Понятие и особенности административного права как отрасли права

Автор: Елена Орлова, 22 Сентября 2010 в 13:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальное на сегодняшний день формирование правового государства, а так же правовая реформа на основе верховенства Конституции РФ, приоритета закона во всех сферах жизни общества не оставили в стороне и административное право.
По общему признанию российских и зарубежных ученых-юристов административное право является одной из древнейших и профилирующих, опорных, базисных отраслей правовой системы, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.
Новые условия нашей современной жизни не могут не затронуть содержания этой правовой отрасли. Если раньше основное внимание административного права было адресовано аппарату государственного управления, то в современных условиях наблюдается его заметная «переадресовка». Это находит свое непосредственное выражение в том, что одним из самых важных направлений административно-правового регулирования становятся общественные отношения, возникающие между личностью и обществом, государством к гражданином. На смену традиционному приоритету общественных, государственных интересов над личными приходит концепция приоритета личности, взаимной ответственности государства и гражданина.

Содержание

Введение…… ……………………………………………………………3
Понятие и особенности административного права
как отрасли права…………………………………………………………5
Соотношение административного права
с другими отраслями………………………………………………………8
Система и принципы административного права………………………………………………………………………..11
Понятие государственного управления как вида социального управления…………………………………………………………….…..15
Признаки и особенности государственного управления…………………………………………………………………17
Принципы государственного управления…………………………………………………………………21
Роль административного права в обеспечении государственного управления внутренними делами………………………………………..27
Заключение ………………………………………………………………..29
Список используемой литературы…………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Ад пр кур 1 Ната.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Характер  задач, решаемых в процессе управления, обусловливает динамичность этой формы государственной деятельности. Каждый этап развития нашего государства, как правило, сопровождается соответствующими изменениями в управленческой структуре, направленными на улучшение деятельности аппарата исполнительной власти. Динамичность управленческой деятельности обеспечивает оптимальное решение задач общества.

     При этом государственное управление призвано служить интересам личности, общества. Оно осуществляется на основе и во исполнение федеральных законов, законов субъектов федерации и иных актов представительной власти России, т.е. государственное управление носит подзаконный характер.

     Субъектами  государственного управления являются государственные органы, органы местного самоуправления (муниципальные органы), а также общественные и иные негосударственные формирования, наделенные соответствующими полномочиями.

     Представительные  органы государственной власти принимают  законы и иные акты, регулирующие общественные отношения в сфере управления, осуществляют контроль за проведением их в жизнь. Однако непосредственного оперативного управления они не осуществляют.

     Специальными  органами, осуществляющими управленческую деятельность, являются органы исполнительной власти, государственного управления. Именно они непосредственно решают вопросы его управления, руководят сферами и отраслями, управляют государственными предприятиями, объединениями, учреждениями, организациями, оказывают управленческое воздействие на государственные объекты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     
  1. Принципы государственного управления
 

     Для более глубокого понимания сущности предмета административно-правового  регулирования - государственного управления - важно ознакомиться с основными принципами исполнительной, управленческой деятельности.

     Понятие принципов. Государственное управление базируется на основных положениях - принципах. Под принципами понимаются теоретические положения, идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы государственного управления отражают наиболее существенные стороны организации и управлениях

     Содержание  принципов объективно выражает сущность управления ,исполнительной деятельности, ее наиболее характерные черты. Будучи облеченными в форму правовых норм, принципы представляют собой  общие положения, на которых должно строиться и осуществляться управление. В этом качестве принципы имеют значение правовых требований, обязательных к исполнению и соблюдению.

     Вместе  с тем некоторые принципы-идеи, оказывающие регулирующее воздействие  на управление не находят своего закрепления  в законодательстве в виде соответствующих формулировок, следовательно, не всегда являются правовыми и специфическими для Управления. К таким принципам-идеям относятся, например, гуманизм и социальная справедливость. Это - социальные принципы, носящие мировоззренческий характер. Идеи социальной справедливости и гуманизм должны пронизывать всю исполнительную деятельность субъектов Управления.

