Понятие основ конституционного строя РФ

Автор: K****************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 21:09, реферат

Описание работы

Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства понятие “основы конституционного строя”. Оно заменило содержавшиеся в
Конституции РСФСР 1937 г. понятие “общественное устройство” и в Конституции
РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного строя и политики”.

Содержание

Глава I. Понятие основ конституционного строя 6.
Глава II. Принципы демократического государства и республиканской формы правления 8.
Глава III. Принципы суверенитета народа и формы его осуществления____________16.
Глава IV. Принципы приоритета права и свобод человека. Социальное государство 19.
Глава V. Принцип экономического, политического и идеологического плюрализма в Российской Федерации 22.
Глава VI. Принципы светского и многонационального (вненационального) государства 26.
Глава VII. Принципы государственного суверенитета и разделения властей 28.

Заключение 32.

Работа содержит 1 файл

Право.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Глава I. Понятие  основ конституционного строя 6. 

Глава II. Принципы демократического государства и  республиканской формы правления 8. 

Глава III. Принципы суверенитета народа и формы его  осуществления____________16.

 Глава IV. Принципы  приоритета права и свобод  человека. Социальное государство  19.

 Глава V. Принцип  экономического, политического и  идеологического плюрализма в  Российской Федерации 22.

 Глава VI. Принципы  светского и многонационального (вненационального) государства 26.

 Глава   VII. Принципы государственного суверенитета и разделения властей 28. 
 

Заключение 32. 

Список использованных источников и литературы 33. 

ГЛАВА I. Понятие  основ конституционного строя. 

 Конституция  1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства понятие “основы конституционного строя”. Оно заменило содержавшиеся в

 Конституции  РСФСР 1937 г. понятие “общественное  устройство” и в Конституции

 РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного  строя и политики”. 

 В каждом  обществе имеется свой строй:  экономический, политический, социальный, духовные отношения. Этот общественный  строй и является основой для  государства и права. 

 Конституционный строй - это совокупность закрепленных в конституции принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны находиться все другие конституционные положения, а также текущее законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции, т. е. то, что определяет само ее существо. 

 Положения  главы 1 Конституции РФ, формирующие  основы конституционного строя,  занимают главное место в иерархии  конституционных норм. Это находит  свое выражение в том, что  все другие положения Конституции  не могут противоречить основам конституционного строя в соответствии с ч. 2 ст. 16 конституции РФ: “Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.”[1] Данное предписание адресовано прежде всего второму по уровню (после Конституционного собрания) органу учредительной власти - Федеральному Собранию, которое может принимать законы об изменении и дополнении статей Конституции, но за исключением содержащихся в главе 1, а также главах 2 и 9 (ч. 1 ст. 135). Ни один принятый Федеральным Собранием закон, вносящий изменения в Конституцию

 РФ, не должен  противоречить основам конституционного  строя. Все нормы, содержащиеся  в последующих главах Конституции  РФ, должны толковаться в соответствии  с положениями главы 1. Положения  гл. 1 Конституции РФ могут быть  изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции.[2] 

 Таким образом,  статьи 1 главы Конституции РФ  имеют высшую юридическую силу  над другими статьями, любые изменения  этих статей недопустимо. 

 Статья 16 завершает  важнейшую главу Конституции  России “Основы конституционного строя”, которая определяет главные черты государственного и общественного строя, форму правления и политический режим (на этих моментах мы остановимся более подробно в дальнейших главах данной работы).

 Эти положения  необычайно важны, на них базируются все последующие главы

 Конституции.  Принципы, закрепленные в главе  1 из-за их чрезвычайной важности  нуждаются в особой защите. Это  нашло свое отражение в Основном  законе, который не допускает  пересмотра парламентом положений  этой главы.

 Данное конституционное установление дает стабильность нашей Конституции и конституционному строю. Если же предложения о пересмотре положений

 Конституции  будут поддержаны 3/5 голосов от  общего числа членов Совета

 Федерации  и депутатов Государственной  Думы, то они могут быть рассмотрены в особом порядке, предусмотренном в главе 9 Конституции с соблюдением весьма сложной процедуры. 

 ГЛАВА II. Принципы  демократического государства и  республиканской формы правления. 

 Принципу  демократизма следуют многий  государства. Первые демократические государства возникли еще в период античности. Само слово демократия происходит от греческого слова (demos - народ, kratos - власть). 

"Демократический  политический режим характеризуется  выборностью, сменяемостью, отчетностью  высших должностных лиц, юридическим равенством граждан, гарантиями прав меньшинства и недопущением произвола большинства.

 Он предусматривает  четкое определение границ возможного  вмешательства государства в  сферу гражданского общества  и обеспечивает эффективное функционирование механизма ограничения произвола бюрократического аппарата государства. Демократический политический режим предполагает существование определенного порядка, законности, прогнозируемости поведения граждан, государственных организации и легальных организаций". [3] 

 Таким образом,  наиболее существенными признаками  демократии являются следующие: 

1) наличие у  граждан широкого круга прав  и свобод, которые гарантированы  государством; 

2) отсутствие  у органов власти вне правовых  дискреционных полномочий; 

3) открытость  государственных решений и доступность  общество значимой информации; 

4) право исполнительных  органов государственной власти  издавать лишь подзаконные акты, но не законы; 

5) широкое применение  в деятельности государства метода политического компромисса. 

 Следует принципу  демократизма и Россия. в соответствии  с ч. 1 ст. 1

 Конституции  РФ: “Российская Федерация - Россия  есть демократическое федеральное  правовое государство с республиканской  формой правления”. Здесь сформулировано четыре принципа организации государственной власти. 

