Понятие законности, правопорядка и дисциплины. Их соотношение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Рассматриваемые нами ниже понятия сложны по своей структуре и содержанию и имеют множество спорных понятий и определений. За исключением, пожалуй, дисциплины, которую в юридической литературе кратко и чётко определяют, как форму поведения и общественных связей людей. Дисциплина подразделяется на множество видов, которые строго опираются на нормативно-правовые, индивидуально-правовые требования, а также на нравственные и иные предписания.

Работа содержит 1 файл

Обеспечение законности и дисциплины государственного правления.docx

— 76.19 Кб (Скачать)

В общетеоретическом контексте  дисциплина есть подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях (нормативных  и индивидуальных).

Понятие «дисциплина» является весьма сложным по содержанию и характеризуется  следующими признаками:

1.   дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе  совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т.п.);

2.   она сопряжена с подчинением одного субъекта другому, которое предполагает определённые властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;

3.   связана с наличием юридических и иных социальных (нравственных, партийных и пр.) обязанностей;

4.   это выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях. Причём о дисциплине в большей степени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы, сколько акты-действия, т.е. многочисленные устные приказы, задания и распоряжения руководителей. Её нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальными предписаниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов, соответствующее данным правилам;

5.   целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей, ибо её результатом выступает общественный порядок.

 

4.2 ВИДЫ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

Дисциплина по своей природе  неоднородна. Она постоянно находится  в процессе развития, качественно  изменяется вместе с обществом, с  различными видами его жизнедеятельности. В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют на государственную, трудовую, учебную, партийную и т.п. Государственная дисциплина связана  с выполнением субъектами (один из которых – орган государства)

Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых – орган государства) юридических обязанностей, содержащихся в правовых нормах, установленных  государством. Её существенный признак  состоит в том, что одним из участников отношений здесь является государство, представляемое органом  или должностным лицом.

Основные свойства права  – нормативность, определённость, системность, динамизм, гарантированность государством – позволяют использовать его  в качестве непрерывно действующей  системы типовых масштабов поведения, обеспечивающей урегулированность, дисциплину и порядок в обществе. Свойства и функции права служат укреплению дисциплины и организованности.

Правовые нормы, составляющие объективную основу государственной  дисциплины, создают характерный  для неё трудовой и профессиональный режим. Результат действия правовых норм, регулирующих отношения в сфере  государственной дисциплины, должен проявляться в соответствующем  стимулирующем воздействии на поведение  людей, коллективов и общества в  целом, т.е. в социально-психологических, морально-политических и экономических  сторонах общественных отношений.

Таким образом, дисциплинирующие возможности права превращаются в реальную дисциплину только тогда, когда правовые нормы неуклонно  и повсеместно претворяются в  жизнь, а их предписания воплощаются  в правомерном поведении, что  обеспечивает чёткое функционирование организаций, более эффективные  при тех же ресурсах производственную и иную коллективную деятельность. Именно на основе правомерного поведения  субъектов права достигается  управляемое единство действий, устанавливаются  в обществе государственная дисциплина и правопорядок.

Государственная дисциплина в свою очередь может подразделяться на служебную, воинскую, финансовую, налоговую и т.д.

Среди видов государственной  дисциплины особое место занимает воинская дисциплина, под которой можно  понимать подчинение военнослужащих обязанностям, содержащимся в соответствующих  правовых актах (законах, воинских уставах) и приказах командиров.

В новом более многогранном и сложном качестве предстаёт  в нынешних условиях и финансовая дисциплина, которая связана с  бюджетным процессом, денежным обращением, банковской деятельностью, кредитами, инвестициями, оплатой труда, пенсионным обеспечением, таможенными пошлинами  и иными явлениями социально-экономической  жизни государства и общества.

В условиях многоукладной  экономики всё более значимую роль играет налоговая дисциплина. Это связано с тем, что значение налогов в жизнедеятельности  нашего общества резко возросло. Функция  налогообложения становится самостоятельной  основной функцией Российского государства.

Под парламентской дисциплиной  можно понимать подчинение депутатов  обязанностям, содержащимся в регламенте палаты, к которой принадлежат  данные депутаты.

Наряду с парламентской  дисциплиной, которая может считаться  разновидностью государственной, всё  больше заявляет о себе и дисциплина голосования как разновидность  партийной дисциплины. Дисциплина голосования  – есть политическое обязательство, взятое на себя депутатом, следовать  директивам и голосовать так, как  решила его партия (парламентская  группа).

Что касается трудовой дисциплины, то она в современных условиях не может считаться чисто государственной, ибо трудовые процессы сегодня осуществляются и в частных фирмах, и в совместных предприятиях, и на казённых заводах.

