Понятие основ конституционного строя РФ

Автор: K****************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 21:09, реферат

Описание работы

Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства понятие “основы конституционного строя”. Оно заменило содержавшиеся в
Конституции РСФСР 1937 г. понятие “общественное устройство” и в Конституции
РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного строя и политики”.

Содержание

Глава I. Понятие основ конституционного строя 6.
Глава II. Принципы демократического государства и республиканской формы правления 8.
Глава III. Принципы суверенитета народа и формы его осуществления____________16.
Глава IV. Принципы приоритета права и свобод человека. Социальное государство 19.
Глава V. Принцип экономического, политического и идеологического плюрализма в Российской Федерации 22.
Глава VI. Принципы светского и многонационального (вненационального) государства 26.
Глава VII. Принципы государственного суверенитета и разделения властей 28.

Заключение 32.

Работа содержит 1 файл

Право.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

 В системе  разделения властей одна ветвь  государственной власти ограничивается  и контролируется другой, взаимно  уравновешивая друг друга, как  механизм сдержек и противовесов. В ст. 10 Конституции РФ установлено:

 “Государственная  власть в Российской Федерации  осуществляется на основе разделения  на законодательную, исполнительную  и судебную. Органы законодательной,  исполнительной и судебной власти  самостоятельны”. 

 Обратим внимание на два обстоятельства. Во-первых, система властей в государствах, конституции которых провозглашают такое разделение, не исчерпывается только тремя перечисленными ветвями власти. Каждая национальная система разделения властей имеет свои особенности. В государствах, где президентская власть отделена от исполнительной (т. е. президент не является главой исполнительной власти), но наделена значительными полномочиями, система разделения властей включает самостоятельную четвертую власть. Самостоятельна и независима иногда и контрольно-надзорная власть (органы прокуратуры и др.). Во-вторых, в федеральных государствах суверенная власть государства разделена по иному признаку между центральными (федеральными) органами и органами субъектов федерации. 

 В Российской Федерации государственная власть представлена, с одной стороны, федеральной властью, полномочия которой закреплены ст. ст. 71, 72

 Конституции  РФ, а также властью субъектов  федерации - республик, краев,  областей, городов федерального  значения, автономной области, автономных округов, действующих согласно ст. ст. 72, 73 в пределах своей компетенции, с другой стороны - президентской, законодательной, исполнительной и судебной. 

 Президент  РФ может воздействовать на  законодательную власть с помощью:  а) права законодательной инициативы, внося законопроекты в законодательную палату парламента - Государственную Думу; б) используя право законодательного вето - возможности оспорить принятый парламентом закон

(ст. ст. 104, 107); права  в указанных в законе случаях распустить

 Государственную  Думу (ст. ст. 111, 117). Федеральная законодательная  власть, представленная российским  парламентом - Федеральным Собранием  РФ может преодолеть вето президента (ст. 107), а в определенных законом  случаях даже отрешить его  от должности (ст. 93). 

 Судебная  власть в Российской Федерации  представлена системой общих  судов, возглавляемых Верховным  Судом РФ, системой экономических  судов во главе с Высшим  арбитражным судом РФ, Конституционным  судом РФ и иными федеральными  судами (например, военными). Система федеральных судов, с одной стороны, зависит от Президента РФ и законодательной власти, ибо эти органы формируются по согласованному решению главы государства и одной из палат парламента (ст. 83), с другой стороны, Конституционный суд обладает правом отменить неправомерные акты Президента и парламента, а Верховный и

 Конституционный  суды РФ принимают участие  в процессе отрешения Президента  от должности (ст. ст. 125, 93). 

 Принцип разделения  властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, конкретизируется в главах 3, 4, 5, 7, 8рпи определении статуса Президента,

 Федерального  Собрания, судебной власти и других  систем государственных органов  местного самоуправления. При этом  разделение полномочий между  различными системами органов  предполагает не только их определенную самостоятельность и взаимосвязь, но и тесное взаимодействие (например, процедура назначения главы правительства, отрешение Президента от должности, решение проблем федерального бюджета, введение чрезвычайных режимов и др.). 

 Итак, ст. 4 Конституции  РФ является одной из отправных  статей, входящих в главу 1 “Основы  конституционного строя”. Суть части  первой статьи 4 состоит в провозглашении  суверенитета. Этот суверенитет  предполагает верховенство и  единство власти Федерации, и обязательность актов ее органов для всех граждан и вообще всех физических лиц на территории Российской Федерации. А принцип разделения властей, закрепленный в общей форме в статье 10 Конституции РФ, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус и компетенцию Федерального

 Собрания, Президента, Правительства и судов Российской  Федерации. 

 Заключение. 

 Новая российская  Конституция восприняла структуру,  характерную для многих новейших  конституций. Первая ее глава  устанавливает основы конституционного строя России, составляющие совокупность принципов, основных ее положений, являющихся первичной нормативной базой, как для остальных положений конституции, так и иных нормативно-правовых актов. 

 Конституция  Российской Федерации - это основной закон, который должен знать каждый человек, который живет в демократической, федеральной и правовой России, и являющийся ее гражданином. И поэтому, при написании курсовой работы по дисциплине “Конституционное право Российской Федерации”, при выборе темы предпочтение было отдано раскрытию темы “Основы конституционного строя Российской Федерации”. 

 Именно здесь  сформулированы исходные связи  государственной власти с человеком,  народом (обществом), другими государствами,  а также ее внутреннее устройство. Эту целостную систему образуют: признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью, а также обязанности государства соблюдать и защищать таковые; демократический характер власти; суверенитет народа; верховенство права; политическое и идеологическое многообразие; единство экономического пространства и свобода экономической деятельности; разделение властей; социальный характер государства; светский характер государства; верховенство конституции; приоритет международного права над внутригосударственными; федерализм; признание и гарантирование местного самоуправления. 

 Список использованных  источников и литературы. 

 Нормативно-правовая  документация: 

1) Закон РСФСР  от 25 октября 1990 г. “О свободе  вероисповеданий”. -

 М., 1991. - 87 с. 

 2) Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на

1 января 1997 г., с  историко-правовоым комментарием. - М.: Издательская группа ИНФРА  М - НОРМА, 1997. - 80 с. 

3) Федеральный  конституционный закон “О референдуме  Российской

 Федерации”. Федеральный закон “Об общественных объединениях”. - М., 1995.-

96 с. 

 Литература: 

1) Комментарии  к Конституции РФ. / Под ред.  Мирошникова В.А. - М.:

 Экмос, 1999. - 174 с. 

2) Баглай М.  В. Конституционное право Российской  Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М -

 НОРМА, 1997. - 752 с. 

3) Жуйков В.  М. Права человека и власть  закона. - М., 1995. - 284 с. 

4) Козлова Е.  И. , Кутафин О. Е. Конституционное  право Российской

 Федерации.  Учебник, М.: Юристъ, 1996. - 480 с. 

5) Комментарий  к Конституции РФ / Общ, ред.  Кудрявцева Ю. В. - М.:

 Фонд “Правовая  культура”, 1996. - 552 с.

Информация о работе Понятие основ конституционного строя РФ