Понятие законности, правопорядка и дисциплины. Их соотношение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Рассматриваемые нами ниже понятия сложны по своей структуре и содержанию и имеют множество спорных понятий и определений. За исключением, пожалуй, дисциплины, которую в юридической литературе кратко и чётко определяют, как форму поведения и общественных связей людей. Дисциплина подразделяется на множество видов, которые строго опираются на нормативно-правовые, индивидуально-правовые требования, а также на нравственные и иные предписания.

Работа содержит 1 файл

Обеспечение законности и дисциплины государственного правления.docx

— 76.19 Кб (Скачать)

Законность требует, чтобы  любые отступления от предписаний  закона своевременно вскрывались, последствия  правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.

Как уже говорилось ранее  – законность есть антипод произвола  – деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться  не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми  предписаниями, и учитывать при  этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к  правоприменительным, но и к правотворческим  органам, которые должны исключать  пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

С учётом сказанного можно  дать следующее определение законности.

Законность – это общественно-политический режим, состоящий в господстве права  и закона в общественной жизни, неукоснительном  осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с  правонарушениями и произволом в  деятельности должностных лиц, в  обеспечении порядка и организованности в обществе.

Содержание законности в  значительной степени зависит от состава её субъектов. Большинство  учёных связывают само понятие законности с деятельностью всех участников общественных отношений, т.е. государства, его органов, общественных и иных организаций, должностных лиц и  граждан. Однако существует мнение, которое  значительно сужает этот состав, исключая из него граждан, а в некоторых случаях и общественные и иные негосударственные организации. Но исключение кого-либо из состава субъектов законности создаёт иллюзию необязательности исполнения им правовых предписаний. Происходит сужение сферы законности, и она из общесоциального, политико-правового превращается в явление значительно узкое, связанное с деятельностью ограниченного круга субъектов.

Такое сужение круга субъектов  законности, в условиях административно-командной  системы способствовало появлению  «мёртвых зон», не подвластных закону. И хотя при этом провозглашались  идеи «всеобщности законности», фактически вне сферы её действия постоянно  оставалась верхушка партийного и государственного аппарата, а нередко и ряда государственных  органов. В период культа личности Сталина  это привело, в частности к  массовому произволу и беззаконию, а во время застоя и в постперестроечный  период – к развитию коррупции, формированию системы кланов, безнаказанно осуществляющих преступную деятельность. Подобные явления  имеют место и в настоящее  время.

Таким образом, сужение круга  субъектов законности разрушает  идею её всеобщности, общеобязательности правовых предписаний, равенства всех перед законом, что на деле приводит к размыванию режима законности.

Нормативная сторона законности определяется характером и содержанием  правовых норм, соблюдение и исполнение которых образует это понятие. Большинство  авторов связывают законность с  необходимостью соблюдения всех правовых норм. Однако есть мнение, что смысл  законности заключается в исполнении только норм, сформулированных в законах. Принятие этой позиции означало бы исключение из сферы законности обязательности соблюдения подзаконных нормативных актов, что, в конечном счете, неизбежно приведёт к ослаблению режима законности в стране.

Высказывалось и мнение о  том, что в понятие законности входят сами нормы права, само законодательство. Законность действительно теснейшим  образом связана с правом, с  законодательством, не может без  них существовать: люди соблюдают, исполняют  не абстрактные лозунги, а конкретные правовые предписания. Содержание законодательства, таким образом, определяет содержание законности, её нормативную сторону. Однако сами правовые норму являются предпосылкой, а не элементом законности. В противном случае укрепления законности можно было бы достичь только за счёт совершенствования законодательства. Необходимо и существование самостоятельного научного понятия, отличного от законодательства, которое в то же время отражало бы механизм перехода от правовой возможности  к правовой действительности.

Как уже было сказано ранее, в учебной и монографической  литературе нет единства мнений в  трактовке этой правовой категории. Например, В.В. Борисов даёт следующее  определение: «Законность – демократический  принцип Советской власти. Он проявляется в том, что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественным организациям, должностным лицам и гражданам предъявлено требование строжайшего выполнения советских законов; провозглашённые права и свободы граждан, их организаций, их законные интересы гарантируются, и обеспечивается выполнение возложенных на них обязанностей, реализация ответственности; точное и неуклонное выполнение нормативных актов и актов реализации права обеспечивается государством и общественными мерами»¹.

В других источниках интерпретировано сходное, по сути, определение законности как принципа. Если так, то законность как принцип представляет собой  совокупность идей и взглядов, посредством  которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных  поступков. В характеристиках законности как метода государственного руководства  обществом, как режима, состояния  и т.д. фактически речь идёт о строгом  и неуклонном соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм. Вместе с тем  в последние годы отечественной  теории гражданского права предпринимаются  попытки но-новому сформулировать определение законности. Так, Н.В. Витрук пишет: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве»¹, В.Н. Кудрявцев: «Законность – определённый режим общественной жизни, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов»².

Приведённые суждения о понятии  законности являются следствием исследования отдельных аспектов данной проблемы с применением конкретных методов  познания, что способствовало формированию такого многообразия определений законности. В своей совокупности все эти  аспекты образуют методологическую основу научной разработки законности как сложного политико-правового  явления.

Сама по себе идея системного подхода к законности не нова. Однако в общетеоретическом плане нелишне  выяснить, что следует понимать под  словом «аспект». В юридической литературе термин «аспект» имеет различное  значение – свойство, фактор, качество, сторона. Мы будем считать, что аспект – это способ отражения существенных особенностей социально-экономических  процессов посредством категории  «законность».

В этой связи можно выделить два типа аспектов.

1. Внутренние отражают  функциональную роль законности  в системе правовых явлений,  используемых для характеристики  правовой действительности. К их  числу относятся определения  законности как принципа, как  метода государственного руководства,  как режима, как состояния. 