Трудовая дисциплина сопряжена  с соблюдением правил внутреннего  распорядка, правил по технике безопасности, технологических и иных правил, а  также исполнения конкретных разовых  приказов и распоряжений руководителей  трудового процесса.

Практика показывает, что  дисциплина не складывается сама по себе. Более того, ослабление внимания к  проблемам дисциплины ведёт к  снижению её уровня. Комплексный подход к укреплению дисциплины требует  точного и полного учёта и  соблюдение факторов, которые влияют на её состояние. К ним относятся  экономические, социальные, организационные, воспитательные, юридические и другие меры.

Ответственность играет положительную  роль в упрочении дисциплины и  предполагает осудительную реакцию  коллектива, общества, государства  на факты недисциплинированного  поведения.

Человек, обладающий обострённым  чувством ответственности, не только способен предвидеть последствия своих решениё, совершаемых действий, но и критически оценивать их с точки зрения законов. Поэтому очевидно, что при отсутствии ответственности немыслимы сознательные дисциплина и организованность. Безответственность – основа недисциплинированности.

 

4.3 СООТНОШЕНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ С ЗАКОННОСТЬЮ И  ПРАВОПОРЯДКОМ.

 

Понятие «дисциплина» соотносится  с понятием «законность» следующим  образом. С одной стороны, дисциплина и законность преследуют одни и те же цели и в этом смысле тесно  взаимодействуют друг с другом. Укрепление дисциплины положительно сказывается  на укреплении законности и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают  незыблемость основ законности (М.Х. Хутыз, П.Н. Сергейко).

С другой стороны, они не совпадают по своему объёму. Понятие  «дисциплина» более широкое, чем  понятие «законность». В этой связи  вряд ли можно согласиться с мнением, высказанным в литературе, что «понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, как соблюдение дисциплины, т.е. исполнения правовых требований в организационной сфере общественной жизни – на производстве, в учреждениях, «силовых» структурах и т.п.» (А.Б. Венгеров).

Думается, всё обстоит  как раз наоборот. Если законность включает в себя выполнение обязанностей, содержащихся лишь в законах и  подзаконных актах, то дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся во всех правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в  иных социальных и технических предписаниях нормативного и индивидуального  характера.

Это признаётся и на уровне законодательства. В частности, в ст. 1 Указа Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» в редакции от 27 июня 2000 г. прямо закреплено следующее положение: «установить, что грубым однократным нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности, являются: нарушение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации; неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов».

Указание на то, что государственные  служащие должны исполнять решения  судов, лишний раз подчёркивает тот  факт, что дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся как в  нормативных, так и в правоприменительных  актах.

Поэтому дисциплина опирается  не только на нормативно-правовые требования, но и на требования индивидуально-правового  свойства, а также на нравственные, партийные и иные предписания.

Дисциплина представляет собой условие развития демократии, расширение которой, консолидация всех сил, стремящихся к переменам  в обществе, к его обновлению, требуют её сочетания с высокой  организованностью, законностью, правопорядком.

Законность, следовательно, можно рассматривать как составную  часть, ядро дисциплины. То есть, если результатом  дисциплины выступает общественный порядок, то результатом законности – порядок правовой, который тоже можно расценивать как основу общественного порядка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Рассмотренные нами правовые категории показали, что они имеют  много общего, поскольку слишком  высока степень их взаимопроникновений. Они формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определённость. Но всё это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.

Законность – качественная сторона правовой деятельности субъектов  права и их поведения; свойство метода, принципа, режима; правопорядок – состояние  правовой жизни общества, упроченная система правовых отношений.

Законность – реализующее  право правовое качество нормативных  и правореализационных актов; правопорядок – претворение в жизнь права, реализованные воля и интересы государственной  власти и народа.

Право, законы – юридическая  основа правопорядка; законность –  средства его установления; правопорядок – результат осуществления права  и законности, упорядочивающий социальную жизнь.

Единственное, что осталось отметить в конце, учитывая постоянные перепады настроения в государственной  и общественной жизнедеятельности  в условиях существующего в нашей  стране демократического режима, то, что  подлинная демократия невозможна без  законности, дисциплины и правопорядка, без которых превращается в хаос, различные злоупотребления.

В свою очередь законность, дисциплина и правопорядок не будут  социально-ценными (т.е. не будут приносить  людям пользу) без демократических  механизмов, институтов и норм, с  помощью которых можно легитимно  изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в  общественной жизни.

Укреплению законности, дисциплины и правопорядка способствуют такие  проявления демократии, как демократическое  содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов  и т.п.; В свою очередь, законность, дисциплина и правопорядок могут  способствовать развитию и укреплению демократии


Информация о работе Понятие законности, правопорядка и дисциплины. Их соотношение