Понятие объекта культурного наследия (памятники истории и культуры)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования – определить правовой статус органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие объекта культурного наследия (памятники истории и культуры);
- выявить основные цели, задачи и общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия;
- определить права и обязанности федеральных органов государственной власти в области сохранения и использования объектов культурного наследия;

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 59.93 Кб (Скачать)

     Очевидно, что дефиниция «объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации», закрепленная в статье 3 Федерального закона N 73-ФЗ, нуждается в пересмотре.

     Обобщая определения авторитетных ученых, указанные  выше, и учитывая все неточности определений, беря за основу авторитетное мнение А.Н. Панфилова, можно сделать вывод, что под объектами культурного наследия следует понимать совокупность созданных человеком или подвергнутых его целенаправленному воздействию в прошлом недвижимых культурных ценностей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской федерации на основании нормативного правового акта уполномоченного органа публичной власти. Только в отношении зарегистрированного в реестре объекта недвижимого имущества государством должен устанавливаться особый режим охраны, обеспечивающий его аутентичность в интересах социума.11  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Цели, задачи и общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия  

     Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система  правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции  мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и  использованием объектов культурного  наследия.

     Государственная охрана объектов культурного наследия подразделяется на государственную  охрану:

- объектов  культурного наследия;

- выявленных  объектов культурного наследия;

- объектов, представляющих историко-культурную  ценность.

     Целями  государственной охраны объекта  культурного наследия являются:

- предотвращение  их повреждения;

- предотвращение  разрушения;

- предотвращение  уничтожения;

- предотвращение  изменения облика и интерьера;

- предотвращение  нарушения установленного порядка  их использования;

- предотвращение  перемещения;

- предотвращения  других действий, могущих причинить  вред объектам культурного наследия;

- защита  объектов культурного наследия  от неблагоприятного воздействия  окружающей среды и от иных  негативных воздействий.

     Согласно  ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» государственная  охрана объектов культурного наследия включает в себя государственный контроль за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов культурного наследия, который проводится Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Важное место в законе отведено решению проблемы учета объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, формирование и ведения реестра. Закон определяет задачу подготовки государственного реестра объектов культурного наследия, как государственной информационной системы, включающей в себя банк данных об объектах культурного наследия России, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

     В свою очередь под государственным учетом объектов культурного наследия и их территорий следует понимать: выявление и обследование объектов культурного наследия; фиксацию объектов исторической застройки и их территорий; организацию и проведение государственной историко-культурной экспертизы с целью определения исторической, научной, художественной или иной культурной ценности объектов, исторической застройки и иных недвижимых объектов; принятие вновь выявленных объектов культурного наследия под государственную охрану; научное изучение объектов культурного наследия; составление паспортов на объекты культурного наследия и другое информационное обеспечение; ведение Единого государственного реестра объектов культурного наследия и их территорий, его публикацию.

     Государственный учет предполагает проведение историко-культурной экспертизы в целях обоснования включения объекта культурного наследия в реестр; определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра; определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, намечаемых землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, а также проектов проведения указанных работ требованиям государственной охраны объекта культурного наследия; определения степени соответствия проектной документации и производственных работ нормативным требованиям к сохранению объекта культурного наследия; отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия; установления ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, которая может быть уголовной, административной, гражданской, дисциплинарной; согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления об отводе земель и изменении их правового режима; контроля за разработкой градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия и др.

     В целях обеспечения сохранности  объекта культурного наследия в  его исторической среде на сопряженной  с ним территории устанавливаются  зоны охраны объекта культурного  наследия: охранная зона, зона регулирования  застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

     Необходимый состав зон охраны объекта культурного  наследия определяется проектом зон  охраны объекта культурного наследия.

     Под охранной зоной понимается территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

     В пределах территории зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

     Зона  охраняемого природного ландшафта - это территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

     Таким образом, рассмотрев цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия, можно сделать вывод, что нормативно-правовыми актами, в частности, Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», поставлены актуальные цели и задачи, наиболее полно сформулированы общие принципы, отвечающие современным требованиям в области контроля, осуществляемого государством, за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия. Из этого следует, что Российской Федерацией гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Права и обязанности федеральных органов государственной власти в области сохранения и использования объектов культурного наследия 

     К полномочиям федеральных органов  государственной власти в области  сохранения, использования, популяризации  и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

     1) установление ограничений при  пользовании объектами культурного  наследия и земельными участками  или водными объектами, в пределах  которых располагаются объекты  археологического наследия;

     2) проведение единой инвестиционной  политики в области государственной  охраны объектов культурного  наследия;

     3) утверждение федеральных целевых  программ сохранения, использования,  популяризации и государственной  охраны объектов культурного  наследия;

     4) определение политики в области  государственной охраны объектов  культурного наследия;

     5) сохранение, использование и популяризация  объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности,  перечень которых утверждается  Правительством Российской Федерации;

     5.1) государственная охрана объектов  культурного наследия федерального  значения, перечень которых утверждается  Правительством Российской Федерации;

     6) организация и определение порядка  деятельности федерального органа  исполнительной власти, специально  уполномоченного в области государственной  охраны объектов культурного  наследия;

     7) установление общих принципов  содержания объектов культурного  наследия и установления границ  территорий объектов культурного  наследия и их зон охраны, проведения  строительных, ремонтных и иных  работ на территориях объектов  культурного наследия и в зонах  их охраны;

     8) установление общих принципов  сохранения объектов культурного  наследия;

     9) формирование совместно с органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации и ведение  единого государственного реестра  объектов культурного наследия (памятников  истории и культуры) народов Российской  Федерации;

     10) принятие решения о включении  объекта культурного наследия  федерального значения в единый  государственный реестр объектов  культурного наследия (памятников  истории и культуры) народов Российской  Федерации, об исключении объекта  культурного наследия из указанного  реестра, о перемещении объекта  культурного наследия или об  изменении его внутреннего или  внешнего облика, об изменении  категории историко-культурного  значения объекта культурного  наследия федерального значения  либо о воссоздании утраченного  объекта культурного наследия  федерального значения;

     11) осуществление государственного  контроля за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;

     11.1) осуществление контроля и надзора  за соблюдением законодательства  Российской Федерации в области  сохранения, использования, популяризации  и государственной охраны объектов  культурного наследия;

     12) отнесение объектов культурного  наследия к особо ценным объектам  культурного наследия народов  Российской Федерации;

     13) установление порядка формирования  перечня объектов культурного  наследия, рекомендуемых Российской  Федерацией для включения в  Список всемирного наследия;

     14) формирование перечня не подлежащих  отчуждению объектов культурного  наследия, находящихся в федеральной  собственности;

     15) утверждение режимов использования  территорий и зон охраны объектов  культурного наследия, отнесенных  к особо ценным объектам культурного  наследия народов Российской  Федерации, и объектов культурного  наследия, включенных в Список  всемирного наследия;

     16) установление общих принципов  содержания историко-культурных  заповедников;

     17) отнесение объектов культурного  наследия к историко-культурным  заповедникам федерального значения;

     18) установление порядка проведения  государственной историко-культурной  экспертизы;

     19) осуществление Российской Федерацией  международного сотрудничества  в области охраны объектов  культурного наследия;

Информация о работе Понятие объекта культурного наследия (памятники истории и культуры)