Правительство как высший орган исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Роль исполнительной власти особенно важна там, где проводятся реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. Постсоциалистические государства, включая Россию, совершают этот переход, провозгласив основные цели правового государства. На исполнительную власть ложится главная тяжесть
проведения глубоких хозяйственных преобразований и создания рыночной экономики. Органы этой ветви государственной власти играют решающую роль для претворения в жизнь новых демократических законов, охраняющих права и интересы граждан.

Содержание

Введение. 3
1. Основы административно-правового статуса Правительства РФ. 4
2. Полномочия Правительства РФ. 10
3. Правовые акты Правительства. 13
4. Организация работы Правительства. 17
5. Правительство РФ и законодательный процесс. 19
6. Основы взаимоотношений Правительства РФ и органов государственной власти субъектов Федерации. 21
Заключение. 26
Список литературы. 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Федеральная служба исполнения наказаний федеральное  государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Владимирский юридический  институт Федеральной службы исполнения наказаний»

Предмет: Административное право

 

Курсовая  работа

 

Тема: Правительство  как высший орган исполнительной власти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Слушатель 6-го курса ФЗО 2-ой группы

Филимонова О.В.

 

Содержание.

 

Введение.

 

В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями. Исполнение законов, являющееся по концепции правового государства главной функцией исполнительной власти, объективно требует осуществления большой распорядительной деятельности, которая неизбежно затрагивает права и интересы граждан — защищает их, а порой и нарушает. Отсюда та тщательность, с которой в каждом демократическом государстве подходят к вопросам формирования, организации и ответственности органов исполнительной власти.

Исполнительная власть, а конкретнее — ее «силовые» министерства (обороны, внутренних дел, безопасности и др.), олицетворяет принудительную силу государства, а потому является предметом постоянного внимания со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерных ограничений свободы. Столь же велика позитивная роль, а вместе с нею и опасность экономических министерств и ведомств, которые, содействуя свободной экономике и росту благосостояния, одновременно могут своим регулированием непомерно ограничить право частной собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от исполнительной власти в немалой степени зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственная поддержка культуры.

Выполняя в целом  безусловно полезную и необходимую  функцию, исполнительная власть почти  во всех странах и на всех уровнях  обнаруживает в себе тенденцию к  разбуханию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу. Обилие разного рода министерств и ведомств объективно требует высокой координации их деятельности, что, увы, достигается далеко не всегда. Постоянной и повсеместной проблемой является установление деловых бесконфликтных взаимоотношений между исполнительной властью и властями законодательной и судебной. Эта проблема становится более острой в федеративных государствах, где вертикаль исполнительной власти постоянно сталкивается с трудностями распределения компетенции между центром, субъектами федерации и местным самоуправлением.

И тем не менее роль исполнительной власти во всех государствах весьма велика и характеризуется тенденцией к усилению. К этому побуждают общее усложнение международной жизни и внутренней обстановки во многих странах, потребности экономики и растущие социальные нужды. Исполнительная власть реагирует на предъявляемые ей обществом требования поиска новых путей эффективной деятельности частыми реорганизациями внутренней структуры, обновлением методов деятельности.

Роль исполнительной власти особенно важна там, где проводятся реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. Постсоциалистические государства, включая Россию, совершают этот переход, провозгласив основные цели правового государства. На исполнительную власть ложится главная тяжесть

проведения глубоких хозяйственных преобразований и  создания рыночной экономики. Органы этой ветви государственной власти играют решающую роль для претворения в жизнь новых демократических законов, охраняющих права и интересы граждан.

 

 

1. Основы административно-правового  статуса Правительства РФ.

Правовую основу организации  и деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные  конституционные законы, в том  числе Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ.

Более детально система  важнейших нормативных правовых актов выглядит следующим образом:

1)  Конституция РФ;

2)   Федеральный   конституционный  закон от   17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»;

3)  Указ Президента  РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке  опубликования и вступления в  силу актов Президента Российской  Федерации, Правительства Российской  Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;

4)  Регламент Правительства  Российской Федерации, утвержденный  постановлением Правительства РФ  от 1 июня 2004 г. № 260;

5)  Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»

6)  Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Данная система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.