     Цели  и задачи не только предопределяют характер управленческой, исполнительной деятельности и систему ее принципов, но и сами соизмеряются с принципами. Цели - это то, на что направлена исполнительная деятельность, а принципы отвечают на вопрос, как, каким образом она осуществляется. Принципы оказывают воздействие на формы, методы, структуру, кадры, процесс управления. В принципах находят свое выражение основные требования, предъявляемые к построению и организации аппарата управления, его подразделений способам осуществления ими функций, относящихся к управлению, к стратегии, тактике и стилю работы, к характеру взаимоотношений между субъектами и объектами управления.

     Принципы  устанавливаются, формулируются людьми. Однако это не означает, что они  носят субъективный характер. Принципы отражают сущность явлений и реальных процессов развития общественных отношений, т.е. они носят объективный характер.

     Итак, принципы образуют основу управленческой, исполнительной деятельности. Из основы выводятся все остальные свойства и отношения. Какова принципиальная основа деятельности - такова и ее сущность.

     Классификация принципов. Принципы управления образуют систему, в которой они так или иначе связаны и взаимообусловлены. Ввиду этого эффективность управления достигается последовательным применением всей системы принципов и каждого из них в отдельности. Вместе с тем выделение того или иного принципа из системы дает возможность конкретно определить роль каждого принципа, что облегчает их практическое применение.

     В системе управленческой, исполнительной деятельности выделяются общие (социально-правовые) и организационные принципы9.

     К общим (социально-правовым) принципам относятся те, которые имеют общесоциальный характер и реализуются в управленческой деятельности независимо от уровня и места того или иного органа, от должности, занимаемой работником, осуществляющим управленческую деятельность. Важная роль этих принципов обусловлена тем, что они основополагают социальные (моральные, юридические) правила управленческой деятельности. Общими принципами являются: объективность, конкретность, эффективность, сочетание централизации и децентрализации, законность и дисциплина.

     Объективность. Социальные процессы протекают в  соответствии с объективными законами развития общества. Поэтому от субъекта управления требуются познание и умелое использование объективных закономерностей, учет реальных возможностей, фактического состояния общества. Эти требования и составляют суть принципа объективности. Управление может быть результативным тогда, когда люди, познав объективные законы, сознательно используют их, «заставляют служить» самым насущным интересам. Следовательно, познание законов выступает в качестве необходимой предпосылки научного управления.

     Принцип объективности требует анализа  и учета фактического состояния дел, учета трудностей и противоречий, существующих в социальной среде. Кроме того, важно учитывать закономерности взаимодействия общества с природной средой, ибо природа, являясь важным источником средств к жизни, одновременно вносит в общественные процессы элементы случайности, нередко неблагоприятно отражающиеся на ходе социальных процессов.

     Принцип объективности в управлении несовместим с субъективизмом, игнорирующим объективные условия, закономерности развития общества. Субъективный фактор может играть важную роль в управлении лишь тогда, когда он опирается на учет объективных, реальных условий, на объективные закономерности общественного развития. Субъективизм в социальном, в том числе и государственном управлении приводит к волевым, волюнтаристским необоснованным решениям, а стало быть, к заведомому их неисполнению. Он может привести к бесполезной затрате сил и средств, вызвать дезорганизацию процессов управления подорвать доверие к субъекту управления.

     Вместе  с тем объективные законы Общества сами по себе, вне сознательной деятельности людей, не обеспечивают результативность управления. Использование законов заключается в том, чтобы привести в соответствие с требованиями этих законов деятельность людей, использовать открытый закон во имя целей управления. Из сказанного следует, что использование законов общества представляет собой как связь объективных закономерностей и субъективных действий людей.

     Таким образом, содержанием принципа объективности  являются изучение закономерностей общественного развития, научное определение путей и способов использования законов общества субъектом государственного управления (субъективным фактором) в целях обеспечения оптимального управления, эффективной исполнительной деятельности государства.

