  вопросы организации и деятельности однородных, объективно связанных между собой предприятий, учреждений, организаций и других объектов, функционирующих в той или иной области социально-политической социально-культурной хозяйственной деятельности государства.

     Самостоятельной отраслью управления в области социально-политической деятельности является управление внутренними делами л Оно, так же как и управление в иных сферах и отраслях, представляет собой целенаправленную организующую деятельность. Субъектами управления внутренними делами являются органы государства и их должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями, а также общественные формирования и граждане, участвующие в охране общественного порядка. Объектами управления в отрасли являются граждане, группы, коллективы людей, государственные органы и их служащие, предприятия, учреждения, организации.

     Содержание  управления внутренними делами составляет деятельность по реализации целей, задачи функций управления, осуществляемая в установленных формах и соответствующими методами.

     Основная  цель управления внутренними делами - Обеспечение правопорядка в стране и законности, охрана прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций и других формирований. Следовательно, управление внутренними делами, являясь самостоятельной и специфической отраслью, выполняет значительную работу по реализации различных социальных мероприятий государства и общества. В этой связи оно может рассматриваться не только в качестве отрасли, но и сферы управления.

     Управление  внутренними делами имеет свою специфику, которая выражается в правоохранительном характере управления. Оно направлено на соблюдение гражданами законов и иных, правовых актов; предупреждение правонарушений; создание условий физическим, юридическим и должностным лицам для реализации их прав и исполнения возложенных на них обязанностей; воспитание у граждан правосознания, уважения к нормам права.

     Управление  внутренними делами характеризуется  также единоначалием и высокой служебной дисциплиной. Органы внутренних дел организуют и осуществляют охрану общественного порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают общественную безопасность. Многие сотрудники органов внутренних дел обладают статусом представителей власти, наделены правом применять, меры административного принуждения. Организация и деятельность органов внутренних дел помимо общего законодательства регулируется также специальными положениями, уставами, наставлениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Заключение 

     XX в. был пророчески назван веком управления. И это действительно так. Именно в XX в. произошли события глобального масштаба в прогрессивном развитии науки, техники и, конечно, человеческих отношений. В России они также заметно проявились в конце второй половины текущего столетия. Продолжение их становится все более заметным.

     Меняется  и содержание, направленность государственного управления, что неизбежно отражается на нормах административного права. Теперь уже каждый знает, что слово «администрация» символизирует исполнительную власть. Есть Администрация Президента РФ, есть администрация республик, входящих в состав России, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, есть, наконец, и местная администрация, осуществляющая управленческие функции в системе местного самоуправления. Администрацией называют и руководство предприятий, учреждений, корпораций государственного и негосударственного, коммерческого и некоммерческого типа.

     Соответственно  изменениям в общественной жизни  меняются и административно-правовые приоритеты. Любой непредубежденный человек вряд ли способен связывать административно-правовое регулирование только с деятельностью милиции или иных государственных структур, на вооружении которых имеется богатый арсенал принудительных средств. Это не то, что может реально характеризовать административное право наших дней. К счастью, административное право - это совсем не полицейское право.

     По  существу, именно с административным правом, с его нормами сталкивается постоянно, если не повседневно, каждый из нас, причем от рождения и до смерти. Рождение человека, его первые шаги, первоначальное, а затем и более солидное образование, трудовая деятельность, служба в армии, работа в том или ином звене государственного аппарата, поведение на улице и в других общественных местах, его здоровье, участие в общественной жизни и т.д. - все это соответствующим образом регламентируется правилами, основанными на административно-правовых нормах. Эти правила воспринимаются каждым из нас как одно из непременных условий организации нормальной, упорядоченной жизни. И если заметен отход от этих правил - значит либо сам человек проигнорировал их, либо исполнительный аппарат не справился со своими профессиональными и юридическими обязанностями.

     Административное  право, будучи по своей сути правом внутреннего, т.е. внутригосударственного, управления, окружает нас со всех сторон, независимо от того, ощущаем мы это или нет. Но дело не только в его ощущении, а в сознательном понимании объективной необходимости устанавливаемых его нормами правил. В этом - главное условие должной упорядоченности всех проявлений нашей жизни.

 

     

     Список  литературы

     1. Коренев А.П. Административное  право России. Часть 1. Учебник, М., 2004.

     2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов  ЮМ, Административное право РФ. Учебник.  М., 2004.

     3. Бахрах Д.Н. Административное  право. Общая часть. Учебник. М., 2004.

     4. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев  З.А. Российское административное право. Учебник. М., 1996.

     5. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. -М..

     6. Овсянко Д.М. Административное  право. Учебное пособие. М., 2005

     7. Коренев А.П., Богатое Д. Ф. Административное право. Альбом схем. -М., 2006.

     8. Карташов Н.Н., Бочаров Г.Н.. Словарь  основных понятий и категорий административно-правовых дисциплин. Орел, 1996.

     9. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2004.

     10. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания: (в ред. ФЗ от 22 октября 1999 года № 185-ФЗ) // СЗ РФ.- 1994.- № 8.- Ст. 801; 1999.- № 43.- Ст.5124.

Информация о работе Понятие и особенности административного права как отрасли права