Понятие, предмет, метод административного права и его место в системе российского права. Источники административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:07, реферат

Описание работы

Цель реферата – рассмотрение административного права как отрасли права, занимающей важное место в правовой системе России.
Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность административного права как отрасли права;
- изучить предмет и методы административного права;
- определить место административного права в системе российского права;
- дать понятие источников административного права;
- охарактеризовать виды источников отрасли рассматриваемого права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Административное право как отрасль права…………………….5
1.1. Понятие и сущность отрасли административного права………………….5
1.2. Предмет и метод административного права………………………………..7
1.3. Административное право в системе российского права…………………14
Глава 2. Источники административного права…………………………....17
2.1. Понятие источников административного права ………………………….17
2.2. Виды источников административного права …………………………..…19
Заключение……………………………………………………………………...23
Библиографический список…………

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по админ. праву.doc

— 148.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по правоведению

на тему «Понятие, предмет, метод административного права и его место в системе российского права. Источники административного права»

Автор Селлер Елена 316

Код работы е0782 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 
 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Административное право как отрасль  права…………………….5

1.1. Понятие  и сущность отрасли административного  права………………….5

1.2. Предмет  и метод административного права………………………………..7

1.3. Административное право в системе российского права…………………14

Глава 2. Источники административного права…………………………....17

2.1. Понятие источников административного права ………………………….17

2.2. Виды источников административного права …………………………..…19

Заключение……………………………………………………………………...23

Библиографический список……………………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Актуальность. Административное право – одна из самых объемных по своему содержанию отраслей права, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также «управленческий разрез» всех сфер экономического и социального развития.

    Управление  чаще всего воздействует на сам процесс  жизненного бытия, затрагивая все сферы  и механизмы общества. Регулятором  всех отношений возникающих в сфере управления является административное право. Оно призвано регулировать общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.

    Административное  право, право внутриорганизационного характера, постоянно усиливает свою социальную значимость.

      Цель  реферата – рассмотрение административного права как отрасли права, занимающей важное место в правовой системе России.

    Достижению  указанной цели способствует решение  следующих задач: 

    - раскрыть понятие и сущность административного права как отрасли права;

    - изучить предмет и методы административного  права;

    - определить место административного права в системе российского права;

    - дать понятие источников административного права;

    - охарактеризовать виды источников  отрасли рассматриваемого права.

    Теоретическая основа данной работы включает совокупность учебных материалов по административному праву и одной монографии.

    Нормативную базу составили Конституция РФ, федеральный закон «О Правительстве Российской Федерации».

     Структура представленной работы обусловлена поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, библиографического списка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Административное право как отрасль  права

1.1. Понятие и сущность  отрасли административного  права 

    Административное  право как отрасль в системе  российского права играет, наряду с конституционным, гражданским  и уголовным правом, ведущую роль в регулировании общественных отношений. В сфере его регулирующего воздействия находятся отношения, которые складываются по поводу организации и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов.

    Решение основных задач исполнительной власти по непосредственной реализации целей и приоритетов государственного управления обществом возложено на государственную администрацию, которая представляет государство в повседневных отношениях с частными лицами1. Государственная администрация являет собой систему государственных органов (с их персоналом в лице государственных служащих), осуществляющих «администрирование», т.е. организаторскую, управленческую деятельность путем реализации закрепленных в правовых нормах функций и исполнительно-распорядительных полномочий. Отсюда совокупность норм, регулирующая отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государственной администрации, получила обозначение «административное право».2

    Деятельность  государственной администрации  затрагивает интересы и ценности всего общества в противовес хотя и общественным, но в определенной степени корпоративным интересам партий, профсоюзов и иных общественных объединений. По целям своей деятельности она отличается также от администрации частных, коммерческих организаций, деятельность которой регулируется гражданским правом. Основная цель государственной администрации - удовлетворение общественных интересов. Выгоду от эффективного управления получает не сама государственная администрация, а государство, его граждане.

