Понятие и виды административных наказаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Задача курсовой работы является попытка исследования понятия административного наказания в свете принятого КоАП РФ, а также систематизация понятий в системе административных наказаний.

Содержание

Введение 3

Понятие и цели административного наказания 6

Система административных наказаний 12

Виды административных наказаний 18

Заключение 34

Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Курсач по АП.docx

— 57.34 Кб (Скачать)

     административный  арест;

     административное  выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства;

     дисквалификация;

     административное  приостановление деятельности.

     Рассмотрим  подробнее каждый из видов административных наказаний.

     Предупреждение  – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

     Предупреждение  как меру административного наказания  не следует путать с предупреждением  как мерой административного  пресечения. Устные предупреждения, которые  в качестве административно-пресекательной меры должностные лица делают гражданам  или организациям, не считаются административными  наказаниями. Точно так же не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые  направляются гражданам и организациям, но при этом не выносится постановление  о назначении административного  наказания.

     Предупреждение  как мера административного наказания  всегда назначается путем вынесения  соответствующего письменного постановления  и вручения или направления копии  постановления лицу, привлеченному  к административной ответственности, или его законному представителю.

     Предупреждение  – самая легкая по карательному воздействию мера административного  наказания. В этой связи ряд авторов  рассматривают предупреждение как  наказание скорее морального, чем  юридического характера. Думается, это  не совсем верно. Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и все другие административные наказания. Применение этой меры, как  и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные  правовые последствия. Субъект ответственности  в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может  повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение – мера морально-правового  воздействия.

     При малозначительности совершенного правонарушения, возможно, освободить лицо, его совершившего, от административной ответственности  и ограничится устным замечанием. Несмотря на то, что подобное устное замечание делается в результате совершения правонарушения, его нельзя отождествлять с предупреждением  как мерой наказания. Устное замечание  не является наказанием и не влечет неблагоприятных правовых последствий. Это мера морального воздействия.

     Постановление о назначении административного  наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным  лицом, вынесшими постановление, путем  вручения или направления копии  этого постановления физическому  лицу или законному представителю  юридического лица, в отношении которых  оно вынесено 

     Административный  штраф – это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Будучи наказанием имущественного характера, он является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия и может применяться только в качестве основного административного наказания. Административный штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

     Административный  штраф может выражаться в величине, кратной:

     минимальному  размеру оплаты труда (без учета  районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения;

     стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

     сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного  штрафа.

     Размер  административного штрафа не может  быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.

     Размер  административного штрафа, налагаемого  на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труды, не может превышать 25 минимальных  размеров оплаты труда, на должностных  лиц – 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – одной  тысячи минимальных размеров оплаты труда.

     Однако  административный штраф за нарушение  должностными лицами и юридическими лицами законодательства Российской Федерации  о внутренних морских водах, территориальном  море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может быть установлен с превышением указанных размеров. В этих случаях административный штраф не может превышать для должностных лиц 200 минимальных размеров оплаты труда, а для юридических лиц – пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

     Административный  штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного  штрафа в законную силу либо со дня  истечения срока отсрочки или  срока рассрочки15. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию16 (за исключением случаев, когда штраф взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения).

     Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о наложении  административного штрафа, принимают  решение о привлечении лица, не уплатившего штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25. КоАП РФ17.

     Напомню, что исключением является взимание административного штрафа без составления  протокола об административном правонарушении за нарушения в области дорожного  движения. В этом случае постановление  о назначении штрафа оформляется  на месте совершения нарушения, а  сумма штрафа вносится или перечисляется в банк или иную кредитную организацию.

     Возмездное  изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения. Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

     В сфере административных правонарушений специфика возмездного изъятия  заключается в том, что оно  может быть обращено только на те вещи, которые были непосредственным орудием  совершения или предметом административного  правонарушения, и применено лишь к собственнику указанных вещей. При этом возмездное изъятие может  устанавливаться и применяться  в качестве, как основного, так  и дополнительного административного  наказания.