2. Внешние определяют  место и роль законности в  системе ценностей, которые используются  для познания и объяснения  окружающей действительности.    

На наш взгляд, к внешним  аспектам, определяющим сущность и  содержание данного понятия, можно  отнести следующие: социально-экономический, политико-идеологический, духовный, логико-семантический  и юридический.

Социально-экономический  аспект определяет объективную природу  законности, формирует условия и  предпосылки её становления и  развития как самостоятельного явления  политико-правовой действительности, исключает возможность субъективно-идеалистического истолкования идеи и принципов законности. Он как бы материализует идею законности на практике.

Исследование политико-идеологического  аспекта имеет принципиальное значение для понимания законности как  закономерности общественного развития. Он обуславливает мировоззренческую  основу теории законности. В качестве примера можно привести диаметрально противоположную оценку, данную различными учёными-юристами, событиям августа  – сентября 1991 г. и октября 1993 г.

Поэтому с точки зрения политико-идеологического аспекта  в содержание понятия «законность» вводится её системообразующий принцип  – недопустимость противопоставления законности и целесообразности. С  учётом данного подхода законность выступает не только в качестве критерия оценки политико-правовых деяний в  плане их соответствия или несоответствия целям и задачам развития общества, но и как специфическая закономерность выполняет функцию их упорядочения.

Исходя из этой посылки, можно  дать следующее определение. Законность – обусловленная закономерностями общественного развития политико-правовая форма, обеспечивающая процесс движения общества к состоянию правомерности  путём разрешения противоречий между  политико-экономической целесообразностью  и ценностями права, выраженными  в действующем законодательстве.

Духовные устои народа всегда имели непреходящее значение. Не является исключением и современное состояние правовой мысли. В этом плане законность – одна из универсальных категорий теории государства и права, которая способна аккумулировать в своём содержании социально-экономические, политико-идеологические, нравственные и собственно юридические ценности посредством реализации идеи справедливости.

Одним из условий претворения  в жизнь идеи справедливости, заключённой  в содержании законности, выступает  категория долга как следствие  проявления определённого уровня правового  сознания, выраженного в действующем  законодательстве в виде юридической  обязанности, что способствует формированию системы требований, предъявляемых  обществом к поведению своих  граждан в интересах их же собственного благополучия.

Таким образом, с нравственной точки зрения законность – юридическая  форма выражения идеи справедливости путём формирования у индивида потребности  строгого следования предписаниям права.

Целью любого исследования в правоведении является определение  юридической природы изучаемого феномена. Для успешного решения  поставленной задачи, как нам представляется, необходимо прежде уяснить логико-семантическое  значение слова «законность». Оно  заключается в том, что существительные  подобной группы производны от сравнительного прилагательного «законный» и указывают  на процесс движения к цели. Поэтому  история становления и реализации идеи законности на практике выражается следующей формулой: по справедливости – по закону – законность.

С учётом изложенного можно дать краткую  характеристику собственно юридического содержания проблемы законности, которая, как правило, начинается с анализа  правовых предпосылок и условий  зарождения и развития данного политико-правового  явления. К ним можно отнести  следующие:

1. Наличие  государствообразующих органов, выполняющих правотворческую и правоохранительную функцию.

2. Действующая  система правовых предписаний,  отражающих закономерности развития  общества, направленная на упорядочение  общественных отношений и обеспечение  соответствующего состояния правопорядка.

3. Достижение  обществом определённого уровня  правовой культуры и правосознания,  позволяющего ставить задачу  по формированию идеи законности  и претворению её в жизнь.

Главное в любой теоретической  конструкции – определение сущности исследуемого явления. В нашем случае мы исходим из предпосылки, что сущностью  законности является требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми  участниками правовых отношений.

Но здесь возникает  проблема: как толковать и осуществлять данную правовую установку.

На наш взгляд, её нельзя понимать буквально, так как это  приведёт к отождествлению понятий  законности и реализации права. В  данном случае указанное выше системообразующее  требование выражает движение к цели – достижение законопослушания со стороны всех субъектов общественных отношений. Поэтому законность характеризует  не состояние или конкретный результат, а живой процесс, например формирование правового государства и гражданского общества.

Такое понимание сущности законности позволяет говорить о  её содержании как системном образовании, имеющем сложную элементарную структуру, посредством которой в понятии  законности обобщаются предметы –  носители признаков описываемого явления. В своём единстве они образуют объём категории «законность», а её анализ позволяет выявить признаки законности.

К элементам  содержания категории «законность» относятся:

1. Совокупность  идей, взглядов и принципов. Они  составляют теоретико-методологическое  содержание, мировоззренческую основу  теории законности, посредством  которых осуществляется объединение  смысла и назначение данной  категории в системе правовых  явлений.

2. Системообразующее  требование строгого и неуклонного  соблюдения и исполнения действующего  законодательства, выражающее цели  и потребности государственного  и общественного развития.

3. Цель  – формирование правового государства  и движение к состоянию правомерности.  Она достигается в процессе  реализации требования точного  соблюдения действующего законодательства.

4. Нормативная  основа законности – право,  без которого она немыслима.

5. Мотивационная  деятельность человека в пределах  концепции законности. Данный элемент  является связующим звеном во  всей теоретической конструкции.  Именно посредством целенаправленного  поведения субъектов общественных  отношений происходит материализация  идей законности.

6. Средства, способы, приёмы претворения в  жизнь идей и принципов законности.

На  основе всех этих элементов можно  сформулировать существенные признаки законности:

а) Причинно-следственная обусловленность законности политико-правовыми  процессами, происходящими в обществе и государстве.

Информация о работе Понятие законности, правопорядка и дисциплины. Их соотношение