Понятие объекта культурного наследия (памятники истории и культуры)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования – определить правовой статус органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие объекта культурного наследия (памятники истории и культуры);
- выявить основные цели, задачи и общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия;
- определить права и обязанности федеральных органов государственной власти в области сохранения и использования объектов культурного наследия;

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 59.93 Кб (Скачать)

     К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов  в области сохранения, использования, популяризации и государственной  охраны объектов культурного наследия относятся:

     1) сохранение, использование и популяризация  объектов культурного наследия, находящихся в собственности  поселений или городских округов;

     2) государственная охрана объектов  культурного наследия местного (муниципального) значения;

     3) определение порядка организации  историко-культурного заповедника  местного (муниципального) значения.

     На  основании Федерального закона  от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения относятся к вопросам местного значения поселения, а также городского округа.

     Из  вышесказанного можно сделать вывод, что современное законодательство в области правовой охраны объектов культурно-исторического наследия имеет ряд недостатков, которые  выражаются в отсутствии закрепленной в законе обязанности для органов  местного самоуправления утвердить  положение о зоне охраны объектов культурного наследия для поселений, получивших статус «историческое поселение». По мнению Д.Г. Владимирова необходимо разработать и утвердить Реестр исторических городов Российской Федерации, внести в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» императивные нормы о том, что каждое муниципальное образование, получившее статус исторического поселения, должно утвердить собственное положение о зоне охраны объектов культурного наследия.12 Учитывая фактическую неспособность местных бюджетов финансировать мероприятия по охране объектов культурного значения, необходимо ориентировать налоговое законодательство на предоставление долгосрочных налоговых льгот (на 10 - 15 лет) частным инвесторам, владеющим земельным участком, где расположен объект культурного значения. Данные методы экономического регулирования позволят привлекать средства частных лиц на мероприятия по восстановлению и охране памятников и объектов архитектурно-культурного значения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В современной России немалое внимание уделяется сохранению и охране объектов культурного наследия. Однако само понятие «объекты культурного наследия» включено в правовой оборот относительно недавно и еще малоизучен. Вследствие этого возникает немало споров относительно данного определения, как в научной литературе, так и в нормативно-правовых актах.

      Основным  недостатком сформулированных в  литературе научных определений понятия «памятники истории и культуры» является то, что памятники рассматриваются исключительно как особый вид имущества, обладающего набором специфических признаков, свойств и подлежащего в силу этого сбережению в интересах конкретного социума независимо от воли человека.

      Легальное определение понятия «объекты культурного  наследия», закрепленное в статье 3 Федерального закона № 73-ФЗ, также подверглось заслуженной критике со стороны ученых и практиков. Дефиниция не отражает необходимых сущностных черт исследуемых объектов, что свидетельствует о внутренней несогласованности документа, положения которого сложны для уяснения и толкования, и нередко приводит на практике к судебным спорам, принятию органами государственной власти и органами местного самоуправления неверных решений.

     Из  вышесказанного следует вывод, что  в современных социально-экономических условиях требуется совершенствование законодательства о защите объектов архитектурного, исторического и культурного значения.

     Контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия ведется на всех уровнях государственной власти. Так, на федеральном уровне  органом исполнительной власти, выполняющим указанные функции, является Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России). В его полномочия входит принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок охраны и сохранения особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, требования к содержанию и формам отчетности; принятие положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и др.

     На  уровне субъектов РФ, в частности, в Ставропольском крае осуществление контроля за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия входит в полномочия министерства культуры Ставропольского края.

     К полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения и использования объектов культурного наследия относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и др. 
           Проанализировав перечень полномочий органов государственной власти в области контроля за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия на всех уровнях власти, мы пришли к выводу о том, что правовое регулирование механизма охраны объектов культурного значения недостаточно эффективно. Так, например, в законе не закреплена обязанность для органов местного самоуправления утвердить положение о зоне охраны объектов культурного наследия для поселений, получивших статус «историческое поселение», отсутствуют императивные нормы о том, что каждое муниципальное образование, получившее статус исторического поселения, должно утвердить собственное положение о зоне охраны объектов культурного наследия.