Правительство РФ осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом  РФ, Федеральным Собранием и судами. При этом Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство РФ — это высший орган исполнительной власти, хотя слово «высший» применительно к этому федеральному органу в Конституции РФ не употребляется. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

От других федеральных  органов Правительство РФ отличается предметом и сферой деятельности. В пределах своих полномочий Правительство  РФ:

а)  организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ;

б)  осуществляет систематический  контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

в)  принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.1

Правительство РФ на основании  и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных  указов Президента РФ издает постановления  и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также  принимает акты, не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти, соответствующим должностным лицам.

Состав Правительства  РФ зависит от структуры федеральных  органов исполнительной власти, т. е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период времени.

Правительство РФ состоит  из членов Правительства РФ: Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных  министров. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 ноября 2005 г. № 1319 «Вопросы Правительства Российской Федерации» Председатель Правительства РФ имеет трех заместителей, в том числе Первого заместителя и заместителя — министра обороны РФ.

Председатель Правительства  РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, а освобождается от должности также Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства РФ в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ. Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства РФ поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства РФ на срок до двух месяцев. В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные  министры назначаются на должность  и освобождаются от должности  Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ; они имеют право подавать заявления об отставке.

Для членов Правительства  РФ устанавливаются определенные обязанности  и ограничения. Например, они обязаны  в установленном порядке представлять в налоговые органы сведения о  полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Члены Правительства РФ не вправе, например: занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ, который взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания. Организационная структура Аппарата Правительства РФ включает руководство Аппарата и его подразделения — департаменты, управления, секретариаты Председателя Правительства РФ, его заместителей и Руководителя Аппарата Правительства РФ.2

Распоряжением Правительства  РФ от 26 апреля 2004 г. № 520-р утверждена структура Аппарата Правительства РФ:

1)  заместители Руководителя  Аппарата Правительства РФ, полномочные  представители Правительства РФ  в палатах Федерального Собрания  РФ, в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем  Арбитражном Суде РФ;

2)  секретариаты Председателя  Правительства РФ, Заместителя Председателя  Правительства РФ и Руководителя  Аппарата Правительства РФ —  министра РФ;

3) Административный департамент  Правительства РФ;

4)  Департамент государственного  управления и местного самоуправления Правительства РФ;

5)  Департамент массовых  коммуникаций, культуры и образования  Правительства РФ;

6)  Департамент международного  сотрудничества Правительства РФ;

7) Департамент оборонной  промышленности и высоких технологий  Правительства РФ;

8) Департамент отраслевого  развития Правительства РФ;

9)  Департамент регионального  мониторинга Правительства РФ;

10)  Департамент социального  развития и охраны окружающей  среды Правительства РФ;

11) Департамент экономики  и финансов Правительства РФ;

12)  Правовой департамент  Правительства РФ;

13)  Департамент делопроизводства  и контроля Правительства РФ;

14) Департамент управления  делами Правительства РФ.

Правительство РФ руководит  работой федеральных министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство РФ решает следующие общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти:

а)  утверждает положения  о федеральных министерствах  и об иных федеральных органах  исполнительной власти, устанавливает  предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

б)  устанавливает порядок  создания и деятельности территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

в)  назначает на должность  и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей  федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

г)  в случае необходимости  отменяет акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливает действие этих актов;

д)  учреждает организации, образовывает координационные, совещательные  органы, а также органы при Правительстве  РФ.

К общим полномочиям  Правительства РФ относятся:

а)  организация реализации внутренней и внешней политики РФ;

б)  осуществление регулирования  в социально-экономической сфере;

в)  обеспечение единства системы исполнительной власти в  Российской Федерации, направление  и контроль деятельности ее органов;

г)  формирование федеральных  целевых программ и обеспечение их реализации;

д)  реализация права  законодательной инициативы.

Информация о работе Правительство как высший орган исполнительной власти