     Применить возмездное изъятие значительно  сложнее, чем конфискацию, предусматривающую  безвозмездное обращение в доход  государства изъятых предметов, поэтому на практике оно используется крайне редко. В настоящее время  в качестве наказания за административные правонарушения эта мера предусматривается  лишь в частях 2 и 3 статьи 20.8. КоАП РФ – за нарушение правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему. В обоих случаях возмездное изъятие устанавливается в качестве дополнительного наказания, которое  может назначаться к основному  наказанию или не назначаться.

     В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции  Российской Федерации «никто не может  быть лишен своего имущества иначе  как по решению суда». Под лишением имущества в данном случае понимается принудительное прекращение права  собственности. Возмездное изъятие  является одним из оснований такого прекращения права собственности. Поэтому в соответствии с требованиями данной конституционной нормы статьёй 3.6. КоАП РФ установлено, что возмездное изъятие может быть назначено только судьей.

     Граждане, чье существование и доходы полностью  или в основном связаны с охотой и рыболовством, не могут быть лишены охотничьего оружия, других орудий охоты или рыболовства и боеприпасов. В этой связи в части 2 статьи 3.6. КоАП РФ установлено, что возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не могут  применяться к лицам, для которых  охота или рыболовство – основной законный источник средств к существованию. Такое исключение сделано главным  образом для граждан, составляющих коренные малочисленные народы и  этнические общности, исконная среда  обитания которых связана с животным миром и основными видами деятельности которых являются охота или рыболовство.

     Конфискация орудия совершения или  предмета административного  правонарушения. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей.

     В отличие от уголовного законодательства, предусматривающего наказание в  виде конфискации всего или части  имущества лица, совершившего преступление, в КоАП РФ в качестве наказания  применяется конфискация строго определенных вещей – орудий совершения или предметов административного  правонарушения. Однако КоАП РФ значительно  расширил применение данного административного  наказания по сравнению с ранее  действовавшим КоАП РСФСР. Конфискация  орудий совершения или предметов  административного правонарушения предусмотрена более чем в 50 статьях  Особенной части КоАП РФ в качестве дополнительного вида административного  наказания.

     Резко расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт  и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, не сертифицированные  средства  связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

     Однако  точно так же, как и при возмездном изъятии у граждан, чье существование  и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, для которых охота или рыболовство  – основной законный источник средств  к существованию, нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасы  и другие дозволенные орудия охоты  или рыболовства. Соответствующее  положение сформулировано в части 2 статьи 3.7. КоАП РФ, регламентирующей применение конфискации как меры административного наказания.

     С учетом конституционного положения  о невозможности лишения имущества  иначе как по решению суда конфискация  орудия совершения или предмета административного  правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьей.

     Подчеркну, что в статье 3.7. КоАП РФ, не содержится положения, согласно которому конфискован, может быть лишь предмет, находящийся  в личной собственности правонарушителя. Решение законодателя в данном случае основывается на правовой позиции Конституционного Суда РФ, который в связи с проверкой  норм таможенного законодательства пришел к выводу, что конфискация  как мера административной ответственности  применяется независимо от того, кем  является лицо, незаконно перемещающее товары и транспортные средства, - собственником  товаров и транспортных средств, покупателем, владельцем либо выступает  в ином качестве, достаточно в соответствии с законодательством для совершения с ними действий от своего имени, а  также независимо от того, установлено  лицо, совершившее таможенное правонарушение, или нет. Соответственно КоАП РФ допускает  конфискацию орудий и предметов  административного правонарушения, как у их собственников, так и у других лиц, владеющих данными предметами.

     Лишение специального права, предоставленного физическому  лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

     В статье 3.8. КоАП РФ, определяющей лишение  специального права как вид административного  наказания, в отличие от аналогичной  статьи 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР не уточняется содержание специальных  прав, которых может быть лишен  гражданин. В Особенной части  КоАП РФ предусмотрено лишение права  на охоту; права на управление транспортным средством; самоходной машиной или  другими видами техники; на управление воздушным судном; судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном. Следует отметить, что в статьях 32.5. и 32.6. КоАП РФ упоминается лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Информация о работе Понятие и виды административных наказаний