     В области осуществления государственной  охраны и использования объектов культурного наследия существуют множество других недостатков, которые приводят к разрушению и уничтожению ежегодно в РФ по 300 - 400 памятников архитектуры. Из них особенно острыми являются: отсутствие экономической выгоды в виде налоговых льгот для частных инвесторов, способных вложить собственные финансовые средства в реконструкцию объектов архитектурно-культурного наследия; низкий уровень раскрываемости преступлений по фактам уничтожения памятников; недостаток средств на возрождение и содержание памятников.

     Сохраненные памятники обеспечивают культурную преемственность, дают возможность, опираясь на непреходящие ценности прошлого, их творческое освоение, лучше понять современность. В переломные моменты  обостряется не только интерес к  культурно-историческому наследию, но и переживание за те ошибки, которые  привели к невосполнимым потерям  национальных ценностей. Сегодняшнее отношение людей к вопросам сохранения национальных ценностей есть признак обновления общественного сознания, глубоких изменений, происходящих во всей социокультурной ситуации. В то же время следует отметить, что процесс формирования ценностного отношения к памятникам истории и культуры нельзя считать завершенным; предпринимаемые усилия далеко не в полной мере соответствуют масштабам существующих в этой сфере разрушительных тенденций. Как писал Д.С.Лихачев: «Преднамеренное уничтожение памятников, их физическое разрушение из-за отсутствия элементарного ухода или вследствие недопустимого использования, и деградация, и утрата веками складывавшегося своеобразия исторических городов, селений в результате современной градостроительной и хозяйственной деятельности - знаки явного неблагополучия в этой области, ставшего общенациональной болью, до сих пор не отошли в прошлое». 
 
 
 
 

Используемая  литература 

  1. Конституция РФ - СПС "Консультант плюс", 2012 г.
  2. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I " «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»
  3. Закон РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры»
  4. ФЗ от 18 декабря 1997 года №152-ФЗ «О наименованиях географических объектов»
  5. ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
  6. Постановление Правительства от 24.10.2011 №859 «О Министерстве культуры Российской Федерации»
  7. Постановление Губернатора Ставропольского края от 14 июля 2008 г. №553 «Об утверждении положения о Министерстве культуры Ставропольского края»
  8. ФЗ от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  9. Постановление Правительства РФ от 26.04.2008 №315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»
  10. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М.: Юристъ, 2005
  11. Потапова Н.А. Международно-правовые проблемы охраны культурных ценностей и законодательство Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. М., 2001
  12. Пронина, Е. Н Технико-юридическое исследование законодательной дефиниции "объекты культурного наследия" /Е.Н. Пронина. //Право и государство. -2009. - № 6
  13. Рыбак К.Е. Конвенция об охране подводного культурного наследия и защита культурных ценностей // Культура: управление, экономика, право. – 2006.
  14. Копсергенова А.А. Культурное наследие: философские аспекты анализа: Дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. Ставрополь, 2008
  15. Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Л.: Издательство Ленингр. ун-та, 1990
  16. Мазенкова А.А. Культурное наследие как самоорганизующаяся система: Автореф. дис. ... канд. философ. наук: 24.00.01. Тюмень, 2009
  17.   Шестова С.М. Историко-культурологический анализ нормативного регулирования охраны и использования памятников истории и культуры в России: Автореф. дис. ... канд. культурологич. наук: 24.00.03. Санкт-Петербург, 2009
  18. Александрова М.А. Гражданско-правовой режим культурных ценностей в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. Санкт-Петербург, 2007
  19.   Диканов К.А. Борьба с преступными посягательствами на культурные ценности: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2008
  20. Александрова М.А. Указ. соч. С. 10 - 11.
  21. Панфилов А.Н. «Культурные ценности и объекты культурного наследия: проблема унификации понятий» /"Право и политика", 2011, № 2
  22.   Владимиров Д.Г. Законодательное обеспечение сохранения исторического и культурного наследия при осуществлении строительной деятельности в крупных городах // Аналитический вестник Совета Федерации. 2008. N 14(359). Актуальные проблемы экономики современной России (часть I)

Информация о работе Понятие объекта культурного наследия (памятники истории и культуры)