Понятие, система и источники административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:43, творческая работа

Описание работы

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права определяют порядок организации и деятельности управленческого аппарата, права и обязанности должностных лиц и граждан, порядок рассмотрения административных споров, наложения административных взысканий.

Работа содержит 1 файл

ТР. Административное право.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

     Основные  данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Современная Гуманитарная Академия
Вид работы Телеэссе
Название  дисциплины Административное  право
Тема Понятие, система  и источники административного  права
Фамилия студента Плетнева 
Имя студента Эльвира
Отчество  студента Геннадьевна
№ контракта 00000090120107

 

     Содержание

Понятие, система и источники административного права……………………………..3 

     Основная  часть

Понятие, система и источники  административного  права 
 

      Административное  право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права определяют порядок организации и деятельности управленческого аппарата, права и обязанности должностных лиц и граждан, порядок рассмотрения административных споров, наложения административных взысканий.

      Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет –  тот круг общественных отношений, который  регламентирован нормами данной отрасли права. Характерная особенность  административного права в том, что оно в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). Несомненно, административное право – это право государства, необходимое условие его существования и функционирования. Административно-правовые нормы направлены на оптимизацию общественных процессов, вытеснения многих негативных явлений, объективно возникающих в них.

      Административное  право – это и право на жизнь  и защиту, и право на обжалование, и право на то, чтобы быть услышанным государством и обществом. Существенная часть норм права призвана обеспечить функционирование человека и общества в сложных системах, во взаимодействии с техническими достижениями прогресса. Многие административно-правовые нормы направлены на то, чтобы не допустить трагических повторений. Таковы всем известные Правила дорожного движения, правила эксплуатации многих видов техники, требования к функционированию некоторых отраслей экономики. Именно административное право приводит в действие механизм государственного принуждения, обеспечивает государственную монополию силы.

      Административное  право – это целостная, логически  завершенная система, состоящая  из правовых норм и институтов, объединенных общими предметом, методом, принципами и целью регулирования общественных отношений. Они согласуются друг с другом, опираются на единые определения, используют единую терминологию.

      Система любой отрасли права, и административное не является исключением, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных норм позволяет обеспечить целостность системы отрасли права, обеспечить практическую реализацию его норм.

      Традиционным  для большинства отраслей права  является система из двух крупных  взаимообусловленных блоков: общая часть и особенная часть

      В рамках Общей части административного  права выделяют нормы и институты, определяющие:

      1. предмет и метод правового  регулирования отрасли;

      2. характеристику административно-правовых  норм;

      3. особенности административно-правовых отношений;

      4. иерархию источников административного  права;

      5. статус участников административно-правовых  отношений;

      6. основу организации и деятельности  органов исполнительной власти;

      7. формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

      8. механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

      9. вопросы административной ответственности и административного принуждения.

      Что же касается Особенной части административного права, то ее структура обусловлена отдельными сферами государственного управления:

      1. управление экономической сферой. В данный институт входит управление  государственным имуществом, общие  вопросы управления предпринимательской деятельностью, управление антимонопольной деятельностью, управление промышленностью, управление сельским хозяйством, управление транспортом, управление связью, управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.д.

      2. управление социально-культурной  сферой, в рамках которой выделяют управление образованием, управление в области науки, управление в области культуры, управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.д.

      3. управление административно-политической  сферой, подразделяемое на управление в области обороны, управление в области безопасности, управление внутренними делами, управление иностранными делами, управление в области юстиции.

      Источники административного  права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы.

      Нормативно-правовой акт является источником административного  права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения  в сфере государственного управления).

      Источниками административного права являются многочисленные и разнообразные акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. В зависимости от того, каким органом государственной власти или должностным лицом были приняты акты, содержащие административно-правовые нормы, а значит, в зависимости от их юридической силы источники административного права делятся на несколько типов:

    1. Правовые акты федеральных органов государственной власти, включающие:

- Законы  Российской Федерации (Конституция РФ, акты Федерального Собрания, федеральные конституционные законы, федеральные законы, декларации, положения, постановления и др.)

- подзаконные федеральные акты (указы, распоряжения Президента РФ, постановления, распоряжения Правительства  РФ; приказы, постановления министерств и других федеральных органов власти; приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений).

      2.  Правовые акты субъектов Российской Федерации:

- законы  субъектов Российской Федерации  (конституции, уставы субъектов РФ, правовые акты представительных органов субъектов РФ, законы, положения, постановления).

- подзаконные  правовые акты субъектов РФ (акты  глав исполнительной власти субъектов  РФ, акты правительств или администрации субъектов РФ, ведомственные акты органов исполнительной власти субъектов РФ, приказы, инструкции руководителей государственных унитарных предприятий, учреждений субъектов РФ).

      3. Правовые акты органов местного самоуправления.

      4. Союзные акты (акты органов бывшего СССР). После распада Советского Союза некоторые акты продолжают действовать на территории России при соблюдении двух условий: если еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации; если они не противоречат новому российскому законодательству.

      5. Международно-правовые акты.

      В соответствии со статьей 15 Конституции  Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы.

      Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах, в которые они включаются как статьи, пункты, параграфы и т.д. такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками административного права и конкретными формами его выражения.

      В заключение следует сформулировать выводы обобщающего характера.

      Административное  право России следует рассматривать  в качестве отрасли юридической  науки и нормативного массива , высшим выражением которого должно выступать  отраслевое кодифицированное законодательство .

      Административное  право неразрывно связано с государственным  управлением. Это следует рассматривать  и как предмет административного  права  и как средство, при помощи которого осуществляется административно-правовое регулирование. Государственное управление в качестве предмета включает общественные отношения, с которыми связывается факт существования государства как социально-политического явления. К числу таких отношений следует прежде всего отнести отношения, связанные с формированием и функционированием государственного управления, обеспечением общественного порядка, осуществлением фискальной функции государства.

      Государственное управление как средство правового  регулирования непосредственным образом  связано с механизмом государственного принуждения. Независимо от того, применяется это принуждение реально или только предполагается, оно всегда имеет место и выступает либо в качестве стимула, обеспечивающего правомерное поведение субъектов   административно-правовых отношений, либо в качестве меры административно-правовой  ответственности за совершенный административный проступок.

      Рассмотрение  административного права «в широком  смысле» позволяет говорить о  выделении самостоятельной научной  специальности «Административное  право; Административно процессуальное право; Административная юстиция».

Информация о работе Понятие, система и источники административного права