 Первый принцип  - это демократичность. 

 Определение  Российской Федерации в качестве  демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о  том, что единственным источником  власти в России является народ. В Российской Федерации участие народа в осуществлении государственной власти осуществляется в различных правовых формах, закрепленных Конституцией: референдум (ст. 3), свободные выборы (ст. 3), участие граждан в отправлении правосудия (ст. 32), местное самоуправление граждан (ст. 12). 

 Демократичность  государства проявляется в том,  что граждане равноправны и  обладают широкими правами и  свободами, в том числе участвовать  в управлении делами государства  (ст. 32). Конституцией РФ и законодательством предусмотрена выборность, непосредственно населением, законодательной власти (ст. ст. 94-97), представительных органов местного самоуправления (ст. 130), таких руководящих должностных лиц, как Президент

 РФ (ст. 81), главы  администраций субъектов федерации. Участие представителей народа в осуществлении судебной власти в качестве народных и присяжных заседателей предусмотрено в ст. ст. 32, 47, 123 Конституции РФ. 

 Второй принцип  - это республиканская форма правления. 

 Республиканская  форма правления - принцип внутренней организации государственной власти, непосредственно связанной с демократией. Он характеризует государство, в котором высшие органы власти избираются населением либо другими выборными (т. е. представительными) органами. Кроме того, представительные органы избираются на определенный срок, а решения в коллегиальных органах (состоящих из трех и более депутатов) принимаются голосованием большинством голосов. Такая форма правления отличается от монархии, где власть целиком или частично принадлежит одному лицу и как правило, передается по наследству, и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть. 

 Главой государства  в Российской Федерации является  ее президент, избираемый гражданами  сроком на четыре года (ст. ст. 80, 81), а представительным и законодательным органом - Федеральное Собрание

(парламент), одна  из палат которого - Совет Федерации  составляется из двух представителей  от каждого субъекта РФ: по  одному из представительного  и исполнительного органов государственной власти, а другая - Государственная

 Дума, избирается  населением сроком на четыре  года (ст. ст. 94, 95, 96). 

 Итак, исходя  из положений ст. 1 Конституции  РФ, по форме правления

 Россия - республика. Республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются прямо или формируются парламентом. Существуют две основные разновидности республиканской формы правления: президентская и парламентская. В президентской республике полномочия главы государства и главы правительства сосредоточенны в руках президента. А в парламентских республиках обеспечивается верховенство парламента, перед парламентом правительство ответственно за свою деятельность. 

 Какая же  форма правления существует в  нашей стране - президентская или парламентская? В прямом, классическом виде - ни президентская, ни парламентская. Думается, что в России парламентско-президентская форма правления. Президент избирается народом, имеет полномочия, позволяющие, ему действовать независимо от правительства и в то же время наряду с президентом действует правительство, ответственное перед парламентом. 

 Третий принцип  - Российская Федерация как федеративное  государство. 

 Федеративное  государство характеризуется сложной  формой территориального устройства, при которой суверенная власть государства разделена между центральными, т. е. федеральными органами власти, входящих в федерацию государственных образований - субъектов федерации. 

 Субъекты  федерации - территориальные единицы,  подобные государству по статусу, обладающие не всеми, но некоторыми признаками государства

(например, конституцией, законодательными органами). Поэтому  современное понимание федерации  означает государство, в состав  которого входят территориальные  образования - субъекты федерации, обладающие определенной частью суверенитета, т. е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Государственная власть разделена между центральными общегосударственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами членов федерации, представляющими интересы данных регионов и соответствующего им населения. 

 Согласно  Конституции 1993 г. Российская  Федерация состоит из 89 субъектов  федерации, равноправных в отношениях  с общефедеральными органами.

 Это республики, края, области, города федерального  значения, автономная область, автономные  округа. Принципы распределения  власти по территории, т. е.  принципы федерального устройства, закрепляются в Конституции РФ. Такими принципами согласно ст. 5 Конституции РФ являются: " государственная целостность, единство системы государственной власти, "открытость" (т. е. возможность принятия нового субъекта), равноправие и самоопределение народов, возможность изменения статуса субъекта, равноправие субъектов федерации в отношениях с федеральными органами, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской

 Федерации  и органами власти субъектов  Российской Федерации"[4]. 

 Принцип федерализма  дает правовую гарантию целостности, как территории

 Федерации,  так и территорий ее субъектов,  где обязательным условием федеративного  государства является верховенство  федерального законодательства  над законодательством субъектов  федерации. 

 И, наконец,  четвертый принцип - Российская Федерация как правовое государство. 

 Правовое  государство - государство, само  ограничивающее свою власть правом, т. е. системой общеобязательных  норм, вырабатываемых обществом  для упорядочивания, стабилизации  жизни людей. Правовое государство  “связано” правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. А нормы, выражающие меру прав и свобод, должны быть зафиксированы в Конституции и законах. 

 Правовое  государство обладает чертами,  которые присущи всякому государству.  Однако, в дополнение к ним,  правовое государство характеризуется  следующими особенностями, которые  являются признаками правового  государства: 

- верховенство  закона (в правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон; Конституция РФ, ее положения обязательны абсолютно для всех государственных и самоуправленческих органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных лиц, а так же частных физических и юридических лиц, находящихся на российской территории, независимо от их государственной принадлежности); 

Информация о работе Понятие основ конституционного строя РФ