     Научность в управленческой, исполнительной деятельности выражается в применении научных методик сбора, анализа и синтеза информации о состоянии объекта управления (сферы, отрасли управления). Для обработки и хранения информации используются электронно-вычислительные машины. Научность предполагает: анализ информации; выявление актуальных проблем; прогнозирование; выработку оптимальных вариантов разрешения проблем; избрание наиболее эффективных путей и средств выполнения намеченных программ; комплексный, системный подход к решению вопросов, определения путей достижения целей исполнительной деятельности, которые позволили бы их достигнуть при наименьших затратах  сил и средств; оптимальное определение и правовое закрепление функциональных обязанностей работников; совершенствование структуры аппаратов и служб органов исполнительной власти; научную организацию труда в органах исполнительной власти, использование автоматизированных систем управления и других научно- технических средств.

     Принцип объективности предполагает использование  выводов и рекомендаций науки в повседневной управленческой практике, изучение и обобщение собственного опыта, реалистическую объективную оценку последствий принимаемых решений для того, чтобы своевременно выявить и применить все положительное, оправдавшее себя на практике, а также творчески использовать отечественный и зарубежный опыт организации и управления.

     Конкретность. Объективные закономерности в повседневной, конкретной жизни проявляются через действия людей, которые своим поведением стремятся достичь определенной цели. Следовательно, к числу принципов управления относится принцип конкретности. Суть этого принципа состоит в осуществлении управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учётом разнообразных форм проявления объективных законов, на основе достоверной информации как о внутреннем состоянии объекта управления, так и о внешних условиях, в которых он находится. При этом речь идет не о разрозненных конкретных фактах, а об обобщенной систематизированной и объективной информации. Информация, ее объем, количество, направленность, необходимость и достаточность должны соответствовать функциям, которые осуществляют конкретный субъект управления.

     Достоверная информация позволяет установить конкретные формы проявления в данных условиях тех или иных общественных закономерностей и определить в соответствии с этим цели и действия людей, т.е. конкретизировать пути и средства достижения целей управления.

     Эффективность. Суть данного принципа заключается  в том, чтобы достигнуть целей  управления при наименьших затратах сил, средств и времени. Управление в любой социальной сфере, будь то экономика, образование, культура, безопасность, оборона, внутренние дела и т.д., связано материальными и духовными ценностями, финансовыми и людскими ресурсами. Поэтому управление, как и  всякая, общественно полезная деятельность людей, должно осуществляться рационально, эффективно. К критериям эффективности, которые применяются на практике, обычно относят размеры затрат, сроки выполнения задан, сроки окупаемости и др.

     Требования  данного принципа управления состоят  в оптимизации решений, т.е. в разработке различных вариантов решений, их сопоставлении и выборе наилучшего варианта. Задача субъекта управления состоит в том, чтобы выявить и исследовать варианты решений, которые с возможно большей степенью вероятности ведут к достижению цели при наличии находящихся в распоряжении субъекта управления сил и средств. Кроме того, эти варианты должны учитывать внешние и внутренние условия, возможно больший круг возбуждающих воздействий среды функционирования на систему управления, социальные последствия того или иного решения, а также интересы работников, принадлежащих к системе управления.

     Наряду  со средствами оптимизации управления большое значение имеет избрание эффективных методов управленческого  воздействия, стимулирования, материальной заинтересованности предоставления исполнителям простора для разумной инициативы и самостоятельности, установления ответственности за результаты своей работы.

     Сочетание централизации и децентрализации. Этот принцип имеет важное значение в таком федеративном государстве, как Россия. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными субъектами управления и субъектами управления республику в составе России, краев, областей, округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется на основе Конституции, Федеративного договора и иных актов о разграничении между указанными субъектами компетенции. Законодательством признается и гарантируется местное самоуправление, которое действует в пределах своих полномочий самостоятельно. Этим достигается сочетание интересов государства и местного самоуправления.

Информация о работе Понятие и особенности административного права как отрасли права