    Государственная администрация призвана обеспечивать общественное благо. Ее представители не имеют права во взаимоотношениях с частными лицами выступать от своего лица, в своих непосредственных или косвенных интересах. Они должны действовать в интересах общества. Отсюда необходимы правовые нормы, обеспечивающие четкую компетенцию ее органов и служащих, действенность и законность принимаемых ею мер.

    Административное  право, следовательно, выступает одновременно как средство реализации государственной  воли в отношениях «исполнительная власть - частное лицо» и как средство защиты частных лиц от возможного произвола государственной администрации. В его задачу входит обеспечить справедливый баланс интересов в повседневных отношениях «государство - частное лицо», в том числе в тех из них, которые приобретают конфликтную форму.3

    Таким образом, административное право - это  отрасль публичного права, представленная системой юридических норм, которые  регулируют организацию государственной  администрации, ее функционирование и  порядок ее взаимоотношений с  частными лицами в процессе осуществления исполнительной власти и управления делами государства. 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Предмет и метод  административного  права 

    Предмет административного права составляет определенный вид общественных отношений, которые оно регламентирует, превращая их в административные правоотношения.4 В сферу административно-правового регулирования входят отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления. Административное право регулирует не все отношения в этой сфере, а лишь наиболее принципиальные, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании.

     В юридической науке утвердилось  мнение о том, что отрасли права  отличаются друг от друга,  прежде всего  предметом и методом правового регулирования. В литературе по поводу содержания и структуры предмета административного права имеются самые различные мнения.

     Так, Д.Н. Бахрах отмечает, что «предметом административного права являются отношения, возникающие при организации  исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями».5

     Также имеется и другое мнение по поводу предмета административного права. Так, по мнению Ю.М. Козлова, «предмет административного  права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

     а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются  задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

     б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

     в) управленческие отношения, возникающие  с участием субъектов местного самоуправления;

     г) отдельные управленческие отношения  организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий».6

     Таким образом, Ю.М. Козлов в качестве предмета административного права рассматривает круг общественных отношений, складывающийся в сфере исполнительной власти.

     Однако, по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета административного права  только кругом общественных отношений  в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений».7 

     Таким образом, предмет административного права имеет свою структуру, которая включает определенные составные части. Среди них можно выделить:

    1) Общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией государственной администрации, ее функционированием и реализацией исполнительно-распорядительных полномочий в процессе государственного управления. Эти отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные: вертикальные и горизонтальные) и внешние.

    Вертикальные  отношения складываются:

- между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне системы (например между вышестоящими и нижестоящими органами);

- между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями (корпорациями, концернами), предприятиями и учреждениями. Это могут быть отношения субординации или координации.

    Горизонтальные  отношения в процессе государственного управления складываются между органами, находящимися на одном организационно-правовом уровне системы исполнительной власти (например, между министерствами).

    Внутриаппаратные  отношения связаны с внутренней организацией и функционированием отдельно взятых органов государственной администрации, взаимодействием их структурных подразделений и должностных лиц, определением их компетенции и т.д.

    Внешние отношения связаны с управленческим воздействием на субъектов административного права, не входящих в систему органов исполнительной власти и не находящихся в их официальном, служебном подчинении.

    Среди них можно выделить отношения:

- между органами исполнительной власти и гражданами;

- между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями;

- между государственной администрацией и негосударственными (коммерческими) предприятиями и организациями, действующими в различных областях государственного регулирования.

    2) В предмет административного права входят отношения, возникающие в связи с осуществлением контроля за деятельностью государственной администрации. Этот контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний (административный) контроль осуществляется органами самой государственной администрации. Для его проведения могут создаваться специализированные контрольные структуры (например Контрольное управление администрации Президента РФ). Внешний контроль осуществляют законодательные и судебные органы, Уполномоченный по правам человека, Счетная палата и т.д.;

Информация о работе Понятие, предмет, метод административного права и его место в системе российского права. Источники административного права